Презентация, доклад Выразительные словообразовательные средства русского языка

Содержание

Окказионализмы ( occasionalis – «случайный»«Слова одноразового использования» - М.В.Панов – современный ученый-руссистВходят в группу индивидуально-авторских неологизмов, употребленных лишь единожды в каком-либо тексте для усиления образности, создания выразительности, экспрессии, языковой игры.

Слайд 1Выразительные словообразовательные средства русского языка

Выразительные словообразовательные средства русского языка

Слайд 2Окказионализмы ( occasionalis – «случайный»
«Слова одноразового использования» - М.В.Панов – современный

ученый-руссист

Входят в группу индивидуально-авторских неологизмов, употребленных лишь единожды в каком-либо тексте для усиления образности, создания выразительности, экспрессии, языковой игры.
Окказионализмы ( occasionalis – «случайный»«Слова одноразового использования» - М.В.Панов – современный ученый-руссистВходят в группу индивидуально-авторских неологизмов, употребленных

Слайд 3Примеры окказионализмов
Белибердоносец, фиговидец, каркатель – М.Е.С-Щедрин;
Стихокрад – М.Горький;
Громадье, расколоколивать,аэрокрылья, океаниться, необычайниться,

испешеходить, - В.В.Маяковский
Примеры окказионализмовБелибердоносец, фиговидец, каркатель – М.Е.С-Щедрин;Стихокрад – М.Горький;Громадье, расколоколивать,аэрокрылья, океаниться, необычайниться, испешеходить, - В.В.Маяковский

Слайд 4Интересно!
М.В.Ломоносов – полнолуние
Н.Карамзин – промышленность
В.Маяковский – прозаседавшиеся
Б.Пастернак – ежевечерне
И.Северянин - бездарь

Интересно!М.В.Ломоносов – полнолуниеН.Карамзин – промышленностьВ.Маяковский – прозаседавшиесяБ.Пастернак – ежевечернеИ.Северянин - бездарь

Слайд 5Способы образования окказионализмов
Междусловное наложение – Вообразилия (???)
Замена предметно-значимового корневого компонента –

раскультуривание(???)
Сложение компонентов словосочетания – пенкосниматель(???)
Слияние целых высказываний в одно слово- Мойдодыр(???)
Способы образования окказионализмовМеждусловное наложение – Вообразилия (???)Замена предметно-значимового корневого компонента – раскультуривание(???)Сложение компонентов словосочетания – пенкосниматель(???)Слияние целых

Слайд 6Окказионализмы – пробуем силы:
Задание 1: найдите окказионализмы в тексте А.Белого из

романа «Котик Летаев», определите способ образования
«Мы - на кухне: шёпоты, шумы, шипы, огни, пары, гари; там на кухне стоит, там на кухне бурлит дымношипный котел; и огонь бьёт в котел, прободая железную вейку; ломти мягкого мяса малиновеют на столике; кровоусая кошечка с красным куском в зубах – уже косится; и морковина сочно трется о терку.

Окказионализмы – пробуем силы:Задание 1: найдите окказионализмы в тексте А.Белого из романа «Котик Летаев», определите способ образования«Мы

Слайд 7Использование словообразовательных аффиксов в качестве самостоятельных слов
Примеры:
«-Вас обсудили?
Не ОБ , а

О!»
« Вы какой ЛОГИЕЙ занимаетесь?»
«Речь его пополнена разными ИЗМАМИ»
«Лучше НЕДО чем ПЕРЕ»

Использование словообразовательных аффиксов в качестве самостоятельных словПримеры:«-Вас обсудили?Не ОБ , а О!»« Вы какой ЛОГИЕЙ занимаетесь?»«Речь его

Слайд 8
«Боитесь вы графини – овой?-
Сказала им Элиза К.
-Да,- возралил NNсуровый,-
Боимся мы

княгини –овой,
Как вы боитесь паука» А.С.Пушкин
«Боитесь вы графини – овой?-Сказала им Элиза К.-Да,- возралил NNсуровый,-Боимся мы княгини –овой,Как вы боитесь паука» А.С.Пушкин

Слайд 9Словообразовательный повтор (гомеология – homoios – «подобный»; logos- «слово»)
Использование в тексте

слов, построенных по одной словообразовательной модели
Словообразовательный повтор (гомеология – homoios – «подобный»; logos- «слово»)Использование в тексте слов, построенных по одной словообразовательной модели

Слайд 10Словообразовательный повтор –
Пример:
«Так вслушиваются(в исток вслушивается устье)
Так внюхиваются в цветок:
В

глубь – до потери чувства!...
Так дети, в синеве простынь,
Всматриваются в память.
Так вчувствовывается в кровь
Отрок – доселе лотос.
Так влюбливаются в любовь:
Впадываются в пропасть
М.Цветаева
Словообразовательный повтор – Пример:«Так вслушиваются(в исток вслушивается устье)Так внюхиваются в цветок:В глубь – до потери чувства!...Так дети,

Слайд 11Словообразовательный повтор – пробуем силы!
Задание 2: определите , какая морфема повторяется?

Какого эффекта добивается автор?
«Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу» А.А.Фет


Словообразовательный повтор – пробуем силы!Задание 2: определите , какая морфема повторяется? Какого эффекта добивается автор?«Прозвучало над ясной

Слайд 12Использование морфем, обладающих яркой эмоциональной окраской
Суффиксы оценки:
Петушок, соринка, колокольчик, дождик, собачонка,

зайчище ит.д.
Использование морфем, обладающих яркой эмоциональной окраскойСуффиксы оценки:Петушок, соринка, колокольчик, дождик, собачонка, зайчище ит.д.

Слайд 13Этимологизация
Обыгрывание внутренней формы слова: автор намеренно сближает неродственные слова с созвучными

корнями и тем самым заставляет нас в знакомом слове найти неожиданный, несвойственный ему смысл.
ЭтимологизацияОбыгрывание внутренней формы слова: автор намеренно сближает неродственные слова с созвучными корнями и тем самым заставляет нас

Слайд 14Этимологизация
Пример:
«Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что я

остепенился, потому что зарылся в степь» П.Л.Вяземский
ЭтимологизацияПример:«Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что я остепенился, потому что зарылся в степь»

Слайд 15Парономазия(ложная этимологизация)
Соположение созвучных, но этимологически не родственных слов .
Придает дополнительную остроту

и выразительность характеристикам, содержащимся в текстовых фрагментах, привлекает внимание адресата к отрезку текста.
Парономазия(ложная этимологизация)Соположение созвучных, но этимологически не родственных слов .Придает дополнительную остроту и выразительность характеристикам, содержащимся в текстовых

Слайд 16Парономазия
Пример:
«Эта удочка мюнхенского производства,
Неизменная спутница жизни моей,
Отвлекает умело меня от уродства
Исторических

- и истерических !-дней» И.Северянин

ПарономазияПример:«Эта удочка мюнхенского производства,Неизменная спутница жизни моей,Отвлекает умело меня от уродстваИсторических - и истерических !-дней» И.Северянин

Слайд 17Парономазия
Примеры из «Бестолкового словаря»:
Крестьянка – женщина, которая носит крест;
Чертог – жилище

черта;
Улица – то, что находится около лица дома;
Слезы – то, что слезает по лицуво время плача
ПарономазияПримеры из «Бестолкового словаря»:Крестьянка – женщина, которая носит крест;Чертог – жилище черта;Улица – то, что находится около

Слайд 18Парономазия – пробуем силы!
Задание 3: составьте бестолковый словарь , используя следующие

слова:
пассажир, вентилятор, мировоззрение, страдание, удивить, пастушок, землетрясение, гастроли, мелодия, хвастливый, частокол
Парономазия – пробуем силы!Задание 3: составьте бестолковый словарь , используя следующие слова:пассажир, вентилятор, мировоззрение, страдание, удивить, пастушок,

Слайд 19Словообразовательные средства выразительности в русской литературе
Задание 4: по данным значениям определите

фамилию литературного героя, сопоставьте с произведением и автором:
Всегда молчит;
Врущий мужчина;
Ведет себя по-скотски;
Просто такова;
Думает о старом
Любит говорить правду;
Готов всех бить и пришить;

Словообразовательные средства выразительности в русской литературеЗадание 4: по данным значениям определите фамилию литературного героя, сопоставьте с произведением

Слайд 20
Задание 4: ответы
Всегда молчит – Молчанов – А.С.Грибоедов – «Горе от

ума»;
Врущий мужчина – Вральман – Д.И.Фонвизин «Недоросль»;
Ведет себя по-скотски - Скотинин;
Просто такова - Простакова;
Думает о старом - Стародум
Любит говорить правду - Правдин;
Готов всех бить и пришить – Пришибеев – А.П.Чехов «Хамелеон»;

Задание 4: ответыВсегда молчит – Молчанов – А.С.Грибоедов – «Горе от ума»;Врущий мужчина – Вральман – Д.И.Фонвизин

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть