Презентация, доклад ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

Содержание

Словарная работа

Слайд 1Урок русского языка в 11 классе
по теме "Знаки препинания при

однородных членах предложения«







Составила Степанова М.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ Воздвиженсакя СОШ

( Слайд 17)

Урок русского языка в 11 классе по теме

Слайд 2Словарная работа

Словарная работа

Слайд 3СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ
П а р о н и м ы (от греческих

корней para - рядом, возле + onoma - имя) - близкие по звучанию однокоренные слова, отличающиеся оттенками смысла и сочетаемостью.
СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВП а р о н и м ы (от греческих корней para - рядом, возле +

Слайд 4Паронимы. А
* Адресат — адресант. Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое

отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель). * Анекдотический — анекдотичный. Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай). * Архаический — архаичный. Архаический — свойственный старине (архаический взгляд), архаичный — вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление).
Паронимы. А* Адресат — адресант. Адресат — лицо или огранизация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация,

Слайд 5Паронимы.Б
* Будний — будничный. Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная

работа).
Паронимы.Б* Будний — будничный. Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная работа).

Слайд 6Паронимы. В
*Воспитательный — воспитательский. Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский — относящийся к воспитателю

(воспитательская комната).
*Всякий — всяческий. Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).
* Выборный — выборочный. Выборный — относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный — частичный (выборочная проверка)

Паронимы. В*Воспитательный — воспитательский. Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский — относящийся к воспитателю (воспитательская комната).*Всякий — всяческий. Всякий — каждый (всякая

Слайд 7В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
1.Письмо было доставлено АДРЕСАНТУ вовремя.
2.Из-за

отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА.
3.АНЕКДОТИЧНЫЙ случай на охоте долго обсуждался в округе
4.ДИНАМИЧНЫЙ темп танца зачаровывал зрителей.
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?1.Письмо было доставлено АДРЕСАНТУ вовремя.2.Из-за отъезда я не успел использовать и

Слайд 8В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?
1.Товары этой известной фирмы пользуются

неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.
2.ПОДВИЖНЕЧЕСКАЯ жизнь В.И. Даля известна многим..
3.Я являюсь АБОНЕМЕНТОМ сотовой связи МТС.
4.БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и в губерниях
В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?1.Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.2.ПОДВИЖНЕЧЕСКАЯ жизнь В.И. Даля

Слайд 9А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания

не расставлены). 1. Врубель был необычным и очень интересным художником. 2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное жизнь и мифология зримое и фантастическое. 3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов. 4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу но плохо замечаются обычным зрением.
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены). 1. Врубель был необычным

Слайд 10Сочинительные союзы 1) соединительные: и, да=и, тоже, также, не только…но и, как…так

и, ни…ни; 2) разделительные: или, либо, то…то, не то…не то; 3) противительные: а, но, да=но, однако, зато
Сочинительные союзы 1) соединительные: и, да=и, тоже, также, не только…но и, как…так и, ни…ни; 2) разделительные: или,

Слайд 111. Врубель был необычным и очень интересным художником. [ 0

и 0 ] - II-4) 2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное, жизнь и мифология, зримое и фантастическое. [ 0 и 0, 0 и 0, 0 и 0]- I-5) 3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов. [ 0 0 и 0 и 0 0 и 0] - II-7) 4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу, но плохо замечаются обычным зрением. [ хотя и 0, но 0 ] - I-3)
1. Врубель был необычным и очень интересным художником.   [ 0 и 0 ] - II-4)

Слайд 12Правила и схемы:
I. Разделяются запятыми однородные члены:

1)Не соединенные союзами;    [  

    ,       ,         ]

2)Соединённые противительными союзами а, но, да (= но), зато, однако, хотя (с уступительным значением) : [        , а        ]

3)Соединённые двойными (сопоставительными) союзами как...так и; не только...но и; не столько...сколько; хотя и...но; если не...то и др. Запятая ставится только перед второй частью союза;

[ как       , так и        ].

[ не только       , но и       ].

[ не столько        , сколько        ]
Правила и схемы:I. Разделяются запятыми однородные члены:1)Не соединенные союзами;    [       ,      

Слайд 134) Соединенные повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, то...то, не то...не то, и др., если однородных

членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них или перед частью;

[        , и        , и        ].

[ и ,      , и       , и       ].                          или         или        или    

[       , и       , и       ,       ,       ].

5) Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами.

[         и       ,         и       ]
4) Соединенные повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, то...то, не то...не то, и др., если однородных членов больше двух и союз повторяется

Слайд 14II. Не разделяются запятой однородные члены:

1) Глаголы в одинаковой форме, указывающие на

движение  и его цель или образующие единое смысловое целое. Такие сочетания не являются однородными членами (сядь отдохни, сядь посиди, пойду посмотрю, жду не дождусь и т.п.);

2)Устойчивые выражения:
о том о сём; за всё про всё; то сё; про то про сё и т.п.;

3)Фразеологизмы:
ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни пуха ни пера и т.п.;

4)Однородные члены, соединённые одиночными соединительными и разделительными союзами;

[         и         ].  ⇐ можно использовать союзы "и" "или" "либо".

Отличайте от соединительных союзов присоединительные и, да, да и - перед ними запятая ставится!
II. Не разделяются запятой однородные члены:1) Глаголы в одинаковой форме, указывающие на движение  и его цель или образующие единое

Слайд 155) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное

смысловое единство;

[  и       , и        ]

6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися.

5) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство;

[  и       , и        ].

6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися. Запятая перед или не ставится;

[        ли...или        ]?

7)Разные ряды однородных членов;

[        и                и       ].

[        и       и        и       ].

[        и       или(либо)        и       ].

Запомните! Каждый ряд однородных членов необходимо рассматривать отдельно.

5) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство;[  и      

Слайд 16III. Разделяются тире(-)

1)Однородные сказуемые, если они соединены неповторяющимися союзами и, да(=и) и второе

сказуемое обозначает противопоставление, указывает на быструю смену событий, следствие;

[        ,              и        ].

2) При пропуске союзов а, но [                    ].

IV. Обобщающие слова при однородных членах

1) [       :       , и        , и       ].
 
    [       , а именно:       ,        ,        ]. ⇐ можно "как-то" "например"

2) [ , , ]  
III. Разделяются тире(-)1)Однородные сказуемые, если они соединены неповторяющимися союзами и, да(=и) и второе сказуемое обозначает противопоставление, указывает на быструю

Слайд 17    [       ,        ,

              словом,         ]

3) [       :        ,        ,               ...  ].

4) [       :        ,        ,         ].

(В деловой и научной речи↑)
    [       ,        ,            

Слайд 18Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях, и с какой целью?
1.И

отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи.(Блок)

Определить, какие стилистические фигуры использованы в предложениях, и с какой целью?1.И отвращение от жизни, и к ней

Слайд 19
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный,

ни с чем не сходный вид. (Аксаков)
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

Слайд 20Проверь себя
И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и

страсть, и ненависть к отчизне… и чёрная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи.(Блок) – многосоюзие- увеличение союзов в предложении, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.
Проверь себяИ отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и

Слайд 21Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки,

мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах, И стаи галок на крестах.(Пушкин) Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.


Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары,

Слайд 22
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки,

мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.(Пушкин)
Бессоюзие – 1) помогает создать яркий, живой образ города; 2) создаёт имитацию быстрой езды, 3) придаёт речи быстроту, энергичность, создаёт впечатление стремительности происходящего.
Мелькают мимо будки, бабы,Мальчишки, лавки, фонари,Дворцы, сады, монастыри,Бухарцы, сани, огороды,Купцы, лачужки, мужики,Бульвары, башни, казаки,Аптеки, магазины моды,Балконы, львы

Слайд 23
2.Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки,

мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах,
И стаи галок на крестах.(Пушкин)
2.Мелькают мимо будки, бабы,Мальчишки, лавки, фонари,Дворцы, сады, монастыри,Бухарцы, сани, огороды,Купцы, лачужки, мужики,Бульвары, башни, казаки,Аптеки, магазины моды,Балконы, львы

Слайд 24
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный,

ни с чем не сходный вид. (Аксаков) – восходящая градация, каждая последующая часть высказывания заключает в себе усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение).
3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

Слайд 25
Все честные люди земли говорят: «Войне не быть!»         Мир – это счастье

для всех, живущих на земле.         Мир – это утро, полное радости, надежд и света, это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.         Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы.
Все честные люди земли говорят: «Войне не быть!»          Мир – это счастье для всех, живущих на

Слайд 26РЕФЛЕКСИЯ
1. Я ПОНЯЛ(А) МАТЕРИАЛ ……..
2. Я СМОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЕГЭ ……..
3. Я БЫ ПОСТАВИЛ(А ) СЕБЕ ОЦЕНКУ ЗА УРОК…….
4. Я БЫ ОЦЕНИЛ(А) УРОК НА ОЦЕНКУ ……..
РЕФЛЕКСИЯ1. Я ПОНЯЛ(А) МАТЕРИАЛ ……..2. Я СМОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ   ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЕГЭ ……..3. Я

Слайд 27Домашнее задание
Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:
«Я

помню чудное мгновенье…» или
«Зимы ждала, ждала природа…»
Домашнее заданиеНаписать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему: «Я помню чудное мгновенье…» или«Зимы ждала, ждала

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть