Презентация, доклад Россыпь диалектов Сиалеевской Пятины

Цель:изучение лексики жителей села Сиалеевская Пятина, потому как: - каждое слово для нас представляет определённую ценность, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого-либо местного говора, потому что оно появилось

Слайд 1

Исследовательская работа
Ученицы 11 класса
МБОУ Сиалеевско-Пятинская СОШ
Громовой Анастасии
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Горелова Валентина Викторовна

Россыпи диалектов Сиалеевской Пятины


Слайд 2Цель:
изучение лексики жителей села Сиалеевская Пятина, потому как:
- каждое слово

для нас представляет определённую ценность, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого-либо местного говора, потому что оно появилось в речи народа для того, чтобы им обозначить, назвать какую-то частицу действительности;
- потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий;
- знакомство с говорами одной маленькой деревни позволяет глубже узнать историю села, края, познакомиться с замечательными людьми, живущими рядом, узнать о их жизни, о их судьбе;
- русский язык – это не застывшая скучная наука, а развивающееся явление, изучать которое интересно и полезно.
Цель:изучение лексики жителей села Сиалеевская Пятина, потому как: - каждое слово для нас представляет определённую ценность, независимо

Слайд 3Задачи:
• исследование особенностей народной речи;
• исследование предметной лексики;
• составление словаря.

Задачи:• исследование особенностей народной речи;• исследование предметной лексики;• составление словаря.

Слайд 4Организация исследования:
1.Выбрать объект и предмет исследования.
2.Определить цели и задачи исследования.
3.Дать научное

обоснование диалектам и говорам русского языка.
4.Познакомить с диалектами и говорами жителей села Сиалеевская Пятина.
5.Запись народно-разговорной речи.
6.Составление словаря диалектов.
Организация исследования:1.Выбрать объект и предмет исследования.2.Определить цели и задачи исследования.3.Дать научное обоснование диалектам и говорам русского языка.4.Познакомить

Слайд 5Объект исследования:

Объект исследования:
лексика говора сиалпятинцев
Объект исследования:

Слайд 6Предмет исследования:
закономерности развития языковой особенности жителей одного села.

Предмет исследования: закономерности развития языковой особенности жителей одного села.

Слайд 7Русский национальный язык и русский литературный язык. Отличительные признаки.
Национальный русский

язык – язык русского народа - охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, места жительства, профессии; он включает в свой состав диалекты, специальную лексику, жаргоны. Точное число слов, какими располагает национальный русский язык, назвать невозможно, потому что одни слова в нем постоянно создаются, а другие уходят из употребления.
Литературный язык – нормированный язык, имеющий правила, соблюдать которые обязаны все члены общества. Почтительное отношение к литературному языку понятно и оправдано: тем самым осознаётся его культурная и социальная значимость.

Русский национальный язык и русский литературный язык. Отличительные признаки. Национальный русский язык – язык русского народа -

Слайд 8Говор, или диалект, – одно из основных понятий диалектологии. Диалект – самая маленькая территориальная

разновидность языка. На нем говорят жители одной или нескольких деревень. Сфера применения говора уже, чем сфера применения литературного языка, который является средством общения для всех, говорящих по-русски. Каждый национальный язык включает литературный язык и территориальные диалекты

1) Накой мне.
2) Как ширпанёт от сундука.
3) Невмоготу было тада.
4) Ягот – гибель было.
5) Брать ломоть хлеба.

Слова для справок:
Накой – зачем;
Ширпанёт – оттолкнёт;
Невмоготу – очень тяжело;
Гибель – много очень;
Ломоть – кусок большой

Говор, или диалект, – одно из основных понятий диалектологии. Диалект – самая маленькая территориальная разновидность языка. На нем говорят жители одной

Слайд 9Классификация диалектов по языковому признаку.

Классификация диалектов по языковому признаку.

Слайд 10Классификация диалектов по территориальному признаку

Классификация диалектов по территориальному признаку

Слайд 11Язык сиалпятинцев органически впитал особенности говоров как южнорусского, так и севернорусского

наречия. Для южнорусского наречия характерно аканье. Здесь в изобилии встречаются слова, в которых о заменено на а. Эта замена имеет место как в начале слова, так и в середине: адёжа, адинока, вазьму. Им присуще чоканье: чо, ничо. В личных местоимениях в Р. и Д.падежах в большинстве случаев вместо е вставляется и : «Я ни пайду за тибя».»Миня ни зави». «Тижало очинь»,т.е. налицо иканье.
Также в языке ярко представлено севернорусское наречие. Оно прежде всего сказывается в стяжении гласных, т. е. в выпадении гласных е и ю: имеет - имет, знает-знат, «мил бросат миня». Буква ю в большинстве случаев выпадает в конце слова: «Один бирёт за ручку, другой – за другу» (другую). Такое же явление и с буквой я: «Машина шибко дорога» (дорогая). Совмещение южных и северных диалектных явлений говорит о том, что в Сиал-Пятине средневеликорусские говоры, что соответствует представленной Карте диалектов русского языка.

Вывод

Язык сиалпятинцев органически впитал особенности говоров как южнорусского, так и севернорусского наречия. Для южнорусского наречия характерно аканье.

Слайд 12Карта диалектов русского языка

Карта диалектов русского языка

Слайд 13" Язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие

и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Пока жив язык народный в устах народа, жив и народ.

К. Д. Ушинский


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть