Слайд 12016 год
Сочинение как ведущая форма письменной работы в процессе обучения русскому
языку и литературе в 5-11 классах
Слайд 2Большое значение в педагогической практике приобретает текст, на основе которого строится
работа на уроке. Проектируя работу с текстом, необходимо опираться на структуру текстовой деятельности, включающую замысел высказывания, лексико-грамматическую структуру высказывания, реализацию высказывания.
Слайд 3Замысел высказывания- основа речевого высказывания, общий смысл будущего текста, обеспечивающий последовательность
изложения, соответствия высказывания цели. Замысел может быть отражен в названии, ключевых словах, основой мысли текста.
Слайд 4Лексико-грамматическая структура высказывания - процесс выбора лексических средств для реализации замысла
и внутреннее конструирование из них грамматических структур.
Слайд 5Реализация высказывания- воплощение замысла с сохранением общего смысла, с использованием отобранного
лексического материала, грамматическим оформлением высказывания, адекватным общему смыслу.
Слайд 6
Система работы по развитию
связной речи учащихся предполагает обучение восприятию, воспроизведению и порождению речи. Различные письменные работы, проводимые с учащимися в определенной последовательности, представляют систему обучения школьников самостоятельному построению и изложению мыслей, т.е. написанию сочинений. Основным условием проведения работы над сочинением является последовательный переход от пересказа к рассуждению, от изложения к сочинению.
Слайд 7Обучение учащихся созданию текстов в разных стилях и типах речи – одна из
основных и наиболее сложно решаемых проблем преподавания русского языка и литературы в системе начального, основного и среднего общего образования. Процесс речетворчества, особенно в письменной речи, зависит от субъективных факторов, индивидуального психо-физического и интеллектуального развития, а также развития метапредметных и предметных компетенций, предполагающих владение навыками создания и редактирования текста, знаниями в области стилистики русского языка. Поэтому система работы по обучению учащихся созданию связных речевых высказываний в разных стилях и типах речи требует комплексного методического подхода.
Слайд 8Для решения задачи развития умений учащихся в области создания текстов разных
стилей и типов речи в содержание занятий необходимо включать систему заданий и упражнений по созданию устных и письменных монологических высказываний разной коммуникативной направленности. Решение этой учебной задачи предполагает владение учащимися такими понятиями, как речевая ситуация, качества речи, коммуникативные стратегии и коммуникативный замысел и др., умениями анализировать представленные речевые ситуации с различных позиций и строить собственные устные и письменные высказывания с учетом целей и ситуации общения.
Сочинения на лингвистические темы
Сочинения на темы из жизни
- свободные темы .
В отечественной методике обучения сочинению используются следующие виды тренировочных упражнений:
изложение фрагмента произведения (учебного или научного текста) и определение его темы и основной мысли;
составление учеником вопросов, исчерпывающих содержание отрывка, и ответов в ученической редакции;
выделение структурных частей текста, подобранного учителем, и своего сочинения;
сравнение пейзажей, портретов героев, интерьеров и нахождение между ними сходства и различия;
составление предложений или небольшого текста из предложенных слов абстрактного значения;
составление небольшого текста с включением пословиц, поговорок, афоризмов;
определение роли изобразительно-выразительных средств языка и речи в отрывках художественных произведений;
составление статей для словаря теоретико-литературных понятий с примерами;
составление из разрозненных частей учебного (научного) текста логического, связного его изложения».
Слайд 10На основе тематического принципа на две группы делятся и сочинения, проводимые
на уроках литературы:
Сочинения на литературные темы (сочинения, связанные с курсом литературы).
Сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях и опыте учащихся.
Знания о классификации сочинений необходимы для целевых ориентиров в отборе, расположении фактического материала, аргументации, выборе необходимых языковых средств.
Слайд 11 Сочинение на литературную тему пишется на заключительном этапе работы с текстом
произведения.
Слайд 12
Тексты, в основе которых лежит воспроизведение
исходных текстов (пересказ): основных положений литературно-критической или литературоведческой статьи по предложенной теме.
Тексты, которые предполагают определенную интерпретацию исходного текста: аннотации, отзывы, рецензии, рефераты, предисловия и послесловия к книге, литературные очерки (эссе). Эти тексты отличаются от исходного — художественного произведения — своим стилем и структурно-речевыми, или композиционными особенностями.
Тексты, в которых концепция их автора в отношении исходных текстов дается в оригинальной форме: статьи литературно-критического характера, написанные в публицистическом стиле, статьи теоретико-литературного характера, оригинальные по форме тексты, создаваемые учащимися с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие и речеведческие понятия.
Слайд 13Классификация школьных сочинений по Т.А.Калгановой:
по тематике: литературная, публицистическая тема и свободная (предполагает
свободный выбор материала для её раскрытия);
по типу создаваемых текстов (описание, повествование, рассуждение);
по функциональному стилю речи (научный, публицистический, в литературно-творческих работах — элементы художественного стиля);
по жанру (сочинения на литературную тему: рассуждения, ответ на вопрос, на проблемный вопрос, рецензия, литературно-критическое эссе, характеристика героя, сравнительная характеристика героев, система персонажей, роль изобразительно-выразительных средств в художественной речи; сочинения литературно-творческие: очерк, репортаж, рассказ, басня, стилизация и др.);
Слайд 14В работах Ю.А.Озерова предлагается классификация сочинений по жанрам, которые рассчитаны на
авторскую индивидуальность ученика, мотивированного на изучение литературы, и требуют от него литературных и литературно-критических способностей:
сочинение-литературный портрет,
сочинение-рецензия,
сочинение-литературно-критическая статья,
сочинение-очерк (или сочинение-рассказ),
сочинение-воспоминание, сочинение-дневник,
сочинение-стихотворение.
Слайд 15В практике учителей обнаруживается опыт обучения написанию сочинений, в которых анализируются:
литературное произведение
как целое и его структурные элементы;
литературное произведение и действительность;
литературное произведение и сознание художника (мироощущение, мировоззрение его);
литературное произведение и творчество писателя в целом;
литературное произведение и литературный процесс в историко-литературном плане (литературное направление, предшественники, современники, наследники) и теоретико-литературном освещении: жанр, вид, род, поэтика (тропы, стиль, ритмическая организация);
литературное произведение и его восприятие читающей публикой в разные исторические эпохи;
литературное произведение и другие виды искусства и сферы общественного сознания.
Слайд 16СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Человек стремится познать окружающий мир, рассуждая, он задаёт
себе извечный вопрос «почему?» и стремится ответить на него, устанавливая причины и следствия различных явлений жизни, что и является содержанием письменных текстов-рассуждений. Полное рассуждение состоит из трёх частей. В первой содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать. Во второй приводятся доказательства (аргументы, примеры), необходимые для обоснования высказанной мысли. В третьей части содержится вывод.
Слайд 17Тренировочные упражнения
1. Запишите значения слов, придумайте с данными словами предложения: тезис (от греч. thesis —
положение, утверждение) — высказанная мысль, истинность которой доказывается автором; тезисы — краткая, точная запись основных мыслей текста в виде цитат или в свободном изложении; аргументация —приведение аргументов с целью убедить читателя в правильности выдвинутого тезиса (аргументами могут быть ссылки на авторитетное мнение, тексты произведений, письма, факты); доказательство — утвердительное высказывание, истинность которого подтверждена аргументами.
Слайд 18Придумайте и запишите предложения со словами и словосочетаниями: логичный, последовательный, связный,
гармоничный; мысль, идея, замысел, концепция; размышление, раздумье, помысел, думушка; творческий (труд, процесс, дар, подъём, путь).
Слайд 19Подберите синонимы к слову рассуждать, запишите сочетания этого слова с прилагательными, существительными,
глаголами.
Рассуждать (мыслить, строить умозаключения; последовательно излагать свои суждения о чём-либо).
Рассуждать о чём: (о литературе, о музыке, о смысле жизни, произведения, о любви…).
Рассуждать о чём-либо с кем (с другом, с приятелем, с коллегами…).
Рассуждать на тему (запретную, научную, литературную, о войне, о природе…).
Рассуждать, как кто (как ребёнок, как взрослый, как дилетант…).
Научиться рассуждать как (правильно, верно, толково, умно, здраво, трезво, просто, зрело…).
Слайд 20 Определите, к какому функциональному стилю
относится этот текст. Выделите его
структурные части.
«…Культура прежде всего понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в её развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное.
Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива — группы людей, живущих одновременно и связанных определённой организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются.
Сферу социального общения обслуживает язык. Это означает, что она образует определённую систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла. Следовательно, культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу. Остановимся на этой последней.
Подумаем о таком простом и привычном, как хлеб. Хлеб веществен и зрим. Он имеет вес, форму, его можно разрезать, съесть. Съеденный хлеб вступает в физиологический контакт с человеком. В этой его функции про него нельзя спросить: что он означает? Он имеет употребление, а не значение. Но когда мы произносим: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”,— слово “хлеб” означает не просто хлеб как вещь, а имеет более широкое значение: “пища, потребная для жизни…” (Ю.М.Лотман.Беседы о русской культуре).
Слайд 21Написать сочинение на тему, сформулированную в виде проблемного вопроса, поможет памятка:
внимательно
прочитайте формулировку вопроса и сразу раскрывайте проблему, которая нашла отражение в этом вопросе;
определите, как проблема, обозначенная в вопросе, связана с проблематикой произведения;
сформулируйте основные положения, утверждения, которые будете доказывать;
приведите аргументы (цитаты, примеры), подтверждающие ваши утверждения (тезисы);
используйте необходимые теоретико-литературные понятия;
по возможности напишите о своей точке зрения;
в том случае, если проблема имеет несколько решений, нужно чётко определить все и раскрыть их суть.
Слайд 22Рекомендации:
Особое внимание уделить понятию «литературный контекст», учить устанавливать литературные параллели и
ассоциации, вычленять общее и индивидуальное в позициях авторов;
Разработать систему уроков по теории литературы, формировать навыки анализа и интерпретации произведения с выявлением особенностей содержания и формы, жанра, рода;
Систематически включать в практику письменные задания небольшого объема, требующие точности мысли, твердого знания историко-литературных фактов и теоретико-литературных сведений;
Совершенствовать приемы работы по анализу эпизода или сцены произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности рассматриваемого фрагмента, формировать у учащихся умение определять место или роль фрагмента в произведении.
Слайд 24Использованные источники:
О.Ю., Богданова Теория и методика обучения литературе: учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С.364-366.
О. Ю. Богданова и др. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. — М., 1997.
Т. А.,Калганова . Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.
Т.АТ.А., Калганова. Сочинение в выпускном классе. Общие требования к сочинению на литературную или публицистическую тему
Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 278-292.
Т.М. ,Пахнова Уроки русского языка в 11 классе в системе непрерывного обучения, воспитания и развития ученика как личности. Роль уроков русского языка в системе подготовки к сочинению»
http://www.youtube.com/watch?v=UrDBpBa4cIs