Презентация, доклад проекта учебно-исследовательской работы Слова ушедшей эпохи

Введение 2012 год в России – исторически юбилейный год, год200-летия Отечественной войны 1812 годаРусский поэт, публицист, участник событий 1812 года, Фёдор Николаевич Глинка говорил, что «слог в описании событий 1812 года должен быть исполнен важности,

Слайд 1Учебно - исследовательская работа
«Экспрессия слова ушедшей эпохи
( на примере

художественных текстов периода Отечественной войны 1812 года)»

Автор: ученица 7класса
Студинская Марина
Научный руководитель:
Литвинчук Л.В.

Учебно - исследовательская работа «Экспрессия слова ушедшей эпохи ( на примере художественных текстов периода Отечественной войны 1812

Слайд 2Введение
2012 год в России – исторически юбилейный год, год
200-летия

Отечественной войны 1812 года
Русский поэт, публицист, участник событий 1812 года, Фёдор Николаевич Глинка говорил, что «слог в описании событий 1812 года должен быть исполнен важности, силы и ясности». Мы решили выяснить важность и силу русского слова на примере произведений литераторов, участников тех исторических событий.
Данная тема актуальна по причине приближающегося двухсотлетия Отечественной войны 1812 года.



Введение  2012 год в России – исторически юбилейный год, год200-летия Отечественной войны 1812 годаРусский поэт, публицист,

Слайд 3Цель:
определить, какими экспрессивными особенностями слова пользовались поэты и писатели - участники

событий 1812 года.

Задачи:

• провести лингвистический анализ текстов и выявить наиболее яркие примеры стилистической окраски слов в художественном тексте;
проследить, как стилистическая окраска слов в описаниях событий и персонажей отражает настроение лирического героя.

Цель:определить, какими экспрессивными особенностями слова пользовались поэты и писатели - участники событий 1812 года. Задачи:•	провести лингвистический анализ

Слайд 4 Объект исследования:
функция слова в художественном тексте ушедшей

эпохи.
Предмет исследования:
поэтические тексты участников Отечественной войны 1812 года и народные песни той эпохи
Гипотеза исследования:
предполагаем, что авторы использовали эмоционально-экспрессивную лексику с положительной оценкой (высокие, ласкательные, шутливые слова) и с отрицательной оценкой (иронично-неодобрительные, бранные, презрительно-пренебрежительные слова).
Объект исследования:   функция слова в художественном тексте ушедшей эпохи.

Слайд 5Стилистика слова
При стилистической характеристике слова учитывается, во-первых, его

принадлежность к одному из функциональных стилей или отсутствие функционально-стилевой закрепленности, во-вторых, эмоциональная окраска слова, его экспрессивные возможности.
В самых общих чертах функционально-стилевое расслоение лексики можно изобразить так:
Стилистика слова  При стилистической характеристике слова учитывается, во-первых, его принадлежность к одному из функциональных стилей или

Слайд 7Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы, или художественный

стиль.
Расслоение лексики по употреблению в определённых стилях не следует смешивать с расслоением лексики по наличию или отсутствию у слова оценки и эмоционально-экспрессивной окраски.
С этой точки зрения противопоставляют нейтральную лексику и оценочную, эмоционально-экспрессивную лексику.
 

Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы, или художественный стиль.Расслоение лексики по употреблению в определённых

Слайд 8 Эмоционально-экспрессивная роль слова
Эмоциональный – значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями. Эмоциональная

лексика выражает различные чувства.
Экспрессия – значит выразительность. К экспрессивной лексике относятся слова, усиливающие выразительность речи.
Эмоционально-экспрессивная роль словаЭмоциональный – значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями. Эмоциональная лексика выражает различные чувства.Экспрессия

Слайд 9 Экспрессивная окраска в слове наслаивается на его эмоционально-оценочное значение, причем

у одних слов преобладает экспрессия, у других - эмоциональная окраска.

Поэтому разграничить эмоциональную и экспрессивную лексику не представляется возможным.

Объединяя близкие по экспрессии слова в лексические группы, можно выделить:
1) слова, выражающие положительную оценку называемых понятий,
2) слова, выражающие их отрицательную оценку.
Экспрессивная окраска в слове наслаивается на его эмоционально-оценочное значение, причем у одних слов преобладает экспрессия, у

Слайд 10 Наблюдение по стихотворению



Раздался звук трубы военной, Гремит сквозь бури бранный

гром: Народ, развратом воспоенный, Грозит нам рабством и ярмом! Текут толпы, корыстью гладны, Ревут, как звери плотоядны, Алкая пить в России кровь. Идут, сердца их—жесткий камень, В руках вращают меч и пламень На гибель весей и градов! …

Фёдор Николаевич
Глинка

ВОЕННАЯ ПЕСНЬ

Наблюдение по стихотворению Раздался звук трубы военной, Гремит сквозь бури бранный гром: Народ, развратом воспоенный, Грозит

Слайд 12Результаты наблюдений по стихотворению
В стихотворении преобладает эмоционально-экспрессивная окраска слов, выражающая положительную

оценку, использована только группа высокой лексики. Ласкательная и шутливая отсутствует.
В стихотворении также наблюдается лексика, выражающая отрицательную оценку.
Обилие высокой лексики вызвано тем, что лирический герой призывает встать народ на защиту России. Автор не столько ставил задачу нарисовать образ врага, сколько ему было важно выразить чувство патриотизма, переполнявшее лирического героя:
Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны!
Результаты наблюдений по стихотворениюВ стихотворении преобладает эмоционально-экспрессивная окраска слов, выражающая положительную оценку, использована только группа высокой лексики.

Слайд 13Заключение
Гипотеза, что авторы использовали эмоционально-экспрессивную лексику с положительной

и отрицательной оценкой подтвердилась.
Ласкательная и шутливая лексика встречается только в народных песнях того времени. Очень много высоких слов с положительной оценкой и слов с отрицательной оценкой: иронично-неодобрительных, бранных, презрительно-пренебрежительных, так как авторам, участникам Отечественной войны 1812 года, важно было выразить решительный настрой русского народа на победу над лютым врагом-зверем.

Заключение   Гипотеза, что авторы использовали эмоционально-экспрессивную лексику с положительной и отрицательной оценкой подтвердилась. Ласкательная и

Слайд 14Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть