Презентация, доклад на тему Проект История падежей русского языка

Содержание

После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте. Чтобы это сделать, нужно было систематизировать язык. Грамматик в то время ещё не существовало. Термин « падеж» пришёл в славянскую грамматику из старославянского языка, где

Слайд 1ИСТОРИЯ ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
“Кто грамоте горазд – тому не пропасть”

(пословица)




Проект 4а (коррекционного) класса
Учитель: Долматова Е.Г.

ИСТОРИЯ  ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА“Кто грамоте горазд – тому не пропасть”

Слайд 2После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте.


Чтобы это сделать, нужно было систематизировать язык. Грамматик в то время ещё не существовало.
Термин « падеж» пришёл в славянскую грамматику из старославянского языка, где падежь был дословным переводом греческого слова ptosis .
Предполагается, что это слово взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх.

После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте. Чтобы это сделать, нужно было систематизировать

Слайд 3Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их

то на одну то на другую сторону и изменением, «падением» имени существительного с получением им того или иного падежного окончания.
Таким образом слово "падеж" обозначает изменение окончания.

Ахилл и Аякс играют в кости. Рисунок на древнегреческой вазе

Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну то на другую

Слайд 4Падежи

Падежи

Слайд 5А ВСЕГДА ЛИ ПАДЕЖИ НОСИЛИ ЭТИ ИМЕНА?

А ВСЕГДА ЛИ ПАДЕЖИ НОСИЛИ ЭТИ ИМЕНА?

Слайд 6Именительный падеж, оказывается носил имя
« Прямой»
Существительное в этом падеже –

это прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова. Назвать прямой падеж «именительным» впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого , означало « именующий, называющий имя».
Поэтому, Именительный – тот , который
называет по имени, именует.

Метелий Смотрицкий

Именительный падеж, оказывается носил имя « Прямой»Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Отвечает на

Слайд 7Родительный падеж назывался «родный».
Получил своё название в русской грамматике только в

XIV веке. Это перевод греческого слова genike - означает «полученный с рождения». Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение.
Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города) .
Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?

Родительный падеж назывался  «родный». Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод

Слайд 8Дательный падеж был «дательный».
Название заимствовано из старославянского языка в переводе

с греческого dotike - «дательный».
Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают
(подарок брату, звонок другу).
Существительные в этом падеже
отвечают на вопросы кому? чему?

Дательный падеж был   «дательный». Название заимствовано из старославянского языка в переводе с греческого dotike

Слайд 9Винительный падеж – «виновный»
Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий

Зизаний в XVI веке на основе прилагательного «виновный».
Это перевод с греческого слова aitiatike что означало «причинный».
Название падежа дано по слову «вина».
Основное значение винительного « причинного»
падежа – называть объект действия
(любить маму, писать письмо).
Вопросы этого падежа кого? что?

Лаврентий Зизаний
Винительный падеж – «виновный»Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний     в

Слайд 10Творительный падеж
Название также ввёл Лаврентий Зизаний в 1596 году. Этот падеж

связан по семантике с глаголом «творить» - делать что-то
при помощи какого-то орудия, средства.
Отсюда и основное значение
творительного падежа – орудийное,
инструментальное
(писать пером, рисовать красками) .
Его вопросы кем? чем?

Творительный падежНазвание также ввёл Лаврентий Зизаний в 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом «творить»

Слайд 11Предложный падеж - «сказательный»
Михаил Васильевич Ломоносов переименовал Сказательный в Предложный падеж,

отразив тем самым его признак – обязательное
употребление предлога
(учиться в школе, побывать в городе).
Вопросы этого падежа о ком ? о чём?

М.В. Ломоносов

Предложный падеж - «сказательный»Михаил Васильевич Ломоносов переименовал Сказательный в Предложный падеж, отразив тем самым его признак –

Слайд 13Надо запомнить!
Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:
«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».
«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».
«Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку».
«Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить».
«Иван Романович, Дайте Вашу Трубку Покурить».
«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».
«Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное».
«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
«И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».
«Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать».
«Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать».
«Иван Родил Девочку Валю, Толстенькую, Пузатенькую».
«Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить».
«Иван Рубил Дрова , Велел Тащить Полено».

Надо запомнить!Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».«Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку».«Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить».«Иван Романович, Дайте Вашу Трубку Покурить».«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».«Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное».«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».«И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».«Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать».«Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать».«Иван Родил Девочку Валю, Толстенькую, Пузатенькую».«Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить».«Иван Рубил Дрова , Велел Тащить Полено».

Слайд 14А есть ли падежи в других языках ?
Оказывается не только

русским школьникам приходится учить падежи.
В английском языке имеется 2 падежа, в немецком 4.
А вот эстонские ученики должны запомнить 14 падежей, а школьники в Финляндии - 15 падежей.
Дети Венгрии изучают 22 падежа.
В некоторых языках народов Дагестана - 48 падежей.
А у китайцев существительные совсем не склоняются
и падежей в грамматике нет.

А есть ли падежи в других языках ? Оказывается не только русским школьникам приходится учить падежи. В

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть