Презентация, доклад на тему Система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку 5 - 8

Содержание

Современный урок русского языка - это урок личностно ориентированного обученияПри личностно ориентированном обучении учитель:1. максимально использует личный опыт ученика; 2. обеспечивает внутреннюю дифференциацию на каждом этапе урока; 3.передаёт ученику те функции, которые он может выполнить сам;4.

Слайд 1Система подготовки к ОГЭ по русскому языку
Учитель русского языка и литературы


ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей им. М.В. Ломоносова»
Тоюшева А.С.
Система подготовки к ОГЭ по русскому языкуУчитель русского языка и литературы ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей им.

Слайд 2Современный урок русского языка - это урок личностно ориентированного обучения
При личностно

ориентированном обучении учитель:
1. максимально использует личный опыт ученика;
2. обеспечивает внутреннюю дифференциацию на каждом этапе урока;
3.передаёт ученику те функции, которые он может выполнить сам;
4. вовлекает ученика в деятельность, в творческий анализ изучаемого материала , поиск языковых явлений;
5. организует учебную деятельность ученика, при которой ученик работает самостоятельно и предъявляет результаты своей деятельности всему классу.
Современный урок русского языка - это урок личностно ориентированного обученияПри личностно ориентированном обучении учитель:1. максимально использует личный

Слайд 3Четыре правила современного урока русского языка:
1. Формирование всех универсальных учебных

действий на уроке ( предметных, личностных, метапредметных ) происходит на основе предметной деятельности, поэтому очень важно грамотно и подробно сформулировать предметные цели.
2. Каждый урок русского языка – это урок развития речи.
Неважно, какой раздел языка изучается на уроке: орфография, словообразование, лексика, морфология, синтаксис или пунктуация.
Изучив языковое явление, ученик должен увидеть, как оно «работает» в тексте и в собственной речи.
3. Грамотной речи невозможно научить, работая только со словами и предложениями.
4. На уроке, отвечающем требованиям ФГОС, преобладает индивидуальная, дифференцированная работа, учебное исследование.
Четыре правила современного урока русского языка: 1. Формирование всех универсальных учебных действий на уроке ( предметных, личностных,

Слайд 4Сочинение-рассуждение. 5 – 6 класс
Схема сочинения-рассуждения, в которой выделяется три части:


1) Тезис (то, что надо доказать);
2) Доказательства (аргументы, доводы);
3) Вывод (общий итог).
Схема записывается в тетрадь для правил в раздел «Развитие речи», которую учащиеся ведут с 5 по 9 класс.

Сочинение-рассуждение. 5 – 6 классСхема сочинения-рассуждения, в которой выделяется три части: 1) Тезис (то, что надо доказать);

Слайд 5Работа над сочинением
текст начинается с тезиса, который можно дать в форме

вопроса, либо в форме повествовательного предложения, после которого ставится вопрос: «Почему?» («Зачем?», «Для чего это нужно?» и т.п.).
решаем, каким образом надо перейти ко второй части, записываем возможные варианты в тетрадь для правил: «И вот почему», «Докажем это», «Это можно доказать (объяснить) так», «Это можно доказать, приведя следующие аргументы».
при перечне аргументов (с понятием «вводное слово» пятиклассники еще не знакомы, поэтому записываем в тетрадь примеры вводных слов). Также обращаю внимание, что части сочинения-рассуждения могут быть связаны и без специальных средств, только по смыслу и интонации.
разбираем о чем нужно писать, какие аргументы использовать.
Работа над сочинениемтекст начинается с тезиса, который можно дать в форме вопроса, либо в форме повествовательного предложения,

Слайд 6Примеры сочинений-рассуждений
Обязательно ли знать морфемику, чтобы правильно писать?
1. «Многие говорят, что

знать морфемику не обязательно, просто нужно уметь правильно писать и ставить запятые. А я считаю, знание морфемики необходимо. Многие слова в своем написании опираются на морфему.
Например, в слове «показать» нужна после «п» именно буква «о», так как она находится в приставке, а приставки «па-» в русском языке не бывает. Или в слове «карманный» мы пишем две буквы «н», потому что одна буква в корне, а другая в суффиксе. Если бы я не знала, где какая морфема, я бы написала это слово неправильно.
В общем, я считаю, что те, кто считает морфемику ненужной для себя наукой, не правы!»

Примеры сочинений-рассуждений Обязательно ли знать морфемику, чтобы правильно писать?1. «Многие говорят, что знать морфемику не обязательно, просто

Слайд 7Примеры сочинений-рассуждений
2. «Морфемика – это наука, которая изучает части слова. Обязательно

ли нам знать правила морфемики?
Я думаю, обязательно, так как каждый человек должен грамотно писать. А многие орфографические правила опираются на состав слова, поэтому-то и важно знать и уметь находить морфемы. Умение правильно определять состав слова помогает применить нужное орфографическое правило.
Следовательно, если мы будем знать морфемы, мы сможем правильно использовать орфограммы, а значит, будем и грамотно писать».

Примеры сочинений-рассуждений2. «Морфемика – это наука, которая изучает части слова. Обязательно ли нам знать правила морфемики? Я

Слайд 83. «Я часто писала слова неправильно. « Какая разница, – думала

я, – писать «вверх» или «верх», «подоконник» или «подоконик». Главное, буквы писать понятно!»
Но недавно в школе мы изучили тему «Морфемика», и я узнала, что слова состоят из значимых частей: корня, приставки, суффикса и окончания. Теперь я понимаю, что написание слов часто зависит от их состава. Вот и слово «вверх» пишется с двумя буквами «в» потому, что одна является приставкой, а другая входит в состав корня, да и с одной буквой «в» слово приобретает другое значение.
Следовательно, чтобы правильно писать слова и употреблять их в нужном значении, необходимо обязательно знать морфемику»

Примеры сочинений-рассуждений

3. «Я часто писала слова неправильно. « Какая разница, – думала я, – писать «вверх» или «верх»,

Слайд 9Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к изложению

одна из

форм подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
помогает до конца понять особенности текста
грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие
помогает определить замысел художественного произведения
формирует у детей языковое мышление – наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте
включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания
Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно

Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к изложениюодна из форм подготовки учащихся к сдаче ОГЭ

Слайд 10Два пути работы с текстом
анализ всех встречающихся грамматических явлений (этот вариант

годен тогда, когда грамматическая система уже сложилась и отрабатывается на практике)
выбор необходимого наглядного материала, демонстрирующего те грамматические явления, с которыми педагог хочет познакомить детей (этот принцип подходит при первоначальном знакомстве с грамматикой и на этапе систематизации полученных знаний)
Два пути работы с текстоманализ всех встречающихся грамматических явлений (этот вариант годен тогда, когда грамматическая система уже

Слайд 11Формулируя задания к тексту, придерживаюсь определенной последовательности
вопросы и задания, направленные на

осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого (вопросы о проблематике текста)
расширить кругозор учащихся, подбирая для анализа тексты обобщенно-философского содержания (формулировка проблемы)
найти художественные произведения или публицистические тексты с подобной проблематикой (актуализация знаний по литературе)
задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями
вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление схем предложений


Формулируя задания к тексту, придерживаюсь определенной последовательностивопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным

Слайд 12Слабоуспевающим учащимся на начальном этапе подготовки даю список возможной проблематики, из

которого они выбирают одну проблему, наиболее подходящую. 
Взаимоотношения отцов и детей.
Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
Сложность и противоречивость человеческих поступков.
Человеческое благородство.
Честь и человеческое достоинство.
Отношения человека с другими людьми.
Восприятие человеком окружающего мира.
Одиночество человека.
Человек и искусство.
Отношение человека к миру природы.
Бережное отношение человека к языку.
Человек и власть, которой он наделён.
Сострадание окружающим.
Отношение человека к войне.
Слабоуспевающим учащимся на начальном этапе подготовки даю список возможной проблематики, из которого они выбирают одну проблему, наиболее

Слайд 13К 7-8 классам подготовка к ОГЭ приобретает постоянный характер
Работа с текстом

учит учащихся 7 - 8 классов
слушать текст,
анализировать его содержание и лингвистические компоненты,
структурировать информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст,
приводить убедительные аргументы в защиту своей точки зрения.
Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создавать свой собственный. Этому способствует использование метода метапредметной интеграции.

К 7-8 классам подготовка к ОГЭ приобретает постоянный характерРабота с текстом учит учащихся 7 - 8 классов

Слайд 14Например, тема «Словосочетание и виды связи в словосочетании» подробно разрабатывается в

8 классе.

Дети делятся на творческие группы, и каждой дается задание представить один из видов связи. Учащиеся сами выбирают способ подачи материала. Это могут быть:
презентации ( в них обязательно должны быть вопросы для одноклассников)
рисунки;
стихотворения собственного сочинения
мини - пособия для одноклассников
диалоги
лингвистические рассказы
нахождение текстов , насыщенных необходимыми на экзамене орфограммами
Подобная работа над сложными темами приводит к тому, что дети легче запоминают сложный материал и успешно развивают коммуникативные навыки.



Например, тема «Словосочетание и виды связи в словосочетании» подробно разрабатывается в 8 классе. Дети делятся на творческие

Слайд 15стихотворение о согласовании ученицы 8 класса
Согласование узнать
Нам не составит и

труда.
Всего лишь надо нам понять –
Зависят меж собой слова.
В один падеж поставим их.
И видим - оба изменились.
Нам это говорит : они согласование отныне.
В таких вот случаях слова,
Зависимыми что зовутся,
Местоимением, причастием
Лишь смогут обернуться.
И прилагательным,
Числительным еще
Становятся они легко

стихотворение о согласовании  ученицы 8 классаСогласование узнать Нам не составит и труда.Всего лишь надо нам понять

Слайд 16Комплексный синтаксический анализ текста - подготовительный этап к ОГЭ
Работа с текстом

способствует расширению и углублению знаний учащихся по разным разделам русского языка, учит различать типы и стили речи, видеть признаки их функциональных и языковых особенностей.
Различные виды разборов, используемых при комплексном анализе, позволяют провести всестороннее повторение важного лингвистического материала. В рамках подготовки к ОГЭ такого рода деятельность приобретает еще большее значение, давая возможность систематизировать знания учащихся, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Задания ОГЭ включают часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Такая работа необходима при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему на экзамене в 9 классе.
Комплексный анализ текста помогает осуществлять целенаправленную подготовку к данному заданию, готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и умению аргументированно высказывать собственные мысли.

Комплексный синтаксический анализ текста - подготовительный этап к ОГЭРабота с текстом способствует расширению и углублению знаний учащихся

Слайд 17Комплексный синтаксический анализ текста
Люди разные. (2) Одни любят природу и бережно

относятся к ней, видя в ней нашу колыбель и обитель, другие почему-то все пытаются завоевать, захватить, переиначить по-своему, ничуть не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, присваивая это право исключительно лишь себе...
(3) Ну конечно же, мы не можем обойтись без того, чтобы брать из кладовых природы, а следовательно, приходится нам губить множество ни в чем не повинных существ. (4) Но ведь весь вопрос – в мере. (5) В мере!
(6) Любопытный факт: еще в период завоевания и освоения Америки белыми пришельцами из Европы возникло два совершенно различных подхода к природе, два мнения. (7) Европейские ученые полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней все бесполезное людям. (8) Индейцы племени сиу считали, что Великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для его ежедневного пропитания.
9) В сущности, эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. (10) Хотя состояние природы теперь таково, что все большее и большее число ученых склоняется к тому, что правы были все-таки индейцы... (11) А про писателей, поэтов, художников и говорить нечего. (12) Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, что нет в природе ни одного существа бесполезного, ненужного, не имеющего права на жизнь... (13) Да только ли он один!
(Ю.Аракчеев)

Комплексный синтаксический анализ текстаЛюди разные. (2) Одни любят природу и бережно относятся к ней, видя в ней

Слайд 18Задания для анализа
Сколько в тексте сложных предложений с придаточными изъяснительными?
1) 2;

2) 3; 3) 4; 4) 5.
Сколько в тексте бессоюзных сложных предложений?
1) 4; 2) 1; 3) 2; 4) 3.
Какая характеристика соответствует предложению 11?
1) Сложное бессоюзное;
2) простое, двусоставное, неполное;
3) простое, односоставное, безличное;
4) простое, односоставное, неопределенно-личное.
Укажите номер предложения, которому соответствует следующая схема:
[1.__ = ], что (2.__ =) и (3.__ =), (4. что   =).
1) 12; 2) 8; 3) 10; 4) 3.
Сформулируйте основную мысль текста. Напишите сочинение-рассуждение об отношении человека к природе.
Задания для анализаСколько в тексте сложных предложений с придаточными изъяснительными?1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.Сколько

Слайд 19Примерная структура комплексного анализа
Подготовка к выразительному чтению текста, определение места логического

ударения, пауз, выбор нужного тона, темпа чтения.
Определение темы, основной мысли текста. Нахождение ключевых слов (словосочетаний), которые отражают тему текста.
Выбор заглавия текста. Объяснение смысла названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста?
Определение стиля текста. Аргументация мнения.
Доказать, что это текст. Какова роль первого и последнего предложения?
Определение типа речи (повествование, описание, рассуждение), аргументация выбора.
Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Определение типа связи (параллельная, цепная)
Объяснение значений выделенных слов (с использованием словарей)
Подбор к выделенным словам синонимов, антонимов. Почему из ряда синонимов в тексте используется именно это слово?
Нахождение многозначных слов, определение их значения, доказательство многозначности.
Нахождение в тексте (если есть) синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, стилистически окрашенных слов. Определение их роли в тексте.
Нахождение в тексте заимствованных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов, фразеологизмов. Объяснение их значение.
Составление плана текста, подготовка к пересказу (устному или письменному).
Произвести разные виды разбора на материале текста.
Анализ орфограмм и пунктограмм в тексте.
Эти вопросы могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста.

Примерная структура комплексного анализаПодготовка к выразительному чтению текста, определение места логического ударения, пауз, выбор нужного тона, темпа

Слайд 20Памятка для анализа текста любого стиля речи
Определите, что перед вами: слова,

предложения или текст. Докажите свою точку зрения.
Озаглавьте текст(Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое, сопоставьте).
Составьте план.
Выделите начало текста, укажите его особенности.
Укажите окончание текста. Есть ли смысловая и языковая связь между началом и окончанием текста?
Придумайте свои начало и окончание текста.
Укажите тему текста
Укажите идею.
Определите, о чем текст: о развитии действия, о признаках предмета или это вывод на основе приведенных аргументов к высказанному утверждению. На какой вопрос отвечает текст? Тип речи текста.
Определите стиль текста: разговорный или книжный (официально-деловой, художественный, научный, публицистический).

Памятка для анализа текста любого стиля речиОпределите, что перед вами: слова, предложения или текст. Докажите свою точку

Слайд 21Памятка для анализа текста - рассуждения
Рассмотрите структуру текста.
1. Выделите части текста.

Как они связаны? Какие средства связи?
2. Выделите введение, определите его назначение.
3. Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки.
4. Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключение, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?
5. Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка читателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.
6. Охарактеризуйте заглавие текста; отражение в нем темы, идеи; соответствие заглавия типу речи, стилю речи.
Рассмотрите языковые средства - зависимость их выбора от темы, идеи, типа речи, стиля, жанра. Есть ли какие-либо особенности данного типа речи в употреблении лексических и грамматических средств (термины, восклицательные, вопросительные предложения, сложные предложения).
Сделайте общий вывод по анализу текста.
Памятка для анализа текста - рассужденияРассмотрите структуру текста.	1. Выделите части текста. Как они связаны? Какие средства связи?	2.

