Презентация, доклад на тему Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Содержание

Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее «дуэли». Это поиск контакта – тесного и органичного… Е.Н.

Слайд 1Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Автор: А. П.

Шевчук,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «СОШ №1»
г. Братска.
Применение технологии встречных усилий  на уроках русского языка и литературыАвтор: А. П. Шевчук, учитель русского языка

Слайд 2Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее «дуэли». Это

поиск контакта – тесного и органичного…
Е.Н. Ильин

Педагогика встречных усилий на современном уроке

или Как сделать так, чтобы каждый ребенок захотел учиться

Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее «дуэли». Это поиск контакта – тесного и органичного…

Слайд 3В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимания построение урока,

выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося.
Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий – эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия.
В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя

Слайд 4Мозаика встречных усилий учителя и учащихся


Мозаика встречных усилий  учителя и учащихся

Слайд 5
Педагогические приемы «разминки»
«Отсроченная отгадка»


Учитель предлагает учащимся
загадку (удивительный факт),
отгадка которой будет

открыта
в процессе работы
над новой темой

«Эпиграф»

«Погружение»

Учащимся предлагается
осмыслить текст на доске,
и придумать, как он может
быть связан с темой урока

«Учебная цепочка»: учащиеся
один за другим составляют
характеристику какого-нибудь
языкового явления.

Педагогические приемы «разминки»«Отсроченная отгадка»Учитель предлагает учащимсязагадку (удивительный факт), отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой

Слайд 6Отсроченная отгадка
Отгадайте загадку:
1). Круглый, как мяч, с

виду зелёный,
в середине красный.
2). Маленький, кругленький,
за хвост не поднять.
3). Носик стальной, а хвост льняной.
- Какие слова нам помогли отгадать загадку?
- Какая это часть речи?
Что мы сегодня будем изучать?

2. Давно живу я в мире этом,
даю названья всем предметам.
- Какая часть речи даёт названия предметам?

Отсроченная отгадкаОтгадайте загадку:    1). Круглый, как мяч, с виду зелёный,

Слайд 73. О каких местоимениях мы будем
говорить сегодня?


А) И какое в

свете чудо?

Б) Чем вы гости торг ведете
И куда теперь плывёт?

В) Чей это конь неутомимый
Бежит в степи необозримой?
3. О каких местоимениях мы будем говорить сегодня?А) И какое в свете чудо?Б) Чем вы гости торг

Слайд 84. Утром –
Так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт

оно
Розовой жар птицей.
А стемнеет, он придёт
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна.


- Кто же ОН, ОНО, ОНА ?

- К какой части речи
относятся ОН, ОНО, ОНА

- Какие из них называют
предмет, а какие только
указывают?


- Почему местоимения
называются именно так?

4. Утром – Так заведено – Разомкнёшь ресницы,И к тебе идёт оноРозовой жар птицей.А стемнеет, он придётТоненький,

Слайд 9Эпиграф:
Тема урока: «Своеобразие лирики Н.А .Некрасова»
1. «То сердце не научится любить,

которое устало ненавидеть»

2. «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?»

«Я лиру посвятил народу своему…»



2. Смысл эпиграфов раскрывается по ходу урока

Прочитайте эпиграф.
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

1. В начале урока:

Эпиграф:Тема урока: «Своеобразие лирики Н.А .Некрасова»1. «То сердце не научится любить,    которое устало ненавидеть»2.

Слайд 10
Виды работы на контрольно-подготовительном этапе урока
«Лови

ошибку!»

«Опрос –
кроссворд»

«Повтор
с расширением»

«Согласен –
не согласен»

Учитель намеренно допускает
Ошибку, ученики исправляют

Заполняется кроссворд по теме, заранее
подготовленный учителем или учениками

Ученики самостоятельно готовят
и задают вопросы, расширяющие
учебный материал

Диалог: ученики обращаются друг
к другу или к учителю с тезисами,
которые можно принять или оспорить.

Виды работы на контрольно-подготовительном этапе урока«Лови       ошибку!» «Опрос –

Слайд 11Кроссворд

Кроссворд

Слайд 12
Приемы, используемые для создания ситуации «вызова»
«Цель и цели».


«Вопросы к тексту».





«Знаю – не знаю».

После сообщения цели урока учитель
предлагает учащимся сформулировать свои
цели, важные для них лично

Ученик самостоятельно определяет
степень освоенности темы, выставляя
условные значки на полях конспекта
по изучаемой теме

Происходит обсуждение степени
усвоения материала, соединение знаний
всех учащихся

Приемы, используемые для создания ситуации «вызова»«Цель и цели». «Вопросы к тексту». «Знаю – не знаю». После сообщения

Слайд 13
Педагогические приемы этапа сотворчества
Деловые игры.
«Театрализация».
«Кластер». Идеи группируются в определенные блоки и

располагаются вокруг ключевого слова. Активно используются возможности видеоряда.
Отчет о проделанной групповой исследовательской или творческой работе.
Педагогические приемы этапа сотворчестваДеловые игры.«Театрализация».«Кластер». Идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова. Активно используются

Слайд 14Деловая игра

Деловая игра

Слайд 15Театрализация

Театрализация

Слайд 16Творческие работы по предмету

Творческие работы по предмету

Слайд 17Кинолента по ДРЛ «Сказание о Кожемяке»
Творческие работы по теме «Фольклор»

Кинолента по ДРЛ «Сказание о Кожемяке»Творческие работы по теме «Фольклор»

Слайд 19Край, ты мой родимый край
Конский бег на воле
Вам не видать таких

сражений…
Край, ты мой родимый крайКонский бег на волеВам не видать таких сражений…

Слайд 21Творческая встреча
с братским поэтом
А.В. Лисица

Творческая встреча с братским поэтом А.В. Лисица

Слайд 22Внеклассная работа по предмету

Внеклассная работа по предмету

Слайд 23Участие в городских мероприятиях по предмету
День
лицеиста
Конкурс
«Герой
Нашего
Времени»

Участие в городских мероприятиях по предметуДень лицеистаКонкурс«Герой НашегоВремени»

Слайд 24
Ожидаемый результат
Высокий уровень сформированности языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.
Психологическая подготовленность

ученика к необходимости прилагать постоянные усилия в той или иной деятельности для достижения успеха.
Ожидаемый результатВысокий уровень сформированности языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.Психологическая подготовленность ученика к необходимости прилагать постоянные усилия

Слайд 25О ситуации успеха на уроке
Переживая ситуацию успеха, ребенок

обретает достоинство, убеждается, что он чего-то стоит как человек.
Психолог Е. Коротаева

Условия создания ситуации успеха:

Доброжелательность (уменьшает страх перед неудачей, побуждает к активности)
Снятие страха
Педагогическое внушение
Оценивание детали, а не целого

Ситуация – это то, что учитель
способен организовать на уроке

О ситуации успеха на уроке   Переживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, убеждается, что он чего-то

Слайд 26Учитель должен, делая «шаг навстречу», подниматься сам на новую ступеньку в

своем методическом опыте, умении строить отношения со своим учеником

Ученик захочет учиться, если будет непосредственно включен в учебную деятельность, если увидит результат своего труда, если почувствует свою значимость

Учитель должен, делая «шаг навстречу», подниматься сам на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить отношения

Слайд 27Закончить хочу притчей:

Жил мудрец, который знал все.
Один человек захотел

доказать,
что мудрец знает не все.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
"Скажи, мудрец, какая бабочка у меня
в руках: мертвая или живая?" А сам думает:
"Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет
мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил:
"Все в твоих руках". 
Результаты нашей работы - в наших руках.
Закончить хочу притчей: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть