Презентация, доклад Сложные предложения. Место придаточного в сложноподчиненном предложении.

Содержание

Цель урока: умение различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;формировать умения находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного по отношению к главному

Слайд 1Место придаточного
в сложноподчинённом предложении
Сложноподчинённые предложения
Выполнила:
Басырева Марина Анатольевна
учитель русского языка и

литературы
МАОУ Кантауровской СОШ
Города областного значения Бор Нижегородской области
Место придаточного в сложноподчинённом предложенииСложноподчинённые  предложенияВыполнила:Басырева Марина Анатольевнаучитель русского языка и литературы МАОУ Кантауровской СОШ Города

Слайд 2Цель урока:
умение различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
формировать умения находить главное

и придаточное предложения;
определять место придаточного по отношению к главному
Цель урока: умение различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;формировать умения находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного

Слайд 3Вопросы на повторение На какие группы делятся сложные предложения?

Вопросы на повторение На какие группы делятся сложные предложения?

Слайд 4Какие предложения являются сложносочинёнными?
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫМИ называются такие сложные предложения, предикативные части которых

связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
Например:
Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается , и трещит и пылает костер .





Какие предложения являются сложносочинёнными?СЛОЖНОСОЧИНЁННЫМИ	 называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой интонацией и сочинительными

Слайд 5Какие предложения являются сложноподчинёнными?
Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых

связаны подчинительными союзами или союзными словами.
В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).
От главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
Например: что он сказал ?
Он сказал , ( что придёт поздно ).




Какие предложения являются сложноподчинёнными?Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Слайд 6При помощи чего связаны между собой простые предложения в сложноподчинённом?
В

сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно ,когда ,куда и др.)
Союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей, кто, куда, почему и др.)

При помощи чего связаны между собой простые предложения в сложноподчинённом? В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между

Слайд 7Средства связи
В главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда,

оттуда, тогда, столько и др., которые выделяют содержание придаточного.
Например:
Никогда не беспокой другого тем , ( что можешь сделать сам ).

Союзы по составу могут быть простыми (что, как, когда и др.),
составными (так как, так что, потому что и др.) и двойными (если …….,то; так как…….,то; чем …….,тем)
Например:
Уже совсем стемнело , ( так что людей на улице не было ) .






Средства связиВ главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда, оттуда, тогда, столько и др., которые

Слайд 8Чем отличается сложносочинённое предложение от сложноподчинённого?
В сложносочиненном предложении все простые

предложения равнозначны.

В сложноподчиненном предложении есть главная и придаточная части.
Чем отличается сложносочинённое предложение от сложноподчинённого?  В сложносочиненном предложении все простые предложения равнозначны.В сложноподчиненном предложении есть

Слайд 9Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3) а другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)


Вопросы:

Определите тип предложений в тексте.



Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 10Проверка Сложносочиненное предложение с обособленными обстоятельствами(деепричастными оборотами)
(1)Одни люди любят природу и бережно

относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и обитель , а (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе.




































Проверка Сложносочиненное предложение с обособленными обстоятельствами(деепричастными оборотами) (1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя

Слайд 11Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3) а другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 12Проверка Сложносочиненное предложение ,где первое предложение сложноподчиненное, а второе – простое с

вводным словом

Мы не можем обойтись без того , (чтобы не брать из кладовых природы ), и, следовательно, приходится губить множество ни в чем не повинных существ.

Проверка Сложносочиненное предложение ,где первое предложение сложноподчиненное, а второе – простое с вводным словомМы не можем обойтись

Слайд 13Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3) а другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 14Проверка Простое неполное предложение
Но весь вопрос – в мере.

Проверка Простое неполное предложениеНо весь вопрос – в мере.

Слайд 15Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3) а другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 16Проверка Сложноподчиненное предложение
Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в

своих поэмах писал, (что нет в природе ни одного существа бесполезного, ненужного, не имеющего права на жизнь ).
Проверка Сложноподчиненное предложениеВеликий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (что нет

Слайд 17Орфографическая разминка
Распределите схемы в 3 столбика. По какому признаку вы это

сделаете?

Орфографическая разминкаРаспределите схемы в 3 столбика. По какому признаку вы это сделаете?

Слайд 18Проверка

Проверка

Слайд 19Место придаточного в сложноподчинённом предложении

Земля и море погрузились

в глубокий мрак , (так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего.)

В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова , к которому относится.



Место придаточного   в сложноподчинённом предложении  Земля и море погрузились в глубокий мрак , (так

Слайд 20Место придаточного в сложноподчинённом предложении
В других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения

можно менять.
Например:
1) Экспедиция отправится в Арктику завтра ,
( если будет лётняя погода ).
2) ( Если будет лётная погода ), экспедиция отправится в Арктику завтра .
3) Экспедиция , (если будет лётная погода ), отправится в Арктику завтра .
Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми!







Место придаточного в сложноподчинённом предложенииВ других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения можно менять. Например: 1) Экспедиция отправится

Слайд 21В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных

На улице стало настолько
на сколько? что ?
светло ,( что видно ) , ( как ветер касается верхушек деревьев ) .
, ( что…), ( как…).





В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных   На улице стало настолько

Слайд 22Он видит ,( как поле отец удобряет ) , ( Как

в рыхлую землю бросает зерно ), ( Как поле потом зеленеть начинает ), ( Как колос растет, наливает зерно ). (Н. Некрасов)


, (как…), (как …), ( как …), ( как …).





Он видит  ,( как поле отец удобряет ) , ( Как в рыхлую землю бросает зерно

Слайд 23Закрепление
Упражнение 85.
Проверяем
1. Мы завтра пойдем за грибами , (если не

будет дождя).
2. (Когда колосится рожь ), хорошо бродить в поле .
3. Окна занавесили шторами , (чтобы свет не беспокоил больного ).
4.( Хотя ярко светило солнце ), на дворе было холодно .









Закрепление Упражнение 85.Проверяем1. Мы завтра пойдем за грибами , (если не будет дождя).2. (Когда колосится рожь ),

Слайд 24Продолжаем проверять
5. Посередине деревни,(в которую мы вошли ), был пруд, густо

заросший камышом .
6. Морская соль содержит много солей ,( так что она непригодна для питья) .







Продолжаем проверять5. Посередине деревни,(в которую мы вошли ), был пруд, густо заросший камышом  .6. Морская соль

Слайд 25Подведение итогов
Домашнее задание :
Параграф 9,
стр.41-42 (теоретическая часть),
Упражнение 88.( по

заданию)
Подведение итоговДомашнее задание : Параграф 9, стр.41-42 (теоретическая часть),Упражнение 88.( по заданию)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть