Презентация, доклад Знаки препинания при однородных членах предложения.

Содержание

Изучение теории

Слайд 1Презентация Запятая при однородных членах предложения

Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Презентация Запятая при однородных членах предложения

Слайд 5Изучение теории

Изучение теории

Слайд 10Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединёнными посредством союзов:

Со всех сторон слышались смех, песни, веселье (Л. Толстой).  В комнате всё смотрело уютно, чисто, светло (Салтыков-Щедрин).  У ног его две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки (М. Горький).
Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединёнными посредством союзов:       Со

Слайд 11Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится. О, О, О  Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь. (М. Горький)

Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится. О, О, О   Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь. (М. Горький)

Слайд 12 Примечание Два или несколько определений, согласованных с одним и тем

же существительным и не соединённых между собой посредством союзов, являются однородными только в том случае, пока каждое из них непосредственно относится к этому существительному: По мшистым, топким берегам темнели избы здесь и там (А.Пушкин). 
Примечание   Два или несколько определений, согласованных с одним и тем же существительным и не

Слайд 13С бодрым чувством надежды на новую, лучшую жизнь он в девятом часу

ночи подъехал к своему дому (Л. Толстой).  Где жаркое волненье, где благородное стремленье и чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых?  (А.Пушкин).  Стал накрапывать редкий, мелкий дождь (А.Чехов).
С бодрым чувством надежды на новую, лучшую жизнь он в девятом часу ночи подъехал к своему дому (Л. Толстой).

Слайд 14Но определения не являются однородными, если предшествующее прилагательное относится ко всему

последующему словосочетанию, а не непосредственно к существительному:
Но определения не являются однородными,   если предшествующее прилагательное относится ко всему последующему словосочетанию, а не

Слайд 15 Шёл длинный товарный поезд (А.Чехов). За дорогой — стриженая липовая аллея (Л. Толстой). 

Были в конторе старые висячие стенные часы (Л. Толстой).
Шёл длинный товарный поезд (А.Чехов).   За дорогой —   стриженая липовая аллея (Л. Толстой). 

Слайд 16 Примечание Не являются однородными членами предложения и, следовательно, не разделяются

запятыми два одинаковых по форме глагола, следующие один за другим и образующие единое смысловое целое:  Пойду узнаю. Пойти посмотреть. Возьми отнеси. Сядем потолкуем. Посидели поговорили.
Примечание  Не являются однородными членами предложения и, следовательно, не разделяются запятыми два одинаковых по форме

Слайд 17 Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов а, но,

да (в значении «но»), однако, хотя …: Не род, а ум поставлю в воеводы (А.Пушкин). Она говорила мало, но толково (И.Тургенев).   На взгляд-то он хорош, да зелен (И. Крылов). Неодолимая, хотя и тихая сила увлекала меня (И. Тургенев). 
Запятая ставится  между однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов а, но, да (в значении «но»), однако, хотя …:  Не

Слайд 19После последнего однородного члена, связанного противительным союзом, запятая не ставится. Не род,

а ум поставлю в воеводы  (А. Пушкин).
После последнего однородного члена,  связанного противительным союзом,   запятая не ставится.  Не род, а ум поставлю

Слайд 20Союз однако следует отличать от вводного слова однако: - союз однако можно заменить на синонимичный

союз но: однако = но Если однако является союзом, то запятая ставится перед ним.
Союз однако следует отличать от вводного слова однако:   -  союз однако можно заменить на синонимичный союз но: однако = но

Слайд 21Сравнить  Задача была нетрудной, однако трудоёмкой. – Задача была нетрудной, но трудоёмкой.

Сравнить   Задача была нетрудной, однако трудоёмкой. –   Задача была нетрудной, но трудоёмкой.

Слайд 22Если однако является вводным словом, то запятые ставятся с двух сторон. Он, однако, остался спокоен.

Если однако является вводным   словом, то запятые ставятся с двух   сторон.  Он, однако, остался спокоен.

Слайд 23Примечание  Союзы и, да, да и  могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»).

Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится.
Примечание  Союзы и, да, да и  могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»).   Эти союзы вводят

Слайд 24Сравнить  Люди посмеивались над ним, и справедливо (В. Панова). – Люди посмеивались над ним, и притом справедливо. Что тут

прикажешь делать скульптору, да ещё плохому  (И. Тургенев). – Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому.
Сравнить  Люди посмеивались над ним, и справедливо (В. Панова). – Люди посмеивались над ним, и притом справедливо.  Что тут прикажешь делать скульптору, да ещё

Слайд 25Запятая ставится между парными однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов как —

так и, не столько (не столь) — сколько (сколь), столько же (столь же) — сколько (сколь), не только — но и, если не — то, хоть (хотя) — но (а)... (запятой перед как, не столько, если… ставить не следует):
Запятая ставится  между парными однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов как — так и, не столько (не

Слайд 27Обратите внимание! Однородные члены с двойными и парными союзами разделяются одной запятой,

которая ставится перед второй частью союза. Ни перед первым однородным членом, ни после последнего однородного члена запятая не ставится.
Обратите внимание!  Однородные члены  с двойными и парными союзами разделяются одной запятой,  которая ставится

Слайд 28Сравнить  Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. – Зарево распространилось над центром

города, далеко вокруг. Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим. – Я имею поручение от судьи, от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.
Сравнить   Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. – Зарево распространилось над центром города, далеко вокруг.  Я

Слайд 29Способ проверки Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, опустите двойной

союз: запятая ставится между однородными членами, как при бессоюзной связи.
Способ проверки   Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, опустите двойной союз:   запятая

Слайд 30 А я не только впредь не трону здешних

стад, но сам за них с другими грызться рад (И.Крылов).  Он с виду хоть и прост, а свойство чудное имеет (И.Крылов).  Как недостатки, так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой (В.Белинский).  Необходимо побывать если не во всех, то по крайней мере в большинстве районов.
А я не только впредь не трону здешних стад, но сам за них с другими

Слайд 31 Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов  и…и,

да…да, то…то, ли—ли, или— или :
Запятая ставится   между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов  и…и, да…да, то…то, ли—ли,

Слайд 32Если повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или;

либо... либо; то... то; не то... не то) – запятая между однородными членами ставится. и О, и О; ни О, ни О; то О, то О
Если повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то...

Слайд 33Если союзы повторяются, то знаки препинания ставятся так же, как при

бессоюзной связи, то есть между однородными членами (перед первым однородным членом и после последнего однородного члена запятая не ставится!).
Если союзы повторяются,  то знаки препинания ставятся так же, как при бессоюзной связи, то есть между

Слайд 34Сравнить  Уже не стало видно ни земли, ни деревьев,  ни неба. – Уже не стало видно земли, деревьев, неба.

Сравнить   Уже не стало видно ни земли, ни деревьев,  ни неба. –   Уже не стало видно земли, деревьев, неба.

Слайд 35Запятая ставится между всеми однородными членами, когда - часть их связана

повторяющимися союзами, а - остальные соединяются бессоюзной частью.
Запятая ставится   между всеми однородными членами, когда   - часть их связана повторяющимися союзами,

Слайд 36Сравнить  Он слеп, упрям, нетерпелив,  и легкомыслен, и кичлив  (А. Пушкин). –  Он слеп, упрям, нетерпелив,  легкомыслен, кичлив.

Сравнить   Он слеп, упрям, нетерпелив,  и легкомыслен, и кичлив  (А. Пушкин). –   Он слеп, упрям, нетерпелив,  легкомыслен, кичлив.

Слайд 38 Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (И. Тургенев).  Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал  (И. Тургенев).  Здесь

барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца (А.Пушкин).  Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон (А.Пушкин). 
Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (И. Тургенев).  Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал  (И. Тургенев).  Здесь барство дикое без

Слайд 39Уже не стало видно ни земли, ни деревьев,  ни неба. Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения  (А.

Куприн).
Уже не стало видно ни земли, ни деревьев,  ни неба.   Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения  (А. Куприн).

Слайд 40Примечание Если повторяющимися союзами и, ни соединены два однородных члена с противоположными значениями,

образующие одно цельное выражение, то запятая между ними не ставится :  ни то ни сё, и так и эдак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни взад ни вперёд,
Примечание  Если повторяющимися союзами и, ни соединены два однородных члена с противоположными значениями, образующие одно цельное выражение, то

Слайд 41ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, и туда и

сюда, ни больше ни меньше, ни днём ни ночью, ни конца ни края, ни пуха ни пера, ни тот ни другой, ни прибавить ни убавить 
ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, и туда и сюда,  ни больше ни меньше,

Слайд 42Запятая не ставится между двумя однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом

и образующими тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов): Были и лето и осень дождливы  (В. Жуковский).
Запятая не ставится   между двумя однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом и образующими тесное смысловое

Слайд 44Запятая ставится между всеми однородными членами предложения и в том случае,

когда только часть их имеет впереди себя повторяющиеся союзы: Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (А. Пушкин). 
Запятая ставится   между всеми однородными членами предложения и в том случае, когда только часть их

Слайд 46Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну  (А. Пушкин).  Ты внемлешь

грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов  (А. Пушкин).  Буду ли я пеною в море, или голубою мглой на горах, или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе (М. Горький).  Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон (А.Пушкин).
Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну  (А. Пушкин).  Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури

Слайд 47 Запятая ставится между парами однородных членов предложения (внутри таких пар

запятая не ставится): Когда мы были студентами, мы всюду втискивали науку, кстати и некстати, с умыслом и без умысла, искусно и неискусно  (Д. Писарев).
Запятая ставится   между парами однородных членов предложения (внутри таких пар запятая не ставится): Когда

Слайд 48Однородные члены и обобщающее слово

Однородные члены   и   обобщающее слово

Слайд 50Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом.  Обобщающее слово  - является тем же

членом предложения, что и другие однородные члены, - отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:
Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом.   Обобщающее слово  - является тем же членом предложения, что

Слайд 511. Обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены – части этого

целого: За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов  (М. Шолохов).
1. Обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены – части этого целого:  За деревней с холма

Слайд 522. Обобщающее слово обозначает - родовое (общее понятие), а -однородные

члены – видовые (более частные понятия): Пронзительно кричала птица: петухи, гуси,  индейки  (А. Фадеев).
2. Обобщающее слово обозначает  - родовое (общее понятие), а   -однородные члены – видовые (более

Слайд 533. Обобщающие слова выражаются разными частями речи, но чаще всего местоимениями

и местоимёнными наречиями и существительными:
3. Обобщающие слова  выражаются разными частями речи, но  чаще всего местоимениями и местоимёнными наречиями и

Слайд 54Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, и весной  (всегда – местоимённое наречие). Здесь всё: и здание, и зелень –

воспринимал особо я (всё – местоимение).
Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, и весной  (всегда – местоимённое наречие).   Здесь всё: и здание, и зелень – воспринимал особо я

Слайд 55Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами

Знаки препинания   при однородных членах   с обобщающими словами

Слайд 58Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то перед первым однородным членом

ставится двоеточие:  Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, и весной.
Если обобщающее слово   стоит перед однородными членами, то перед первым однородным членом ставится двоеточие:   Лес прекрасен всегда:

Слайд 60Обратите внимание! Если после обобщающего

слова стоят слова как-то, а именно, например, то есть, - то перед ними ставится запятая, - а после них – двоеточие Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с хозяином и с прочими властями (И.Тургенев). О, то есть: о, о, о
Обратите внимание!        Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно,

Слайд 61Если однородные члены, стоят после обобщающего слова и не заканчивают собой

предложение, то - перед первым из них ставится двоеточие, - а после последнего – тире. Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький). О: о, о, о – ...
Если однородные члены,  стоят после обобщающего слова и не заканчивают собой предложение, то  - перед

Слайд 62Если же по условиям контекста после однородных членов требуется постановка запятой,

то она ставится, а тире обычно опускается. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, как-то: муку, пеньку, мёд и прочее, но покупает только небольшие безделушки (Н. Гоголь).
Если же по условиям контекста после однородных членов требуется постановка запятой, то она ставится, а тире обычно

Слайд 63 Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится

тире. о, о, о – О  Но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди (А. Чехов).
 Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. о, о, о – О

Слайд 64Обратите внимание! Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное

слово (словом, одним словом, короче говоря и др.), то перед вводным словом ставится тире, а после вводного слова – запятая. о, о, о – словом, О
Обратите внимание!   Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (словом, одним словом,

Слайд 65Он поёт о косе, о пашне, об урожае, о трудовом поте – словом, обо всём том, на что мы, люди

порядочные, привыкли смотреть свысока  (М. Салтыков-Щедрин).
Он поёт о косе, о пашне, об урожае, о трудовом поте – словом, обо всём том, на что мы, люди порядочные, привыкли смотреть свысока  (М. Салтыков-Щедрин).

Слайд 67План разбора однородных членов 1. Указать, какими членами предложения являются однородные члены

и какими грамматическими формами они выражены. 2. Указать, как связаны между собой однородные члены (бессоюзная связь, союзная связь – тип союза или союзов). 3. При наличии обобщающего слова указать его положение по отношению к однородным членам (перед однородными членами или после них). 4. Знаки препинания при однородных членах.
План разбора однородных членов 1. Указать, какими членами предложения являются однородные члены и какими грамматическими формами они

Слайд 68Образец разбора Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы,

железо (М. Горький).
Образец разбора  Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).

Слайд 69Данное предложение осложнено однородными обстоятельствами места, выраженными существительными в косвенном падеже

с предлогом (над головой, под ногами) и наречием (рядом). Два первых обстоятельства связаны бессоюзной связью, поэтому разделяются запятой (над головой, под ногами).
Данное предложение осложнено однородными обстоятельствами места, выраженными существительными в косвенном падеже с предлогом (над головой, под ногами) и

Слайд 70Второе и третье обстоятельства связаны одиночным соединительным союзом и, поэтому запятой не

разделяются (под ногами и рядом). Однородные члены имеют при себе обобщающее слово (везде), выраженное местоимённым наречием.
Второе и третье обстоятельства связаны одиночным соединительным союзом и, поэтому запятой не разделяются (под ногами и рядом). Однородные члены имеют

Слайд 71Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому после него ставится двоеточие.

Поскольку предложение не заканчивается однородными членами, то после них ставится тире.
Обобщающее слово  стоит перед однородными членами, поэтому после него ставится двоеточие.   Поскольку предложение

Слайд 73Практическая отработка

Практическая отработка

Слайд 77Комментированное письмо - Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. - Определите, какими членами предложения

являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. - Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений. 1. Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2. То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4. Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5. Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).6. Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8. Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).
Комментированное письмо - Прочитайте, соблюдая интонацию однородности.  - Определите, какими членами предложения являются однородные члены в

Слайд 78Проверочное списывание - Спишите текст. - Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с

тем, каким членом предложения они являются. СКВОРЕЦ Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса! Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.  (К. Паустовский.)
Проверочное списывание - Спишите текст. - Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения

Слайд 79Составление предложений - Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными

членами и запишите их в следующем порядке: а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;  б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения;  в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения. Продолжение на следующем слайде
Составление предложений  - Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в

Слайд 801. [О, О, О].  2. [О, О и О].  3. [О, но О].  4.

[О или О].  5. [Не только О, но и О].  6. [То О, то О].  7. [И О, и О, и О].
1. [О, О, О].  2. [О, О и О].  3. [О, но О].  4. [О или О]. 

Слайд 84Распространение предложений - Распространить предложения однородными членами. Образец:  Писатели сильны своей связью с

народом. — Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной. 1. Они боролись за справедливость. 2. Пушкин создал русский литературный язык. 3. Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.
Распространение предложений  - Распространить предложения однородными членами. Образец:  Писатели сильны своей связью с народом. — Великие

Слайд 85 Письмо под диктовку - Составить их схемы . - Выписать ряды однородных

членов. 1. Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2. Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3. Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький) 4. Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов) 5. Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)
Письмо под диктовку - Составить их схемы .  - Выписать ряды однородных членов.  1.

Слайд 86Выборочное письмо - Выписать из записанных на доске предложений ряды однородных членов

предложения. - Составить их схемы. Образец.  Был на севере я и на юге, плыл на тихой и шумной волне, но везде, как о верной подруге, о московской скучал стороне. (К. Букин.)
Выборочное письмо  - Выписать из записанных на доске предложений ряды однородных членов предложения. - Составить их

Слайд 881. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и

цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2. Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3. В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4. Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5. Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6. Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7. По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)
1. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К.

Слайд 89Комментированное письмо - Записать предложения, - подчеркнуть однородные члены предложения. - Составить схемы. -

Объяснить, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения. 1. Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков) 2. У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров) 3. Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин) 4. Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица) 5. Лес не школа, да всех учит. (Пословица)
Комментированное письмо - Записать предложения, - подчеркнуть однородные члены предложения. - Составить схемы. - Объяснить, при помощи

Слайд 90(Продолжение) 6. Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов) 7. И снова

солнечный, холодный и приятный И день, и блеск садов. И легкой зелени серебряные пятна В прозрачности прудов. (В. Комаровский) 8. Был соловей влюблен в весну и зори, И свил гнездо в смородинном кусте, И до утра в невыплаканном горе Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)
(Продолжение)   6. Приют наш мал, зато спокоен.  (М. Лермонтов) 7. И снова солнечный, холодный

Слайд 92Составление предложений по схемам

Составление предложений  по схемам

Слайд 93Какое утверждение является неверным? Однородные члены предложения … 1. соединяются между собой сочинительными

союзами 2. отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову 3. могут быть распространенными 4. всегда выражаются одной частью речи.
Какое утверждение является неверным?  Однородные члены предложения …  1. соединяются между собой сочинительными союзами 2.

Слайд 94Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении? Дни стояли пасмурные, дождливые,

однако теплые. 1. однородные подлежащие 2. однородные сказуемые 3. однородные определения 4. однородные обстоятельства
Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?  Дни стояли пасмурные, дождливые, однако теплые.  1.

Слайд 95Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении? Грин населил свои книги

племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей. 1. однородные подлежащие 2. однородные дополнения 3. однородные определения 4. однородные обстоятельства
Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?  Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как

Слайд 96Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении? Туманы в Лондоне бывают

если не каждый день, то через день непременно. 1. однородные сказуемые 2. однородные дополнения 3. однородные определения 4. однородные обстоятельств
Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?  Туманы в Лондоне бывают если не каждый день,

Слайд 97Устная работа - Найти среди предложений 1-5 предложение с однородными членами. -Написать

номер этого предложения. 1. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. 2. Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. 3. Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. 4. Все выше поднимается солнце. 5. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (И.Соколов-Микитов)
Устная работа - Найти среди предложений 1-5 предложение с однородными членами. -Написать номер этого предложения.  1.

Слайд 98Устная работа - Найти среди предложений 1-3 предложение с однородными членами. -Написать

номер этого предложения. 1. А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! 2. Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. 3. Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)
Устная работа - Найти среди предложений 1-3 предложение с однородными членами.  -Написать номер этого предложения.

Слайд 99Пунктуационный диктант с взаимопроверкой Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь

скворцов. Есть в летописи горделивое историческое предание о походе Олега на Константинополь. Как-то в тихий майский вечер солнце красным громадным кружком приближалось к горизонту. Снова потянулись длинные однообразные дни. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место. Необъятный небесный свод раздался раздвинулся еще необъятнее.
Пунктуационный диктант с взаимопроверкой  Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов. Есть в летописи горделивое

Слайд 101Анализ текста  Задание - Прочитать текст выразительно. - Расставить знаки препинания. - Доказать однородность определений. -

Заполнить таблицу.
Анализ текста   Задание  - Прочитать текст выразительно. - Расставить знаки препинания. - Доказать однородность определений.

Слайд 102Домик доктора был маленький, но очень уютный и чисто убранный. От

дома во все стороны шли узенькие аллеи, обсаженные или деревьями, или кустарниками, или цветами. Хозяин с умом и любовью расположил растения в саду. На каждом дереве и кусте лежала такая своеобразная, яркая красота, что не пройдешь мимо него, не смешаешь одного с другим. Исполинские кусты алоэ не боялись солнца и далеко раскидывали свои сочные и колючие кусты.(По Д. Григоровичу.)
Домик доктора был маленький, но очень уютный и чисто убранный. От дома во все стороны шли узенькие

Слайд 103Восстанови текст А) Они вырывались из глубины, тр..пеща, разбрасывая брызги, и

падали на горяч..е камни волн..лома, как существа из д..лекого прохладного мира.  Б) Морские рыбы казались мне тогда загадочными. В) Запах этот был похож (?) на дыхание озона после дли(н,нн)ой и веселой грозы. Г) Все в них было уд..вительным, - не только радужный блеск и странная окраска, но и острый свежий запах. (К. Паустовский) (Б, А, Г, В);
Восстанови текст  А) Они вырывались из глубины, тр..пеща, разбрасывая брызги, и падали на горяч..е камни волн..лома,

Слайд 104Восстанови текст А) Без него моря пр..вратились бы в болото, не

зак..лосилась бы рожь, а яблони остались бы бе..плодными. Б) Он ра(с,сс)качивал деревья, шуршал сухими листьями. В) Поднялся ветер. Г) Синий ветер рвет паутину, осв..жает воздух, окрыляет человека. (Е. Карпов) (В, Б, А, Г)
Восстанови текст  А) Без него моря пр..вратились бы в болото, не зак..лосилась бы рожь, а яблони

Слайд 105Работа в парах - Записать предложения в тетрадь, по очереди - Объяснить

постановку знаков препинаний, подготовиться к защите своего объяснения. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Умелый ошибается, да скоро поправляется. Умей у людей погостить и к себе запросить, до ворот проводить, и опять воротить. Три вещи славят солдата – смелость, победа, награда. И некрасива, да счастлива.. Язык хлебом кормит и дело портит. Глупый и ленивый одно дважды делает. И умен, и пригож, да на дело не гож.
Работа в парах   - Записать предложения в тетрадь, по очереди - Объяснить постановку знаков препинаний,

Слайд 106Занимательная лингвистика. “Третий лишний”. - Найти в каждом ряду союз, который не

может связывать однородные члены. 1. а) зато б) либо в) как и г) как…, так и (в) 2. а) чтобы б) не только…, но и в) то.., то (а) 3. а) не столько.., сколько б) поскольку в) ни.., ни г) не то.., не то
Занимательная лингвистика.  “Третий лишний”. - Найти в каждом ряду союз, который не может связывать однородные члены.

Слайд 107Творческое задание Изложение – миниатюра. - Использовать предложения с однородными членами. Какие бывают

дожди? Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, дожди косые, спорые, сильные окатные дожди и ливни. Но в это лето я испытал их на себе. Я понял, что в каждом из них заключена своя поэзия. Первые капли начинают крапать. Редкие крапинки остаются на пыльных дорогах и крышах. Потом дождь расходится. Тогда возникает чудесный запах мокрой земли, свежести… В народе говорят всегда “дождик”, независимо от того, какой будет дождь. “Дождик припустил”, “дождик траву обмывает”…(По К. Паустовскому.)
Творческое задание Изложение – миниатюра. - Использовать предложения с однородными членами.  Какие бывают дожди?

Слайд 108Самостоятельная работа - Составить предложения с данными однородными членами. - Записать их.

- Подчеркнуть однородные члены предложения. Н а д о с к е даны однородные члены, с которыми учащиеся будут составлять предложения:  светит, но не греет;  искали, но не нашли;  яблоки, груши и сливы;  собираются в стаи и улетают.
Самостоятельная работа - Составить предложения с данными однородными членами.  - Записать их.  - Подчеркнуть однородные

Слайд 109Письмо по памяти Н а д о с к е: Летит без крыльев и поет, Прохожих

задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. Н. Дубровина
Письмо по памяти   Н а д о с к е:  Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним

Слайд 110П р е д в а р и т е л

ь н а я р а б о т а. - Прочитать четверостишие. - Подчеркнуть «ошибкоопасные» места, проанализировать их. – Какие однородные члены есть в первом предложении? Почему не поставили запятую? – В каком еще предложении есть однородные члены? Почему в третьем предложении поставили запятую? – Прочитать загадку и записать ее по памяти. После окончания работы учитель открывает текст на доске, дети проверяют написанное.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а

Слайд 111– Составить на доске схемы предложений.  (У доски работают два ученика.)  

– Составить на доске схемы предложений.   (У доски работают два ученика.)      

Слайд 112Самостоятельная работа - Списать , вставляя пропущенные однородные члены. - Расставить знаки

препинания, где это необходимо. В лесу цвели … и … . Над водой кружились … …стрекозы. Но вдруг неожиданно … и … ветер. … птицы. Лесная мышка …… . Слова для справок: налетел, зашумел, ландыши, фиалки, забеспокоились, заволновались, комары, мошки, торопится, спешит.
Самостоятельная работа  - Списать , вставляя пропущенные однородные члены. - Расставить знаки препинания, где это необходимо.

Слайд 113Проверочный объяснительный диктант. - Определить (устно) тему и стиль текста. - Найти

в нем однородные члены предложения. - Выписать их в тетрадь. Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже заблестело на востоке. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землей. (По И. Тургеневу)
Проверочный объяснительный диктант. - Определить (устно) тему и стиль текста.  - Найти в нем однородные члены

Слайд 114Орфографическая работа - Записать слова под диктовку.

-Составить по два предложения с однородными членами, используя записанные слова. 1.   Бродить, постепенно, освещали, очертания веток, далекое солнце, тропинка, горизонт, появится звездочка. 2. Записать предложение, начертить его структурную схему, указать однородные члены. Что о них известно? Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле.
Орфографическая работа     -  Записать слова под диктовку. -Составить по два предложения с

Слайд 115 Выборочный диктант - Выписать только однородные,

члены. - Начертить их схемы. Подул легкий ветер, с тихим шорохом пробежал по всему саду и вскоре затих. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением. Склонились ветви деревьев, спрятались молодые грибки. Девочка сняла серебряные башмачки, смахнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку. Алая заря скрылась за моря, и за горы солнышко ушло.
Выборочный диктант      - Выписать только однородные, члены. - Начертить их схемы.

Слайд 116Работа с текстом - Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. - Графически

обозначить орфограммы в окончаниях и в корнях слов. - Подчеркнуть в тексте однородные члены как члены предложения. - Составить схемы расстановки знаков препинания между однородными членами
Работа с текстом  - Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.  - Графически обозначить орфограммы в

Слайд 117Лес заст…вл…л детей долго блуждать по чащ… по болотам и по

перелескам учил их внимательно см…треть вниз под ноги с первого взгляда отл…чать красный осенн… листок от шапочки подосиновика. Осенью лес принима…т какой-то особый задумчивый тих… величественный вид. В хор… птиц легко разл…чить громкую веселую задорную песенку зяблика. Дождь стучал по крыш… тр…пал листья в саду пл…скался на дворе в лужах. Сильный ветер и в саду и в переулк...и на пустыр… .
Лес заст…вл…л детей долго блуждать по чащ… по болотам и по перелескам учил их внимательно см…треть вниз

Слайд 118Составление предложений 1. Придумать и записать предложения с однородными членами по схемам: О и О;

О и О, О и О;  и О, и О, О; О и О, и О, и О, и О. 2. Воспользуйтесь глаголами плавать, нырять, брызгать, загорать. 3. Расширить содержание предложения, вставив в него сколько возможно рядов однородных членов. Полученное предложение записать.
Составление предложений 1. Придумать и записать предложения с однородными членами по схемам: О и О;  О и О, О и О;  и О, и О,

Слайд 119Объяснительный диктант. Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны

русскими писателями и художниками об осени. Особенно любил осень Левитан. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие березы, небо. На всех этих пейзажах прекрасно передана печаль прощальных дней, осыпающихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел. (По К. Паустовскому) 
Объяснительный диктант.  Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими писателями и художниками об

Слайд 120Графический диктант На всем на полу на стульях на столе лежал

толстый слой пыли. Все это и звуки и ночь и мороз было как будто далеко-далеко от меня. В полусвете все видно и рифы и взморье зеркальное и обрывы прибрежных холмов. (И. Бунин) 
Графический диктант   На всем на полу на стульях на столе лежал толстый слой пыли. Все

Слайд 121Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союзами, в устойчивых сочетаниях.:     а)

да;   б) нет.
Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союзами, в устойчивых сочетаниях.:     а) да;   б) нет.

Слайд 122Двоеточие при обобщающих словах ставится:   а) если обобщающее слово стоит впереди однородных

членов;   б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.
Двоеточие при обобщающих словах ставится:    а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;   б) если обобщающее

Слайд 123Найдите предложение, соответствующее схеме:   О : О, О, О -…     (запятые не проставлены).   а)

В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.   б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.   в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.
Найдите предложение, соответствующее схеме:   О : О, О, О -…     (запятые не проставлены).   а) В корзине лежали

Слайд 124Мини-сочинение Написать мини-сочинение о родном крае, чем он вам дорог.     Постарайтесь использовать

ряды однородных членов с сочинительными союзами.
Мини-сочинение   Написать мини-сочинение о родном крае, чем он вам дорог.       Постарайтесь использовать ряды

Слайд 125Прочитать предложения и ответить на вопросы. А. Березы и клены сбросили

свои узоры и тихо засыпают. Б. Костер горел щедро, дымно, в полную силу. В. Любил он звук боя часов в квартире или в рабочем кабинете. Г. Эта книга интересна, как для взрослых, так и для детей.
Прочитать предложения и ответить на вопросы.  А. Березы и клены сбросили свои узоры и тихо засыпают.

Слайд 126 1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1)А   2)Б   3)В   4)Г 2. В

каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом? 1)А   2)Б   3)В   4)Г 3. В каком предложении несколько рядов однородных  членов? 1)А   2)Б   3)В   4)Г
1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1)А   2)Б   3)В   4)Г 2. В каком предложении однородные

Слайд 127В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз и связывает

однородные члены предложения? (знаки препинания не расставлены) А. Они погрузились на плот и вскоре река вынесла их на цветущую равнину. Б. Машина тронулась вперед и въехала в старый сосновый лес. В. Бойцы быстро распределили между собой нехитрый груз и зашагали к лесу. Г. Тяжелая дверь с громким скрипом отворилась и пронизывающий ветер ворвался в гулкую пустоту подъезда. 1)В,Г     2)Б, В    3)А,Г    4)А,Б
В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз и связывает однородные члены предложения?  (знаки препинания

Слайд 128Написать, как вы понимаете высказывание А.С.Пушкина:   «Гордиться славой своих

предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».   - Постарайтесь включить в рассуждение ряды однородных членов с сочинительными союзами.
Написать, как вы понимаете высказывание А.С.Пушкина:        «Гордиться славой своих предков не только можно,

Слайд 129Развиваем устную речь В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):      а)

Купим удобный широкий стол.    б) Купим удобный письменный стол.
Развиваем устную речь   В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):      а) Купим удобный

Слайд 130Диктант - Подчеркнуть однородные члены и запятую между ними. - Объяснить

написание глаголов на -тся и -ться. С сер..дины лета до поз(?)ней осен.. в лесах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гри.. . На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны крас(?)ные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с крас(?)ными, ж..лтыми, белыми шляпками. Большими сем(?)ями селят(?)ся около пней опёнки. Рыжики растут на п..лянках между мол..дыми соснами и елями, забирают(?)ся под сухие опавшие лист(?)я. Надо нагнут(?)ся и поискать их в сухой траве.
Диктант  - Подчеркнуть однородные члены и запятую между ними.  - Объяснить написание глаголов на -тся

Слайд 131Самостоятельное письмо

Самостоятельное письмо

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть