Слайд 1Роль родительских наставлений
в формировании личности
(по произведениям русской литературы
19 века)
Выполнила Мокроусова Мария,
ученица 10 «А» класса
МАОУ «СОШ»№1 г.Светлогорска
Руководитель – Ягминене Г.А.
Слайд 2Актуальность
В настоящее время особо остро стоит проблема взаимопонимания между детьми и
родителями,проблема «отцов и детей», которая достаточно глубоко и многосторонне представлена в произведениях русской классики.
Слайд 3Гипотезы
Дети либо принимают, либо отвергают «наставления» отцов как принцип своей жизни
Основные
жизненные принципы актуальны в любые исторические времена
Слайд 4Цель и задачи
Цель: определить роль родительских наставлений в произведениях русской литературы
19в.
Задачи
1. Отобрать произведения русской литературы 19 в, в которых используется приём «наставлений»
2. Определить цель родительских наставлений
3.Классифицировать наставления, составить таблицу
4.Подтвердить или опровергнуть гипотезы, сделать вывод.
Слайд 5Наставление – поучающее указание, нравоучение; руководство, инструкция.(С.И.Ожегов)
Наставление – назидательное, нраво-учительное указание.(Д.Н.Ушаков)
Слайд 7А.С. Пушкин «Капитанская дочка» .Сцена прощания Андрея Петровича Гринёва с сыном(
гл.1)
Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь. Слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.
Слайд 8А.С.Грибоедов «Горе от ума»
действие 2; явление 2
Сказал бы я, во-первых: не
блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи.
Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя
Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб.
Слайд 9Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Сцена прощания отца с сыном Павлом (гл.11)
Смотри же,
Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче,чтобы тебя угощали,а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ первый тебя надует и в беде выдаст, а копейка не выдаст,в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой.
Слайд 10И.А. Гончаров «Обломов». Сцена прощания отца с Андреем( часть 2 гл.1)
Ты
делал со мной дела, стало быть знаешь,что у меня есть некоторый капиталец; но ты прежде моей смерти на него не рассчитывай, а я,вероятно, проживу еще лет 20… Лампада горит ярко и масла в ней много. Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять,пожалуй, – не знаю, что ты изберешь,к чему чувствуешь большей охоты… Ну, а если… не сумеешь сам отыскать вдруг свою дорогу, понадобиться посоветоваться, спросить – зайди к Рейнгольду: он научит.
Слайд 11 Л.Н.Толстой «Война и мир».Сцена прощания Николая Андреевич Болконского с
сыном (том 1, часть 1, гл. 25 )
Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты поступил не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно.
Слайд 13Последствия
Пётр Андреевич Гринёв
Честный, порядочный, верный и добрый человек.
Чацкий Александр Андреевич
Порядочный,
честный, принципиальный, человек новых передовых взглядов
«Растерян мыслями... чего-то ожидаю; Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».
Павел Иванович Чичиков
«Рыцарь копейки», плут, мошенник, занимающийся делами, «которым свет дает название не очень чистых».Не испытывает угрызений совести и не падает духом.
«… зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать»
Андрей Иванович Штольц
деятелен, трудолюбив,практичен, аккуратен
«Участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении».
Андрей Николаевич Болконский
Находит смысл службы в единстве с народом, прощении врагов,; несёт любовь земную и любовь к Богу. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили».
Слайд 14Цели родительских наставлений
Дать ребенку «наказ» на будущее
Передать свой опыт,
свои принципы жизни
Слайд 17Ю.Левитанский.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для
себя.
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Слово для любви и для молитвы…
Слайд 18
Большое влияние на формирование личности человека оказывает семья. Ряд произведений русской
литературы XIX века убеждает нас в том, какую большую роль в жизни некоторых героев сыграл отцовский завет.
Исходя из проанализированных произведений можно увидеть, что все дети последовали наказам своих отцов и приняли для себя «философию их жизни», стали жить по тем же принципам
Слайд 19Литература
А.И. Гончаров «Обломов»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н. Толстой « Война и
мир»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
«Русская литература»(хрестоматия историко-литературных материалов)
«Русская литература 19 век»(большой учебный справочник)
«Русская литература в школе от а до я»
Энциклопедия «Мудрость тысячелетий»