Слайд 1
Выполнила ученица 9 «А» класса МАОУ СОШ №1 г. Светлогорска Байкина
Валерия.
Учитель: Ягминене Галина Александровна.
Сленг как языковое явление
Слайд 2Содержание
Введение
Цели, задачи проекта и методы исследования
Актуальность проблемы
Что такое сленг
Этапы развития
молодёжного сленга в России
Практическая часть
Статистика
Классификация употребляемых сленговых слов учеников 9-11 классов МАОУ СОШ №1 г. Светлогорска
Вывод
Опрос среди учителей
Сленг в произведениях В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина.
Вывод
Слайд 3Введение
Русский язык – один из самый богатых, разнообразных и красивых языков
в мире. Изучать его можно всю жизнь, ведь язык – очень интересное явление. Язык необходим для народа, ведь если его не будет – не будет и нации.
Лично я интересуюсь русским языком, участвую в различных олимпиадах и конкурсах, также русский язык является одним из главных составляющих моей будущей профессии.
Одно из самых интересных явлений языка – сленг. Я с удовольствием изучала это явление в нашей школе и в произведениях известных русских писателей.
Слайд 4Цели , задачи проекта и методы исследования
Цель проекта:
Изучить историю сленга в
языке, причины и этапы его развития и провести исследование в молодёжной школьной среде малого города (на примере
нашего города),связанное с использованием подростками сленга и убедиться в том, что деревенский сленг широко используется в прозе на примерах произведений В. Шукшина, В. Астафьева, и В. Распутина.
Задачи проекта:
Изучить литературу по данной теме, подобрать теоретический материал.
Изучить этапы развития молодёжного сленга.
Провести анкетирование среди учеников 9-11 классов школы.
Определить состав групп общеупотребительных слов лексики в речи школьников.
Проанализировать результаты опроса.
Найти «деревенский сленг» в прозе.
Сделать выводы по теме исследования.
Методы исследования:
Сбор информации .
Анкетирование.
Анализ.
Статистические исследования.
Слайд 5Что такое сленг?
Сленг – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной
речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
Слайд 6
Анкетирование
Всего в анкетировании принимало
участие 73 человека, из которых :
9 класс
– 22 чел.
-девочки – 7 чел.
-мальчики – 15 чел.
10 класс – 13 чел.
-девочки – 2 чел.
-мальчики – 11 чел.
11 класс – 38 чел.
-девочки – 21 чел.
-мальчики – 17 чел.
-
Анкета
Пользуетесь ли Вы сленгом?
Где или когда Вы используете сленг?
Напишите слова с переводом, например: всё равно = ерунда и т.д.
Как Вы думаете, почему такие слова появились в речи?
Как Вы относитесь к использованию таких слов?
Слайд 7Вопрос №1
Пользуетесь ли Вы сленгом?
Слайд 8Вопрос №2
Где или когда Вы используете такие слова?
При общении с друзьями,
приятелями, одноклассниками
Дома, при разговоре с родителями
В Интернете, компьютерных играх
В особых случаях, когда удобнее применить сленг, нежели исконное слово
При нервном напряжении
В кругу парней (при девочках реже)
Везде
Слайд 9Общая статистика
Напишите слова с переводом, например: пофиг = всё равно, фигня
Слайд 10В процессе систематизирования информации я обнаружила, что некоторые слова образуют целые
сленговые группы, причём помимо официальных, давно известных групп, например таких как: уголовный сленг, компьютерный сленг, - появились ещё и новые, свойственные только нашей школе группы, например такие как: «школьные слова», «техника», «звериные слова», «съедобные слова» и другие.
Слайд 11Вопрос №4
Как Вы думаете, почему такие слова появились в речи?
Сленг помогает
«шифроваться», его можно применять в «своём кругу»
Сленг применяется для удобства, для краткости, яркости и чёткости в речи, для её упрощения
Сленг – последствие деградации общества и нравственного упадка в нём
Сленг появился в связи с появлением Интернета и компьютеризацией общества
Сленг появился в связи с заимствованием иностранных слов
Сленг – последствие развития массовой культуры
Сленг позволяет разнообразить язык и сделать его интереснее, он появился потому что старые слова наскучили
Сленг помогает людям выделиться, привлечь внимание к себе
Некоторые яркие события оставляли особенные, новые слова
С помощью сленга проще выразить мысли и эмоции
Слайд 12Вопрос №5
Как Вы относитесь к использованию таких слов?
Слайд 13Вывод
В результате исследования было выяснено, что учащиеся активно используют сленг в
своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении эмоций, реже при разговоре с родителями. В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость, например: «офигеть» – досада или удивление, восхищение. Большинство опрошенных использует сленг часто, почти всегда, только 8 % опрошенных относятся к использованию сленга отрицательно.
Слайд 14Сленг в литературных произведениях. Деревенская проза.
Слайд 15Дереве́нская про́за — направление в русской литературе 1950—1980-х годов, связанное с
обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни.
В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти, а по духу—крестьянство было и по сей день остается движущей силой российской истории.
Такие писатели как : В. Шукшин, В. Астафьев, В. Распутин, - использовали деревенский сленг и простонародный говор в своих произведениях, так как они были родом из деревни и очень хорошо были с ним знакомы.
Материал для своих произведений писатели брали везде, где живут люди. В рассказах звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю.
Слайд 16Виктор Астафьев
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка
в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева.
Через несколько лет после рождения сына отец попадает в тюрьму, а во время поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой плыла она, перевернулась, Лидия утонула.
Выйдя из заключения, отец писателя женился во второй раз и с женой и двумя сыновьями отправляется в Игарку. Летом следующего года отец Виктора попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт.
Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.
В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину — в Красноярск.
Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен в Овсянке.
Слайд 17Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его
произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена».
Книги Астафьева, за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного быта, были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами.
Слайд 18«Конь с розовой гривой» (1963 г.)
Бегишь – бежишь
Ихнем – их
Шурунуть –
отругать
Отсюдова – отсюда
Ништяк – ладно
Оммануть - обмануть
Слайд 19Василий Шукшин
Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской
семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин был расстрелян в 1933 году, во время коллективизации.
В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум, который не закончил.
В 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки, в 1946 году покинул родное село.
В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях.
В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Он служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Именно в армии он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам.
В 1953 году был уволен в запас с флота и вернулся в село Сростки, сдав экзамены на аттестат зрелости, пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи.
В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».
Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начал работать режиссёром на ЦКДЮФ.
2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Слайд 20Герои книг и фильмов Шукшина — это люди советской деревни, простые труженики
со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык.
В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание советской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности.
Слайд 21«Срезал» (1970)
Белобрысый – светловолосый
Ухарь – молодой, бойкий человек; удалец
Рубить –
соображать, понимать
Трепология – болтовня
Причесать – победить
Слайд 22«Микроскоп» (1969)
Подцепил – заразился
Под хмельком – в нетрезвом состоянии
Кикимора болотная –
оскорбление
Болтаться – ходить без дела
Слайд 23«Дебил» (1971)
Замастырить – сделать что-то хорошо
Квакать – смеяться
Оглоед – иждивенец
Цивилизейшен
– шляпы
Приварить - ударить
Слайд 24Валентин Распутин
Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Закончив местную начальную
школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты.
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска. С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.
Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году.
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Живёт и работает в Иркутске и Москве
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества.
Слайд 25«Уроки французского» (1973)
Бошковитый - умный
Шпарить - говорить
Деревенеет язык – трудно
говорить
Потаскивать - воровать
Пошвыркать - похлебать
Подсаживать зубы на полку - голодать
Загрести – забрать
Зудит (посмотреть) – хочется (посмотреть)
Лоботряс – бездельник, лентяй
Голова садовая - тот, кто опростоволосился
Слайд 26Вывод
Я изучила историю сленга в языке, а именно этапы его развития
и причины появления, выяснила, что сленг существует давно, у каждого поколения он свой, особенный, изменяется он в связи с научным прогрессом, различными политическими, культурными событиями.
Также я провела исследование, связанное с использованием учениками моей школы сленга. Установлено, что школьники относятся к сленгу как к положительному явлению в речи и используют его почти повсеместно. Опираясь на результаты анкетирования, можно утверждать, что больше всего в речи ребята используют сленг как экспрессивное средство, как «тайный язык шифра» и для краткости и точности мысли. Исходя из результатов опроса среди учителей, можно с уверенностью сказать, что «язык шифра» подростков работает.
Также я изучила явление деревенского сленга и говора в произведениях В. Шукшина, В. Распутина и В. Астафьева и выяснила, что это явление языка широко используется в прозе и насыщает произведения эмоциональностью, русским духом.
Слайд 27Использованная литература:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%91%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B3
http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-72196
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F3%EA%F8%E8%ED,_%C2%E0%F1%E8%EB%E8%E9_%CC%E0%EA%E0%F0%EE%E2%E8%F7
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F1%F2%E0%F4%FC%E5%E2,_%C2%E8%EA%F2%EE%F0_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%F1%EF%F3%F2%E8%ED,_%C2%E0%EB%E5%ED%F2%E8%ED_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%FC%E5%E2%E8%F7
В.Астафьев «Конь с розовой гривой»
В. Шукшин «Срезал», «Дебил», «Микроскоп»
В. Распутин
«Уроки французского»