Слайд 1
РАБОТА НАД УДАРЕНИЕМ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 2СЛОВО- ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ… И ПОТОМУ СЛОВО ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ТОМУ, ЧТО ОНО
Слайд 3План
Введение
Глава 1. Ударение и его роль в русском языке.
Глава
2. Работа над ударением в 5 классе.
Глава 3. Система упражнений по теме ударения для учащихся 5-ых, 11-ых классов.
Заключение.
Приложение.
Список использованной литературы.
Слайд 4Ударение- это выделение голосом одного из слогов в слове.
Слайд 5Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, на письме они
обычно обозначаются «своими» буквами , например:вал-[ва́л]; вол-[во́л];лес-[ле́с].
Ударение в русском языке позволяет различать слова (за́мки и замки’, стре́лки и стрелки’ )
Ударение может переходить с одного слога на другой, например: за’нял-заняла’-за́няли, на́чал- начала́ -на́чали.
Слайд 6Разноместность русского
ударения
Русское ударение обладает характерной особенностью, определяющая его функцию в
языке, -разноместностью. Разноместность русского ударения проявляется в том, что оно не закреплено в языке за определенным слогом или морфемой и в принципе может падать на любой слог, на любую морфологическую часть слова.
Слайд 10На костре варилась вкусная уха.
У зайца есть два длинных уха.
Мы видели
в парке много белок.
Очень полезен яичный белок!
В магазине продаётся мука.
Какая мука вставать рано утром!
Проверь себя!
Слайд 11Подвижность русского
ударения
Подвижность же русского ударения состоит в том ,
что при словоизменении и словообразовании оно может перемещаться с одной морфемы на другую в пределах одного слова или гнезда родственных слов , например: нога́-но́гу-ного́й, но́вый-за́ново-обнови́ть. В силу этой особенности ударение становится вспомогательным средством при словоизменении и словообразовании.
Слайд 12Система упражнений по теме ударения для учащихся 5 классов.
Слайд 13Имена существительные
Алфави́т, библиоте́ка, ве́рба,
воро́та, вью́га, за́морозки,
инструме́нт, киломе́тр, по́хороны,
портфе́ль,
проце́нт, тиски́,
хло́поты, черни́ла , гра́бли ,
плоскогу́бцы, жму́рки, го́ры
Слайд 14Боя́знь, дремо́та,доста́вка, досу́г, еди́нство,за́суха, зло́ба, каучу́к ,крапи́ва, молодёжь, не́нависть, свёкла, си́лос,
страда́,фарфо́р, хво́рост, хво́я, хло́пок, цеме́нт, щаве́ль и так далее.
Слайд 15Существительные в именитель-
ном падеже множественного
числа
А́дрес - адреса́, директор, доктор,
мастер, профессор;
Догово́р-догово́ры , инженер, офицер , тренер ,шофер , месяц, торт, подпись, плоскость , почерк;
Ге́рб-гербы́, маляр, столяр, приз;
Вы́бор-вы́боры , вывод, выговор.
Слайд 16Правописание е-о после
шипящих и ц в окончаниях
существительных
Определите ударение
в словах
Врачом, борцов,
дворцом, кольцо,
межой, бойцов,
шалашом, певцов ,
плащом, чертежей,
товарищем, горцев,
задачей, сердце,
репортажем, юношей,
маршем.
Слайд 17Вывод:
После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква
о, без ударения- буква е.
Слайд 18Краткие формы имен
прилагательных
1.БлИзкий-блИзок ,блИзко, близкА;
узкий, резкий, мягкий ,редкий ,
низкий
,сладкий, робкий.
2.Нужный-нУжен, нУжно,нужнА;
бледный , горький, страшный ,
честный.
Слайд 19Запомни!
КрасИвее, свобОднее, рассердИлся,
звонИт, жестОко , цыгАн ,
столЯр, ступЕнь, кремЕнь,
кремЕнь,
слУчай, срЕдства ,
злОба ,убрАнство ,едИнство,
добЫча, процЕнт, квартАл,
гектАр , докумЕнт и так далее.
Слайд 20Рассмотрим репродукцию картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Почему она так названа? Какой февральский
день изображен?
Рассмотрим небо: есть ли на нем облака ( Облака или облакА ). Какого цвета вверху и на горизонте?
Слайд 21(На) стАли чудЕ…ные , сОлнечные феврАльские дни. Утром , как всегда
, я вЫшел побр…дИть вокрУг усАд…бы и понаблюдать .(В)прирОде твОрилось нечто необычАйное . Казалось , что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба жемчужных берез , коралловых веток и сапфировых теней (на) сиреневом снегу.(И.Э.Грабарь)
Практическая работа
Слайд 22Тестовые задания
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка
в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ненАдолго
Иксы
понялА
снятА
вручИт
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
стОляр
балУясь
принЯв
цепОчка
укрепИтся