Слайд 1Иван Алексеевич БУНИН
(1870-1953)
Слайд 2Творческая лаборатория
Бунина
Слайд 3Высоко полный месяц стоит.
Высоко полный месяц стоит
В небесах над туманной
землей,
Бледным светом луга серебрит,
Напоенные белою мглой.
В белой мгле, на широких лугах,
На пустынных речных берегах
Только черный засохший камыш
Да верхушки ракит различишь.
И река в берегах чуть видна...
Где-то мельница глухо шумит...
Спит село... Ночь тиха и бледна,
Высоко полный месяц стоит.
1887г
Слайд 4В ЛЕСУ, В ГОРЕ, РОДНИК, ЖИВОЙ И ЗВОНКИЙ...
В лесу, в горе,
родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты!
1905 г
Слайд 5Отец
Алексей Николаевич Бунин
Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии, был вспыльчивый,
азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены. Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали.
Слайд 6Мать
Людмила Александровна Бунина,
урожденная Чубарова
Мать Ивана Бунина была полной противоположностью мужу:
кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась, в первую очередь, воспитанием детей...
Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он будет «особенный», «ни у кого нет такой тонкой души, как у него».
Слайд 7Брат
Юлий
Старший брат Бунина - Юлий Алексеевич - оказал большое
влияние на формирование писателя. Он был для брата как бы домашним учителем. Иван Алексеевич писал о брате: "Он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук; кроме того, мы без конца вели с ним разговоры о литературе".
Слайд 8В мае 1887 года журнал "Родина" напечатал стихотворение "Нищий" шестнадцатилетнего Вани
Бунина. С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы.
В 1901 году вышел поэтический сборник "Листопад", который был восторженно принят и читателями, и критиками.
Слайд 9В 1917 году произошла революция, которая коренным образом изменила жизнь в
стране.
В 1920 году Бунин, не приняв революцию, эмигрировал из России, "испив несказанную чашу душевных страданий", как позже он писал в своей биографии.
28 марта Бунин вместе с женой прибыл в Париж.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора.
Сказать «прости» родному дому.
Слайд 1010 ноября 1933 года газеты в Париже вышли с огромными заголовками
"Бунин - Нобелевский лауреат". Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу.
Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник. Русские люди испытали сладчайшее из чувств - благородное чувство национальной гордости.
Слайд 11В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года
Иван Алексеевич Бунин скончался. Отпевание было торжественным - в русской церкви на улице Дарю в Париже при большом стечении народа. Все газеты - и русские, и французские - поместили обширные некрологи.
А сами похороны состоялись намного позже, 30 января 1954 года (до этого прах находился во временном склепе). Похоронили Ивана Алексеевича на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.
Слайд 12
Работа со статьёй в учебнике (с. 3–5, II ч.).
Откуда такое поэтическое
отношение к природе?
Как складывалась литературная судьба Бунина?
Каковы темы его произведений?
Какова особенность поэтического языка Бунина?
РОДИНА
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
1896г
Слайд 13Рассказ «Цифры»
Глава 1.
В чем необычность такого начала?
Какое местоимение встречается в
каждом предложении, на каждой строке?
Что можем сказать об отношениях дяди и мальчика до ссоры?
Глава 2.
Почему дядя не выполнил просьбу племянника?».
На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок?
Найдите в тексте объяснение, почему свой поступок, спустя годы,
дядя оценивает, как «великий грех»?
А какое решение принимает мальчик, чтобы обратить на
себя внимание?
Слайд 14
Рассказ «Цифры»
Глава 3.
Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный, невоспитанный
ребенок?
На чьей стороне автор?
Глава 4.
Подумайте, сочувствуют ли взрослые мальчику?
И если да, то почему они не утешили его?
Каким становится мальчик?
Как он себя ведет, после того как смирился?
Какое слово находит Бунин, говоря о желании ребенка? Это устаревшее книжное слово.
Слайд 16
Бунин вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Взрослые
часто не видят в ребенке человека, ведут себя властно по отношению к нему. А ведь дети – это тоже люди со своими мечтами, чувствами, желаниями, которые надо уважать, быть внимательнее и осторожнее, стараться не ранить их души. Бунин предлагает взрослым.
Слайд 17
Домашнее задание
Письменно объяснить название рассказа «Цифры»?
2. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Лапти», подготовить
высказывание о впечатлениях после прочтения рассказа.