Слайд 1Презентация
Запятая при однородных членах предложения
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 10Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединёнными посредством союзов:
Со всех сторон слышались смех, песни, веселье (Л. Толстой).
В комнате всё смотрело уютно, чисто, светло (Салтыков-Щедрин).
У ног его две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки (М. Горький).
Слайд 11Бессоюзная связь –
запятая между однородными членами ставится.
О, О, О
Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь. (М. Горький)
Слайд 12 Примечание
Два или несколько определений, согласованных с одним и тем
же существительным и не соединённых между собой посредством союзов, являются однородными только в том случае, пока каждое из них непосредственно относится к этому существительному:
По мшистым, топким берегам темнели избы
здесь и там (А.Пушкин).
Слайд 13С бодрым чувством надежды на новую, лучшую жизнь он в девятом часу
ночи подъехал к своему дому (Л. Толстой).
Где жаркое волненье, где благородное стремленье и чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых?
(А.Пушкин).
Стал накрапывать редкий, мелкий дождь (А.Чехов).
Слайд 14Но определения не являются однородными,
если предшествующее прилагательное относится ко всему
последующему словосочетанию, а не непосредственно к существительному:
Слайд 15
Шёл длинный товарный поезд (А.Чехов).
За дорогой —
стриженая липовая аллея (Л. Толстой).
Были в конторе
старые висячие стенные часы (Л. Толстой).
Слайд 16 Примечание
Не являются однородными членами предложения и, следовательно, не разделяются
запятыми два одинаковых по форме глагола, следующие один за другим и образующие единое смысловое целое:
Пойду узнаю.
Пойти посмотреть.
Возьми отнеси.
Сядем потолкуем.
Посидели поговорили.
Слайд 17 Запятая ставится
между однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов а, но,
да (в значении «но»), однако, хотя …:
Не род, а ум поставлю в воеводы (А.Пушкин).
Она говорила мало, но толково (И.Тургенев).
На взгляд-то он хорош, да зелен (И. Крылов).
Неодолимая, хотя и тихая сила увлекала меня (И. Тургенев).
Слайд 19После последнего однородного члена,
связанного противительным союзом,
запятая не ставится.
Не род,
а ум поставлю в воеводы
(А. Пушкин).
Слайд 20Союз однако следует отличать от вводного слова однако:
- союз однако можно заменить на синонимичный
союз но:
однако = но
Если однако является союзом, то запятая ставится перед ним.
Слайд 21Сравнить
Задача была нетрудной, однако трудоёмкой. –
Задача была нетрудной, но трудоёмкой.
Слайд 22Если однако является вводным
словом, то запятые ставятся с двух
сторон.
Он, однако, остался спокоен.
Слайд 23Примечание
Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»).
Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения.
В этом случае запятая перед союзом ставится.
Слайд 24Сравнить
Люди посмеивались над ним, и справедливо (В. Панова). – Люди посмеивались над ним, и притом справедливо.
Что тут
прикажешь делать скульптору, да ещё плохому
(И. Тургенев). – Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому.
Слайд 25Запятая ставится
между парными однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов как —
так и, не столько (не столь) — сколько (сколь), столько же (столь же) — сколько (сколь), не только — но и, если не — то, хоть (хотя) — но (а)... (запятой перед как, не столько, если… ставить не следует):
Слайд 27Обратите внимание!
Однородные члены
с двойными и парными союзами разделяются одной запятой,
которая ставится перед второй частью союза.
Ни перед первым однородным членом, ни после последнего однородного члена запятая не ставится.
Слайд 28Сравнить
Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. – Зарево распространилось над центром
города, далеко вокруг.
Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим. – Я имею поручение от судьи, от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.
Слайд 29Способ проверки
Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, опустите двойной
союз:
запятая ставится между однородными членами, как при бессоюзной связи.
Слайд 30 А я не только впредь не трону здешних
стад, но сам за них с другими грызться рад (И.Крылов).
Он с виду хоть и прост, а свойство чудное имеет (И.Крылов).
Как недостатки, так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой (В.Белинский).
Необходимо побывать если не во всех, то по крайней мере в большинстве районов.
Слайд 31 Запятая ставится
между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов
и…и,
да…да, то…то, ли—ли, или— или :
Слайд 32Если повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или;
либо... либо; то... то; не то... не то) – запятая между однородными членами ставится.
и О, и О; ни О, ни О; то О, то О
Слайд 33Если союзы повторяются,
то знаки препинания ставятся так же, как при
бессоюзной связи, то есть между однородными членами (перед первым однородным членом и после последнего однородного члена запятая не ставится!).
Слайд 34Сравнить
Уже не стало видно ни земли, ни деревьев,
ни неба. –
Уже не стало видно земли, деревьев, неба.
Слайд 35Запятая ставится
между всеми однородными членами, когда
- часть их связана
повторяющимися союзами, а
- остальные соединяются бессоюзной частью.
Слайд 36Сравнить
Он слеп, упрям, нетерпелив,
и легкомыслен, и кичлив
(А. Пушкин). –
Он слеп, упрям, нетерпелив,
легкомыслен, кичлив.
Слайд 38 Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (И. Тургенев).
Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал
(И. Тургенев).
Здесь
барство дикое без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца (А.Пушкин).
Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон (А.Пушкин).
Слайд 39Уже не стало видно ни земли, ни деревьев,
ни неба.
Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения
(А.
Куприн).
Слайд 40Примечание
Если повторяющимися союзами и, ни соединены два однородных члена с противоположными значениями,
образующие одно цельное выражение, то запятая между ними не ставится :
ни то ни сё, и так и эдак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни взад ни вперёд,
Слайд 41ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, и туда и
сюда,
ни больше ни меньше,
ни днём ни ночью,
ни конца ни края, ни пуха ни пера, ни тот ни другой,
ни прибавить ни убавить
Слайд 42Запятая не ставится
между двумя однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом
и образующими тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов):
Были и лето и осень дождливы
(В. Жуковский).
Слайд 44Запятая ставится
между всеми однородными членами предложения и в том случае,
когда только часть их имеет впереди себя повторяющиеся союзы:
Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (А. Пушкин).
Слайд 46Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну
(А. Пушкин).
Ты внемлешь
грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов
(А. Пушкин).
Буду ли я пеною в море, или голубою мглой на горах, или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе (М. Горький).
Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон (А.Пушкин).
Слайд 47 Запятая ставится
между парами однородных членов предложения (внутри таких пар
запятая не ставится):
Когда мы были студентами, мы всюду втискивали науку, кстати и некстати, с умыслом и без умысла, искусно и неискусно
(Д. Писарев).
Слайд 48Однородные члены
и
обобщающее слово
Слайд 50Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом.
Обобщающее слово
- является тем же
членом предложения, что и другие однородные члены,
- отвечает на тот же вопрос,
но имеет обобщающее значение:
Слайд 511. Обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены – части этого
целого:
За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов
(М. Шолохов).
Слайд 522. Обобщающее слово обозначает
- родовое (общее понятие), а
-однородные
члены – видовые (более частные понятия):
Пронзительно кричала птица: петухи, гуси,
индейки (А. Фадеев).
Слайд 533. Обобщающие слова
выражаются разными частями речи, но
чаще всего местоимениями
и местоимёнными наречиями и существительными:
Слайд 54Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, и весной
(всегда – местоимённое наречие).
Здесь всё: и здание, и зелень –
воспринимал особо я
(всё – местоимение).
Слайд 55Знаки препинания
при однородных членах
с обобщающими словами
Слайд 58Если обобщающее слово
стоит перед однородными членами, то перед первым однородным членом
ставится двоеточие:
Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, и весной.
Слайд 60Обратите внимание!
Если после обобщающего
слова стоят слова как-то, а именно, например, то есть,
- то перед ними ставится запятая,
- а после них – двоеточие
Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с хозяином и с прочими властями (И.Тургенев).
О, то есть: о, о, о
Слайд 61Если однородные члены,
стоят после обобщающего слова и не заканчивают собой
предложение, то
- перед первым из них ставится двоеточие,
- а после последнего – тире.
Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо (М. Горький).
О: о, о, о – ...
Слайд 62Если же по условиям контекста после однородных членов требуется постановка запятой,
то она ставится, а тире обычно опускается.
Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, как-то: муку, пеньку, мёд и прочее, но покупает только небольшие безделушки (Н. Гоголь).
Слайд 63 Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится
тире.
о, о, о – О
Но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди (А. Чехов).
Слайд 64Обратите внимание!
Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное
слово (словом, одним словом, короче говоря и др.), то перед вводным словом ставится тире, а после вводного слова – запятая.
о, о, о – словом, О
Слайд 65Он поёт о косе, о пашне, об урожае, о трудовом поте – словом, обо всём том, на что мы, люди
порядочные, привыкли смотреть свысока
(М. Салтыков-Щедрин).
Слайд 67План разбора однородных членов
1. Указать, какими членами предложения являются однородные члены
и какими грамматическими формами они выражены.
2. Указать, как связаны между собой однородные члены (бессоюзная связь, союзная связь – тип союза или союзов).
3. При наличии обобщающего слова указать его положение по отношению к однородным членам (перед однородными членами или после них).
4. Знаки препинания при однородных членах.
Слайд 68Образец разбора
Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы,
железо (М. Горький).
Слайд 69Данное предложение осложнено однородными обстоятельствами места, выраженными существительными в косвенном падеже
с предлогом (над головой, под ногами) и наречием (рядом).
Два первых обстоятельства связаны бессоюзной связью, поэтому разделяются запятой (над головой, под ногами).
Слайд 70Второе и третье обстоятельства связаны одиночным соединительным союзом и, поэтому запятой не
разделяются (под ногами и рядом). Однородные члены имеют при себе обобщающее слово (везде), выраженное местоимённым наречием.
Слайд 71Обобщающее слово
стоит перед однородными членами, поэтому после него ставится двоеточие.
Поскольку предложение
не заканчивается однородными членами, то после них ставится тире.
Слайд 77Комментированное письмо
- Прочитайте, соблюдая интонацию однородности.
- Определите, какими членами предложения
являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны.
- Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений.
1. Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2. То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4. Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5. Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).6. Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8. Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).
Слайд 78Проверочное списывание
- Спишите текст.
- Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с
тем, каким членом предложения они являются.
СКВОРЕЦ
Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
(К. Паустовский.)
Слайд 79Составление предложений
- Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными
членами и запишите их в следующем порядке:
а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;
б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения;
в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения.
Продолжение на следующем слайде
Слайд 801. [О, О, О].
2. [О, О и О].
3. [О, но О].
4.
[О или О].
5. [Не только О, но и О].
6. [То О, то О].
7. [И О, и О, и О].
Слайд 84Распространение предложений
- Распространить предложения однородными членами.
Образец:
Писатели сильны своей связью с
народом. — Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной.
1. Они боролись за справедливость.
2. Пушкин создал русский литературный язык.
3. Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.
Слайд 85
Письмо под диктовку
- Составить их схемы .
- Выписать ряды однородных
членов.
1. Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2. Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3. Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький) 4. Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов) 5. Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)
Слайд 86Выборочное письмо
- Выписать из записанных на доске предложений ряды однородных членов
предложения.
- Составить их схемы.
Образец.
Был на севере я и на юге, плыл на тихой и шумной волне, но везде, как о верной подруге, о московской скучал стороне. (К. Букин.)
Слайд 881. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и
цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.)
2. Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.)
3. В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.)
4. Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.)
5. Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т.
(М. Горький.)
6. Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку.
(Г. Скребицкий.)
7. По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)
Слайд 89Комментированное письмо
- Записать предложения, - подчеркнуть однородные члены предложения.
- Составить схемы.
-
Объяснить, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.
1. Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков)
2. У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров)
3. Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин)
4. Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица)
5. Лес не школа, да всех учит. (Пословица)
Слайд 90(Продолжение)
6. Приют наш мал, зато спокоен.
(М. Лермонтов)
7. И снова
солнечный, холодный и приятный
И день, и блеск садов.
И легкой зелени серебряные пятна
В прозрачности прудов. (В. Комаровский)
8. Был соловей влюблен в весну и зори,
И свил гнездо в смородинном кусте,
И до утра в невыплаканном горе
Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)
Слайд 92Составление предложений
по схемам
Слайд 93Какое утверждение является неверным?
Однородные члены предложения …
1. соединяются между собой сочинительными
союзами
2. отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
3. могут быть распространенными
4. всегда выражаются одной частью речи.
Слайд 94Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?
Дни стояли пасмурные, дождливые,
однако теплые.
1. однородные подлежащие
2. однородные сказуемые
3. однородные определения
4. однородные обстоятельства
Слайд 95Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?
Грин населил свои книги
племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.
1. однородные подлежащие
2. однородные дополнения
3. однородные определения
4. однородные обстоятельства
Слайд 96Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?
Туманы в Лондоне бывают
если не каждый день, то через день непременно.
1. однородные сказуемые
2. однородные дополнения
3. однородные определения
4. однородные обстоятельств
Слайд 97Устная работа
- Найти среди предложений 1-5 предложение с однородными членами. -Написать
номер этого предложения.
1. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. 2. Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. 3. Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. 4. Все выше поднимается солнце. 5. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (И.Соколов-Микитов)
Слайд 98Устная работа
- Найти среди предложений 1-3 предложение с однородными членами.
-Написать
номер этого предложения.
1. А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь!
2. Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса.
3. Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)
Слайд 99Пунктуационный диктант с взаимопроверкой
Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь
скворцов.
Есть в летописи горделивое историческое предание о походе Олега на Константинополь.
Как-то в тихий майский вечер солнце красным громадным кружком приближалось к горизонту.
Снова потянулись длинные однообразные дни.
Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи.
Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.
Необъятный небесный свод раздался раздвинулся еще необъятнее.
Слайд 101Анализ текста
Задание
- Прочитать текст выразительно.
- Расставить знаки препинания.
- Доказать однородность определений.
-
Заполнить таблицу.
Слайд 102Домик доктора был маленький, но очень уютный и чисто убранный. От
дома во все стороны шли узенькие аллеи, обсаженные или деревьями, или кустарниками, или цветами. Хозяин с умом и любовью расположил растения в саду. На каждом дереве и кусте лежала такая своеобразная, яркая красота, что не пройдешь мимо него, не смешаешь одного с другим.
Исполинские кусты алоэ не боялись солнца и далеко раскидывали свои сочные и колючие кусты.(По Д. Григоровичу.)
Слайд 103Восстанови текст
А) Они вырывались из глубины, тр..пеща, разбрасывая брызги, и
падали на горяч..е камни волн..лома, как существа из д..лекого прохладного мира.
Б) Морские рыбы казались мне тогда загадочными.
В) Запах этот был похож (?) на дыхание озона после дли(н,нн)ой и веселой грозы.
Г) Все в них было уд..вительным, - не только радужный блеск и странная окраска, но и острый свежий запах.
(К. Паустовский) (Б, А, Г, В);
Слайд 104Восстанови текст
А) Без него моря пр..вратились бы в болото, не
зак..лосилась бы рожь, а яблони остались бы бе..плодными.
Б) Он ра(с,сс)качивал деревья, шуршал сухими листьями.
В) Поднялся ветер.
Г) Синий ветер рвет паутину, осв..жает воздух, окрыляет человека.
(Е. Карпов) (В, Б, А, Г)
Слайд 105Работа в парах
- Записать предложения в тетрадь, по очереди
- Объяснить
постановку знаков препинаний, подготовиться к защите своего объяснения.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Умелый ошибается, да скоро поправляется.
Умей у людей погостить и к себе запросить, до ворот проводить, и опять воротить.
Три вещи славят солдата – смелость, победа, награда.
И некрасива, да счастлива..
Язык хлебом кормит и дело портит.
Глупый и ленивый одно дважды делает.
И умен, и пригож, да на дело не гож.
Слайд 106Занимательная лингвистика.
“Третий лишний”.
- Найти в каждом ряду союз, который не
может связывать однородные члены.
1. а) зато
б) либо
в) как и
г) как…, так и (в)
2. а) чтобы
б) не только…, но и в) то.., то (а)
3. а) не столько.., сколько
б) поскольку в) ни.., ни г) не то.., не то
Слайд 107Творческое задание
Изложение – миниатюра.
- Использовать предложения с однородными членами.
Какие бывают
дожди?
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, дожди косые, спорые, сильные окатные дожди и ливни. Но в это лето я испытал их на себе. Я понял, что в каждом из них заключена своя поэзия.
Первые капли начинают крапать. Редкие крапинки остаются на пыльных дорогах и крышах. Потом дождь расходится. Тогда возникает чудесный запах мокрой земли, свежести… В народе говорят всегда “дождик”, независимо от того, какой будет дождь. “Дождик припустил”, “дождик траву обмывает”…(По К. Паустовскому.)
Слайд 108Самостоятельная работа
- Составить предложения с данными однородными членами.
- Записать их.
- Подчеркнуть однородные члены предложения.
Н а д о с к е даны однородные члены, с которыми учащиеся будут составлять предложения:
светит, но не греет;
искали, но не нашли;
яблоки, груши и сливы;
собираются в стаи и улетают.
Слайд 109Письмо по памяти
Н а д о с к е:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих
задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Н. Дубровина
Слайд 110П р е д в а р и т е л
ь н а я р а б о т а.
- Прочитать четверостишие.
- Подчеркнуть «ошибкоопасные» места, проанализировать их.
– Какие однородные члены есть в первом предложении? Почему не поставили запятую?
– В каком еще предложении есть однородные члены? Почему в третьем предложении поставили запятую?
– Прочитать загадку и записать ее по памяти.
После окончания работы учитель открывает текст на доске, дети проверяют написанное.
Слайд 111– Составить на доске схемы предложений.
(У доски работают два ученика.)
Слайд 112Самостоятельная работа
- Списать , вставляя пропущенные однородные члены.
- Расставить знаки
препинания, где это необходимо.
В лесу цвели … и … . Над водой кружились … …стрекозы. Но вдруг неожиданно … и … ветер. … птицы. Лесная мышка …… .
Слова для справок: налетел, зашумел, ландыши, фиалки, забеспокоились, заволновались, комары, мошки, торопится, спешит.
Слайд 113Проверочный объяснительный диктант.
- Определить (устно) тему и стиль текста.
- Найти
в нем однородные члены предложения.
- Выписать их в тетрадь.
Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже заблестело на востоке. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землей.
(По И. Тургеневу)
Слайд 114Орфографическая работа
- Записать слова под диктовку.
-Составить по два предложения с однородными членами, используя записанные слова.
1. Бродить, постепенно, освещали, очертания веток, далекое солнце, тропинка, горизонт, появится звездочка.
2. Записать предложение, начертить его структурную схему, указать однородные члены. Что о них известно?
Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле.
Слайд 115 Выборочный диктант
- Выписать только однородные,
члены.
- Начертить их схемы.
Подул легкий ветер, с тихим шорохом пробежал по всему саду и вскоре затих.
Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
Склонились ветви деревьев, спрятались молодые грибки.
Девочка сняла серебряные башмачки, смахнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.
Алая заря скрылась за моря, и за горы солнышко ушло.
Слайд 116Работа с текстом
- Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
- Графически
обозначить орфограммы в окончаниях и в корнях слов.
- Подчеркнуть в тексте однородные члены как члены предложения.
- Составить схемы расстановки знаков препинания между однородными членами
Слайд 117Лес заст…вл…л детей долго блуждать по чащ… по болотам и по
перелескам учил их внимательно см…треть вниз под ноги с первого взгляда отл…чать красный осенн… листок от шапочки подосиновика. Осенью лес принима…т какой-то особый задумчивый тих… величественный вид. В хор… птиц легко разл…чить громкую веселую задорную песенку зяблика. Дождь стучал по крыш… тр…пал листья в саду пл…скался на дворе в лужах. Сильный ветер и в саду и в переулк...и на пустыр… .
Слайд 118Составление предложений
1. Придумать и записать предложения с однородными членами по схемам:
О и О;
О и О, О и О;
и О, и О, О;
О и О, и О, и О, и О.
2. Воспользуйтесь глаголами плавать, нырять, брызгать, загорать.
3. Расширить содержание предложения, вставив в него сколько возможно рядов однородных членов. Полученное предложение записать.
Слайд 119Объяснительный диктант.
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны
русскими писателями и художниками об осени. Особенно любил осень Левитан.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие березы, небо. На всех этих пейзажах прекрасно передана печаль прощальных дней, осыпающихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел.
(По К. Паустовскому)
Слайд 120Графический диктант
На всем на полу на стульях на столе лежал
толстый слой пыли. Все это и звуки и ночь и мороз было как будто далеко-далеко от меня. В полусвете все видно и рифы и взморье зеркальное и обрывы прибрежных холмов.
(И. Бунин)
Слайд 121Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союзами, в устойчивых сочетаниях.:
а)
да;
б) нет.
Слайд 122Двоеточие при обобщающих словах ставится:
а) если обобщающее слово стоит впереди однородных
членов;
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.
Слайд 123Найдите предложение, соответствующее схеме:
О : О, О, О -…
(запятые не проставлены).
а)
В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.
Слайд 124Мини-сочинение
Написать мини-сочинение о родном крае, чем он вам дорог.
Постарайтесь использовать
ряды однородных членов с сочинительными союзами.
Слайд 125Прочитать предложения и ответить на вопросы.
А. Березы и клены сбросили
свои узоры и тихо засыпают.
Б. Костер горел щедро, дымно, в полную силу.
В. Любил он звук боя часов в квартире или в рабочем кабинете.
Г. Эта книга интересна, как для взрослых, так и для детей.
Слайд 126
1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
2. В
каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
3. В каком предложении несколько рядов однородных членов?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
Слайд 127В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз и связывает
однородные члены предложения?
(знаки препинания не расставлены)
А. Они погрузились на плот и вскоре река вынесла их на цветущую равнину.
Б. Машина тронулась вперед и въехала в старый сосновый лес.
В. Бойцы быстро распределили между собой нехитрый груз и зашагали к лесу.
Г. Тяжелая дверь с громким скрипом отворилась и пронизывающий ветер ворвался в гулкую пустоту подъезда.
1)В,Г 2)Б, В 3)А,Г 4)А,Б
Слайд 128Написать, как вы понимаете высказывание А.С.Пушкина:
«Гордиться славой своих
предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».
- Постарайтесь включить в рассуждение ряды однородных членов
с сочинительными союзами.
Слайд 129Развиваем устную речь
В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):
а)
Купим удобный широкий стол.
б) Купим удобный письменный стол.
Слайд 130Диктант
- Подчеркнуть однородные члены и запятую между ними.
- Объяснить
написание глаголов на -тся и -ться.
С сер..дины лета до поз(?)ней осен.. в лесах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гри.. . На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны крас(?)ные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с крас(?)ными, ж..лтыми, белыми шляпками. Большими сем(?)ями селят(?)ся около пней опёнки. Рыжики растут на п..лянках между мол..дыми соснами и елями, забирают(?)ся под сухие опавшие лист(?)я. Надо нагнут(?)ся и поискать их в сухой траве.