Слайд 1Занимательная викторина по русскому языку
Автор: Новоселова Наталья Сергеевна, преподаватель русского языка,
ДФ ГБПОУ «КТК»
Слайд 2Цель:
Викторина предназначена для работы над повышением уровня грамотности. Выполняя
упражнения на развитие мышления, зрительной памяти, логического мышления, ученики запоминают трудности при написании слов, правила орфографии. «Занимательная викторина по русскому языку» может быть использована учителями русского языка для закрепления нового материала.
Слайд 3
Задачи:
- обучающие: создать условия для расширения кругозора учащихся, обобщить и углубить
знания по русскому языку.
-развивающие: развивать умение анализировать и делать выводы; доказывать свою точку зрения, развивать познавательные интересы, орфографическую зоркость, развивать самостоятельность мышления, логику.
-воспитательные формировать интерес к языку; культуре общения, навыкам взаимопомощи.
Слайд 4Упражнения для развития внимания
Слайд 5Задание №1. Сколько ошибок допущено в тексте?
Изорванные многими тысечелетиями, покрытые окалиной
жары берега Корсики, ее замки, защищавшие остров, как колючки, алый цвет каких –то кустарников, ливень синего средиземно – морского света, прорвавшего невидемую небесную платину и рухнувшего всей тяжестью на остров, - все это немогло оторвать мои мысли от маленькой сероватой ложбины на Ильинском омуте, где пахло болиголовом и стоял оденокой чертополох высотой в человеческий рост- непритступный, ощетинившийся своими колючками, своими острыми налокотниками и забралами.
К.Г. Паустовский
Проверим
Слайд 6
Правильный ответ: 7 ошибок
Изорванные многими тысечелетиями, покрытые окалиной жары берега
Корсики, ее замки, защищавшие остров, как колючки, алый цвет каких –то кустарников, ливень синего средиземно – морского света, прорвавшего невидемую небесную платину и рухнувшего всей тяжестью на остров, - все это немогло оторвать мои мысли от маленькой сероватой ложбины на Ильинском омуте, где пахло болиголовом и стоял оденокой чертополох высотой в человеческий рост- непретступный, ощетинившийся своими колючками, своими острыми налокотниками и забралами.
К.Г. Паустовский
Исправим ошибки
Слайд 7
Изорванные многими тысячелетиями, покрытые окалиной жары берега Корсики, ее замки, защищавшие
остров, как колючки, алый цвет каких –то кустарников, ливень синего средиземноморского света, прорвавшего невидимую небесную плотину и рухнувшего всей тяжестью на остров, - все это не могло оторвать мои мысли от маленькой сероватой ложбины на Ильинском омуте, где пахло болиголовом и стоял одинокой чертополох высотой в человеческий рост - неприступный, ощетинившийся своими колючками, своими острыми налокотниками и забралами.
К.Г. Паустовский
Слайд 8Задание №2.
Попробуйте за одну минуту найти и исправить все ошибки
Слайд 9Ошибки в словах
Исправим ошибки
Слайд 10Правильно
наездник
ходьба
по - турецки
ниоткуда
задумчивый
драма
колюч
поросль
кошёлка
расчёт
клеить
наперсница
в одиночку
безмятежный
полдеревни
потерянный
в течение года
Слайд 11Задание №3. Известно, что в суффиксе – ин- прилагательных, образованных от
существительных, пишется н. Например, гусь – гусиный. Известно, также, что нн пишется в прилагательных, образованных от существительных и прилагательных, основа которых оканчивается на н, при помощи суффикса –н-, например: лимон – лимонный. Попробуйте за 5 минут вставить пропущенные буквы и заполнить таблицу:
Мыши..ый, маши..ый, были..ый, равн..ый, лошад..ый, змеи..ый, чы..ый, гост..ый, ками..ый, дли..ый, сови..ый, исти..ый,ути..ый,стари..ый, осли..ый, журавли..ый, общи..ый, звери..ый, камари..ый, окраи..ый, имени..ый, кури..ый, карти..ый.
Слайд 14Задание №4
Однажды король решил наградить своего
повара за прекрасный обед, дал ему
записку
и направил к казначею. Хитрый
казначей прочитал:
«Наградить часами серебряными,
фигурами пастухов украшенными»,
перенес одну запятую, изменил одну
букву и награда сильно
упала в цене.
Как исправил записку казначей?
Ответ
Слайд 15
Наградить часами, серебреными фигурами пастухов украшенными»
Серебряный- «сделанный из золота».
Серебреный – «покрытый
серебром».
Получилось, что повар вместо серебряный часов с фигурами пастухов получил часы с фигурами пастухов, покрытыми серебром.