Слайд 22Памятка для анализа текста - описания
Рассмотрите структуру текста.
1. Найдите начало текста

(общее представление объекта, введение или иное начало).
2. Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечисления, значимость признаков, зависимость от стиля речи; порядок указания признаков целесообразность этого порядка).
3. Найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод).
4. Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.
5. Определите, есть ли в описании элементы других типов речи (повествование, рассуждение). Нужны ли они? Каково их назначение?
6. Назовите средства связи слов и частей текста.
Охарактеризуйте языковые средства
1. Найдите типичные средства (определения, синонимы- определения, несогласованные определения, неполные и назывные предложения), укажите время признаков.
2. Найдите другие языковые средства.
Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).

Памятка для анализа текста - описанияРассмотрите структуру текста.1. Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное

Слайд 23Памятка для анализа текста - повествования
1. Назовите главные особенности типа речи

– повествования. Есть ли в нем диалог?
2. Определите стиль речи.
3. Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказка).
4. Укажите тему. Что можно сказать о полноте её раскрытия?
5. Назовите идею, ее рабочую формулировку.
6. Определите, от какого лица ведется повествование
7. Назовите основные действия и порядок их указания.
8. выделите основные части текста, составьте его план.
9. Укажите начало текста. Как быстро и надежно оно вводит читателя в текст?
10. Найдите окончание текста. В чем его особенности? ( Нейтральное указание на последнее действие? Эмоциональное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)
11. Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.
12. Объясните особенности использования языковых средств.
13. Составьте заключение по характеристике текста.

Памятка для анализа текста - повествования1. Назовите главные особенности типа речи – повествования. Есть ли в нем

Слайд 24Сочинение-рассуждение 9 класс
1. Формулировка тезиса
Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос;

истолкование предложенного в задании слова; утверждение, доказываемое в рассуждении).
… - это …
На мой взгляд (я думаю, мне кажется),
… - это … … человеком можно назвать того, кто …
… человек – это тот, кто …
.., как мне кажется, похож(-а, -е) …

Сочинение-рассуждение 9 класс1. Формулировка тезиса Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова; утверждение,

Слайд 25Основная часть. Аргументация
1) Пример – аргумент из текста.
Так, в тексте

(указать автора)…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению (номер) текста.
Предложение (номер) подтверждает мысль о том, что…
Эту мысль легко доказать, обратившись к предложению (номер) текста (указать автора).
Например, анализируя поведение (речь, поступки) героя данного текста, можно увидеть, что …
Основная часть. Аргументация1) Пример – аргумент из текста. Так, в тексте (указать автора)… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся

Слайд 26Основная часть. Аргументация
2) Пример – аргумент из жизненного опыта.
Немало примеров

проявления … мы видим и в нашей жизни. Например, …
В художественной (музыкальной) школе нам рассказывали подобную историю о…
Я вспоминаю похожий случай из своего детства…
Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример из учебника (обществознания, истории, физики, биологии, географии, литературы): …
Основная часть. Аргументация2) Пример – аргумент из жизненного опыта. Немало примеров проявления … мы видим и в

Слайд 27Заключение к сочинению
III. Вывод
(заключение, сделанное на основе аргументов и связанное

с тезисом).
Речевые сигналы:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно,…
Подводя итог сказанному, отмечу …
Думаю, что…
Очень хотелось бы, чтобы …
Хочется верить, что…
Обобщая сказанное, хочется отметить, что…
Заключение к сочинениюIII. Вывод (заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом). Речевые сигналы: Таким образом,

Слайд 28Литература для подготовки к ОГЭ

Литература для подготовки к ОГЭ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть