Слайд 1Урок русского языка в 11 классе
по теме "Знаки препинания при
однородных членах предложения«
Составила Степанова М.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ Воздвиженсакя СОШ
( Слайд 17)
Слайд 3СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ
П а р о н и м ы (от греческих
корней para - рядом, возле + onoma - имя) - близкие по звучанию однокоренные слова, отличающиеся оттенками смысла и сочетаемостью.
Слайд 4Паронимы. А
* Адресат — адресант. Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое
отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).
* Анекдотический — анекдотичный. Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).
* Архаический — архаичный. Архаический — свойственный старине (архаический взгляд), архаичный — вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).
Слайд 5Паронимы.Б
* Будний — будничный. Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная
работа).
Слайд 6Паронимы. В
*Воспитательный — воспитательский. Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский — относящийся к воспитателю
(воспитательская комната).
*Всякий — всяческий. Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).
* Выборный — выборочный. Выборный — относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный — частичный (выборочная проверка)
Слайд 7В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
1.Письмо было доставлено АДРЕСАНТУ вовремя.
2.Из-за
отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА.
3.АНЕКДОТИЧНЫЙ случай на охоте долго обсуждался в округе
4.ДИНАМИЧНЫЙ темп танца зачаровывал зрителей.
Слайд 8В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
1.Товары этой известной фирмы пользуются
неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.
2.ПОДВИЖНЕЧЕСКАЯ жизнь В.И. Даля известна многим..
3.Я являюсь АБОНЕМЕНТОМ сотовой связи МТС.
4.БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и в губерниях
Слайд 9А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания
не расставлены).
1. Врубель был необычным и очень интересным художником.
2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное жизнь и мифология зримое и фантастическое.
3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов.
4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу но плохо замечаются обычным зрением.
Слайд 10Сочинительные союзы
1) соединительные: и, да=и, тоже, также, не только…но и, как…так
и, ни…ни;
2) разделительные: или, либо, то…то, не то…не то;
3) противительные: а, но, да=но, однако, зато
Слайд 111. Врубель был необычным и очень интересным художником.
[ 0
и 0 ] - II-4)
2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное, жизнь и мифология, зримое и фантастическое.
[ 0 и 0, 0 и 0, 0 и 0]- I-5)
3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов.
[ 0 0 и 0 и 0 0 и 0] - II-7)
4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу, но плохо замечаются обычным зрением. [ хотя и 0, но 0 ] - I-3)
Слайд 12Правила и схемы:
I. Разделяются запятыми однородные члены:
1)Не соединенные союзами; [
, , ]
2)Соединённые противительными союзами а, но, да (= но), зато, однако, хотя (с уступительным значением) : [ , а ]
3)Соединённые двойными (сопоставительными) союзами как...так и; не только...но и; не столько...сколько; хотя и...но; если не...то и др. Запятая ставится только перед второй частью союза;
[ как , так и ].
[ не только , но и ].
[ не столько , сколько ]
Слайд 134) Соединенные повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, то...то, не то...не то, и др., если однородных
членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них или перед частью;
[ , и , и ].
[ и , , и , и ]. или или или
[ , и , и , , ].
5) Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами.
[ и , и ]
Слайд 14II. Не разделяются запятой однородные члены:
1) Глаголы в одинаковой форме, указывающие на
движение и его цель или образующие единое смысловое целое. Такие сочетания не являются однородными членами (сядь отдохни, сядь посиди, пойду посмотрю, жду не дождусь и т.п.);
2)Устойчивые выражения:
о том о сём; за всё про всё; то сё; про то про сё и т.п.;
3)Фразеологизмы:
ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни пуха ни пера и т.п.;
4)Однородные члены, соединённые одиночными соединительными и разделительными союзами;
[ и ]. ⇐ можно использовать союзы "и" "или" "либо".
Отличайте от соединительных союзов присоединительные и, да, да и - перед ними запятая ставится!
Слайд 155) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное
смысловое единство;
[ и , и ]
6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися.
5) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство;
[ и , и ].
6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися. Запятая перед или не ставится;
[ ли...или ]?
7)Разные ряды однородных членов;
[ и и ].
[ и и и ].
[ и или(либо) и ].
Запомните! Каждый ряд однородных членов необходимо рассматривать отдельно.
Слайд 16III. Разделяются тире(-)
1)Однородные сказуемые, если они соединены неповторяющимися союзами и, да(=и) и второе
сказуемое обозначает противопоставление, указывает на быструю смену событий, следствие;
[ , и ].
2) При пропуске союзов а, но [ ].
IV. Обобщающие слова при однородных членах
1) [ : , и , и ].
[ , а именно: , , ]. ⇐ можно "как-то" "например"
2) [ , , ]
словом, ]
3) [ : , , ... ].
4) [ : , , ].
(В деловой и научной речи↑)
Слайд 18Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях, и с какой целью?
1.И
отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи.(Блок)
Слайд 19
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный,
ни с чем не сходный вид. (Аксаков)
Слайд 20Проверь себя
И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и
страсть, и ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи.(Блок) – многосоюзие- увеличение союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.
Слайд 21Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки,
мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.(Пушкин)
Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.
Слайд 22
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки,
мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.(Пушкин)
Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.
Слайд 23
2.Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки,
мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.(Пушкин)
Слайд 24
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный,
ни с чем не сходный вид. (Аксаков) – восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение).
Слайд 25
Все честные люди земли говорят: «Войне не быть!»
Мир – это счастье
для всех, живущих на земле.
Мир – это утро, полное радости, надежд и света, это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.
Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы.
Слайд 26РЕФЛЕКСИЯ
1. Я ПОНЯЛ(А) МАТЕРИАЛ ……..
2. Я СМОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЕГЭ ……..
3. Я БЫ ПОСТАВИЛ(А ) СЕБЕ ОЦЕНКУ ЗА УРОК…….
4. Я БЫ ОЦЕНИЛ(А) УРОК НА ОЦЕНКУ ……..
Слайд 27Домашнее задание
Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:
«Я
помню чудное мгновенье…» или
«Зимы ждала, ждала природа…»