Слайд 16Задания, обращающие внимание на буквенный состав слова
Слайд 17«НАБОРЩИК НАОБОРОТ»
Из загаданного слова по правилам игры
«Наборщик» составлены новые слова. Отгадайте
исходное
слово. (Особое внимание обращайте
на повторяемость букв.)
Например: даны слова ВОСТОК, СТЕКЛО, КЛИЧ. В
каждом из данных слов буквы В, С, Т, К, Е, Л, И, Ч
встречаются не более одного раза, а в слове
ВОСТОК две буквы О. Выпишем буквы:
ВОСТОКЕЛИЧ - из них можно составить слово
КОЛИЧЕСТВО.
Исходное слово - КОЛИЧЕСТВО.
Слайд 18Ответ
№ 1
Из загаданного слова можно составить слова ВОРОНА, БАЗАР, РЕЗИНА.
Что это за слово?
Ответ
Задание №5
Слайд 19
№ 2
Даны слова: ЖЕНА", ТРЕНИЕ, РОТА. Отгадайте исходное слово.
Ответ
Слайд 20
№ 3.
Из букв какого слова составлены слова ТОРТ, РОСТ, КИНО?
Ответ
Слайд 21
№4
Из букв какого слова составлены слова СТИЛЬ, ПИЛА, СТЕПЬ?
Ответ
Слайд 22
№5
Из букв какого слова составлены слова МАГИСТР, АСТРА, СТАЛЬ?
Ответ
Слайд 23
№6
Из букв какого слова составлены слова ЮРТА, САКЛЯ?
Ответ
Слайд 24
№ 7
Из букв какого слова составлены слова ПОТОП, КАРТОН, ПАРИК?
Ответ
Слайд 25
№8
Из букв какого слова составлены слова ПРУЖИНА, РАНЕНИЕ?
Ответ
Слайд 26
№9
Из букв какого слова можно составить слова ПЕПЕЛ, ПРАВДА, ПАЛЬТО?
Ответ
Слайд 27
№ 10
Из букв какого слова составлены слова РАСТВОР, ТОПОТ, СОСНА?
Ответ
Слайд 28Ответ
Образование
Следующее задание
Слайд 29Ответ
Отражение
Следующее задание
Слайд 32Ответ
Магистраль
Следующее задание
Слайд 34Ответ
Папоротник
Следующее задание
Слайд 35Ответ
Упражнение
Следующее задание
Слайд 36Ответ
Преподаватель
Следующее задание
Слайд 39Задание №6
Упражнение № 1
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите
их подряд:
гостин_ая, а_тограф, горош_к, тер_аса, гал_ерея, бл_стеть, несчасный, п_рила, пан_о, пром_кашка. Какое слово получилось?
Ответ
Следующее задание
Слайд 40
Веретено
Гостиная, автограф, горошек, терраса,
галерея, блестеть, несчастный, перила,
панно, промокашка.
Слайд 41
Упражнение № 2
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд:
ап_етит,
ап_ел_яция, бан_щик, з_ря, участвовать, безаварийный, перекрёс_ный, обез_яна, изм_рять. Какое слово получилось?
Ответ
Следующее задание
Слайд 42
Платье
Аппетит, апелляция, банщик, заря,
участвовать, безаварийный,
перекрёстный, обезьяна, измерять.
Слайд 43
Упражнение № 3
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд:
ветрен_ый,
моло_ьба, куц_й, блес_нуть, во_зал, чу_ствовать, мощ_ный, изл_гать. Какое слово получилось?
Ответ
Следующее задание
Слайд 44
Тыква
Ветреный, молотьба, куцый, блеснуть,
вокзал, чувствовать, мощный, излагать.
Слайд 45
Упражнение № 4
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд:
чере_чур,
песчан_ый, прелес_ный, р_внина, ровесник, праз_ничный, на лекци_, невтерпёж_, обл_ко-титься, листвен_ый.
Какое слово получилось?
Ответ
Следующее задание
Слайд 46
Стадион
Чересчур, песчаный, прелестный,
равнина, ровесник, праздничный, на
лекции, невтерпёж, облокотиться,
лиственный
Слайд 47
Упражнение №5
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд:
путешествовать,
рас_просы, про_кт. со_нне, коридор, гр_мадный.
Какое слово получилось?
Ответ
Следующее задание
Слайд 48
Село
Путешествовать, расспросы, проект,
солнце, коридор, громадный.
Слайд 49
Упражнение № 6
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд:
Напер_ница,
пр_врагник, ра_бросать, сэкономить, о_текаемый, пиш_щий, серебрян_ый, деревя_ка, хок_ей, аб_жур.
Какое слово получилось?
Ответ
Слайд 50
Избушка
Наперсница, привратник, разбросать,
сэкономить, обтекаемый, пишущий,
серебряный, деревяшка, хоккей, абажур.
Слайд 52
Список использованной литературы:
1. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии – Саратов:
Лицей, 2004. -96 стр.