Слайд 1
Приёмы, используемые в средней школе на уроках русского языка для подготовки
к итоговому собеседованию
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5 с УИОП
Попова Екатерина Николаевна
Слайд 2Педагогические технологии
- Предметно-ориентированные
- Технологии личностно-ориентированного обучения
- Технологии дифференцированного обучения
- Информационно-коммуникационные
- Игровые
технологии
Слайд 4Интонационная функция знаков препинания
Точка: закончена мысль – понижение голоса;
запятая: мысль развивается,
но высказана не до конца – движение голоса вверх;
точка с запятой: знак средний между точкой и запятой - понижение голоса меньше и пауза более короткая, чем на точке,
многоточие: интонация незавершённости высказывания, понижение голоса;
восклицательный знак: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса;
вопросительный знак: логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается;
тире: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке;
двоеточие: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал продолжения;
скобки: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается;
кавычки (при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова.
Слайд 5Пересказ текста
План
Ключевые слова
Слайд 6Советы для подготовки пересказа:
1) еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте
его основную мысль;
2) пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
3) пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению,
перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
4) нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.
Слайд 7Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише
(уместнее ввести предложенное высказывание в
конце пересказа)
Пересказ + речевое клише:
- удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
- говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
- всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
-оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
-как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание»
ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.
Слайд 8«Подбери синонимы»
Отредактируйте текст так, чтобы не было повторов
Слайд 10Ассоциограмма
Экология
Атмосфера
Красная книга
Заповедники
Отходы
Слайд 11Советы для описания фотографий
1. Начните с:
замысла, который фотограф воплотил (какова
его цель: зачем он сделал этот снимок?);
поиска смыслового центра фотоснимка;
описания того, кто (или что) изображен;
2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда);
3. Не говорите того, чего нет на фотографии;
4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:
экскурсия в прошлое,
интересная история,
фотография на память,
смысловой центр,
передний и задний план,
цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),
персонажи и предметный ряд,
яркое впечатление, сохранённое на снимке.
Слайд 125. Обратите внимание, как изображены предметы:
опишите фон, позы, цветовые эффекты;
ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии;
6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:
если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.) ;
опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные;
7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?);
8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.
Слайд 13 Конструкции-помощники
Вступление
На этом снимке изображен…
Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая
сцену из…
На данной фотографии фотограф запечатлел…
На фотографии мы видим…
Если внимательно посмотреть на фотографию, то …
Фотограф изобразил кульминационный момент события…
Основная часть
Цель фотографа –
Фотограф создан настоящую картину(чего?)…
Фотограф запечатлел один из моментов…
Всё внимание фотографа сосредоточено на …
Фотограф поместил в центр снимка…
Прямо перед нами изображены…
На переднем плане привлекает внимание…
Задний план снимка занимает…
Слева/справа от… виднеется…
Внимание зрителя привлекает центральная фигура…
Слайд 14Основная часть
Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…
Выражение лица/
поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…
(Какой?)Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…
Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…
Заключение
Фотография отражает авторское отношение к …
Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…
Завершая описание, хочется отметить…
Фотография произвела на меня ….впечатление.
Фотография заставила задуматься о…
Слайд 15Советы для создания текста-рассуждения
1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы,
которые даны на карточке участника экзамена;
2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?);
3. Вспомните структуру текста-рассуждения;
4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания;
5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.;
6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.
Слайд 16«Нужно ли бережно относиться к родному языку?»
Вопросы, предложенные на карточке участника
собеседования
1. Какова роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство?
2. Что такое словесный мусор?
3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?
4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?
Слайд 17Оценить речь
Выполнить задания в паре
Примерить роль Экспертов