Презентация, доклад по русскому языку Лингвист Срезневский Измаил Иванович.

Содержание

Внеклассная работаВнеклассная работа является неотъемлемой  частью учебно – воспитательной работы в школе. Она способствует улучшению знаний учащихся, развитию познавательной сферы, их дарований, расширяет кругозор.Особое место во внеклассной деятельности школьников я отвожу краеведению,  так как  эта работа

Слайд 1КЛАССНЫЙ ЧАС «Служение Отечеству» (на примере жизни академика и.и.Срезневского).  
 

КЛАССНЫЙ ЧАС «Служение Отечеству» (на примере жизни академика и.и.Срезневского).    

Слайд 2Внеклассная работа
Внеклассная работа является неотъемлемой  частью учебно – воспитательной работы в

школе. Она способствует улучшению знаний учащихся, развитию познавательной сферы, их дарований, расширяет кругозор.
Особое место во внеклассной деятельности школьников я отвожу краеведению,  так как  эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, уважительного отношения к истории родного края, людям, прославившим его.

Внеклассная работаВнеклассная работа является неотъемлемой  частью учебно – воспитательной работы в школе. Она способствует улучшению знаний учащихся,

Слайд 3Тематика классных часов
1.История моей улицы (ул.Белякова)
2.Моя Родина (конкурс рисунков)
3.Сергей Есенин- мой

земляк.
4.Мой любимый город.
5.К.Циолковский-основоположник космонавтики.
6.Наши великие земляки.
7.А.Фирсов-герой Великой Отечественной войны.
8.Рязанцы- участники Бородинского сражения.
9. Служение Отечеству(на примере жизни И.И.Срезневского)

Тематика классных часов1.История моей улицы (ул.Белякова)2.Моя Родина (конкурс рисунков)3.Сергей Есенин- мой земляк.4.Мой любимый город.5.К.Циолковский-основоположник космонавтики.6.Наши великие земляки.7.А.Фирсов-герой

Слайд 4ПОДГОТОВКА   И   ПРОВЕДЕ-НИЕ   КЛАССНОГО  ЧАСА
1. Определение темы классного часа.
2. Выбор

формы проведения классного часа. Постановка целей.
3. Индивидуальная  и  групповая деятельность по  подготовке   классного  часа
4. Сбор материала и разработка презентации.
5.Составление плана классного часа.
6. Проведение классного часа.
7.Анализ  и  оценка результативности  классного  часа  

ПОДГОТОВКА   И   ПРОВЕДЕ-НИЕ   КЛАССНОГО  ЧАСА 1. Определение темы классного часа. 2. Выбор формы проведения классного часа. Постановка

Слайд 51.Вызвать интерес к жизни и наследию И.И.Срезневского 2.Изучить биографию И.И.Срезневского, чья жизнь

может служить примером служения Отечеству, его процветанию и развитию 3.активизировать познавательный интерес школьников к истории родного края 4.способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к историческим и культурным ценностям

Цели классного часа

1.Вызвать интерес к жизни и наследию И.И.Срезневского  2.Изучить биографию И.И.Срезневского, чья жизнь может служить примером служения

Слайд 6Структура классного часа
1.Вступление.Рассказ об истории праздника «Международный день родного языка»
2.Лингвистическая викторина.
3.Выступление

учеников с презентацией о жизни И.И.Сревневского.
4.Заключительное слово.
Структура классного часа 1.Вступление.Рассказ об истории праздника «Международный день родного языка»2.Лингвистическая викторина.3.Выступление учеников с презентацией о жизни

Слайд 7Выступление учащихся

Выступление учащихся

Слайд 8Выступление учащихся
Классный час проходил на неделе русского языка. Аудитория- учащиеся 7

классов.
Выступление учащихсяКлассный час проходил на неделе русского языка. Аудитория- учащиеся 7 классов.

Слайд 9русский славист, филолог и этнограф Срезневский Измаил Иванович

русский славист, филолог и этнограф Срезневский Измаил Иванович

Слайд 10Срезневский Измаил Иванович
(01.6.1812, Ярославль, — 09.2.1880, Петербург)




Создатель первого словаря древнерусского

языка.

Срезневский Измаил Иванович  (01.6.1812, Ярославль, — 09.2.1880, Петербург)Создатель первого словаря древнерусского языка.

Слайд 11Срезневский Измаил Иванович родился 14 июня 1812 году в Ярославле, а

род его происходит из села Срезнево Рязанской области( отец и дед родом из Рязанской губернии)

Ярославль

Срезневский Измаил Иванович родился 14 июня 1812 году в Ярославле, а род его происходит из села Срезнево

Слайд 12Срезневский Иван Евсеевич
Срезневский Иван Евсеевич, сын бедного священника, окончив Рязанскую семинарию,

пешком пришёл в Москву(«рязанский Ломоносов»), где ему удалось устроиться в университет. По окончании учебного курса год был на частной службе, затем поступил учителем в университетскую гимназию. В 1804, став магистром философии и свободных наук, занял в Демидовском Ярославском лицее кафедру словесности древних языков и российского красноречия. Состоял членом Харьковского Общества наук, обществ любителей российской словесности в Ярославле и Казани. Делал переводы.
Срезневский Иван ЕвсеевичСрезневский Иван Евсеевич, сын бедного священника, окончив Рязанскую семинарию, пешком пришёл в Москву(«рязанский Ломоносов»), где

Слайд 13Отец Измаила Ивановича Иван Евсеевич Срезневский был профессором древних языков и

российского красноречия (профессор Харьковского университета). Он оказал большое влияние на формирование мировоззрения сына, сумел привить ему любовь к российской культуре, воспитать человека высоконравственного, с широким умственным кругозором.

Влияние отца

Отец Измаила Ивановича Иван Евсеевич Срезневский был профессором древних языков и российского красноречия (профессор Харьковского университета). Он

Слайд 14 Влияние матери
Через некоторое время после

рождения сына Срезневские переехали в Харьков. Главная роль в воспитании ребёнка принадлежала его доброй и умной матери, так как отец умер, когда мальчику было всего семь лет. Ещё ребёнком лет 8—9 он начал писать стихи, а в 16 лет уже высказывал в письмах к родным желание посвятить себя учёным занятиям. Измаил, боготворил свою мать. Долгие годы она была его ближайшим другом, советником. Глубокая любовь к ней сказалась особенно в любви к семейной жизни и семейным началам. Мать привила любовь к музыке, литературе.
Влияние матери   Через некоторое время после рождения сына Срезневские переехали в Харьков.

Слайд 15 В 1826 году И. И. Срезневский завершил обучение в Харьковском

пансионе и поступил в Харьковский университет на этико-политическое отделение, окончив его в 1829 году; в 17 лет получил степень кандидата, представив диссертацию «Об обиде».
В 1826 году И. И. Срезневский завершил обучение в Харьковском пансионе и поступил в Харьковский университет

Слайд 16Гражданская служба( в харьковском дворянском депутатском собрании, харьковском совместном суде )

нисколько не привлекала Срезневского. В свободное время он занимался преподаванием и литературными опытами, издав в 1831 году «Украинский альманах», где было напечатано и несколько его стихотворений (под псевдонимом). Занятия его малорусской этнографией, историей и т. д. имели сначала любительский характер; серьёзно он изучал юридические науки.
Гражданская служба( в харьковском дворянском депутатском собрании, харьковском совместном суде ) нисколько не привлекала Срезневского. В свободное

Слайд 17Путешествие по Украине
Занятия украинской этнографией, историей, народной словесностью и т. д.

начались очень рано, с самого вступления его в университет. Поездки по Харьковской, Полтавской и Екатеринославской губерниям горячее увлечение народом, бытом, языком, нравами, поэзией Украины. Вместе с общим направлением украинской школы, а также с влиянием университетского учителя Срезневского, Литвина Даниловича, это привело Срезневского к знакомству с польским языком и литературой, как изящной, так и учёной.
Путешествие по УкраинеЗанятия украинской этнографией, историей, народной словесностью и т. д. начались очень рано, с самого вступления

Слайд 18«Запорожская старина»
В это время он увлекается собиранием украинского

фольклора, проводит целый год в тех местах на Днепре, где в свое время располагалась Запорожская Сечь. Здесь он столкнулся с "живыми памятниками минувшего" — стариками-запорожцами, слушал их рассказы о старой жизни и усердно начал записывать думы и песни. Срезневский начинает издавать сборник "Запорожская старина»(1833-1838).
«Запорожская старина»   В это время он увлекается собиранием украинского фольклора, проводит целый год в тех

Слайд 19 Дружба с Н.В.Гоголем
Гоголь пишет ему: " Где

выкопали вы столько сокровищ? Все думы, и особенно повести бандуристов, ослепительно хороши. Из них только пять были мне известны прежде, прочие были для меня все - новость!"

Дружба с Н.В.Гоголем  Гоголь пишет ему:

Слайд 20 Защита диссертаций
В 1837 г. защитил магистерскую диссертацию «О сущности

и содержании теории в науках политических», через год представил к защите докторскую диссертацию «Опыт о предмете и элементах статистики и политической экономии сравнительно», которая была отклонена советом факультета. Эта неудача повлияла на смену научных интересов И.И. Срезневского, он обратился к исследованию славянской и русской филологии. Обе диссертации свидетельствовали о начитанности, общем образовании, недюжинном уме и таланте их автора..
Защита диссертацийВ 1837 г. защитил магистерскую диссертацию «О сущности и содержании теории в науках политических»,

Слайд 21Путешествие за границу
1839 г. Срезневский выехал за границу, где провел почти

три года, путешествуя по Чехии, Моравии, Силезии, Лужицам, Далмации, Хорватии, Словении, Сербии, Галиции, Венгрии и пр., изучая местные говоры, собирая песни, пословицы и другие памятники народной словесности, знакомясь с бытом и нравами славян и других местных народов.
Путешествие за границу1839 г. Срезневский выехал за границу, где провел почти три года, путешествуя по Чехии, Моравии,

Слайд 22Путешествие за границу
В эти годы Срезневский много работал над изучением малорусского наречия,

Легко переносил любые лишения. Проведя ночь в хлеву, отмечал в "Путевых письмах": "Выспался славно, встал рано. Стакан воды, стакан молока - сливок, кусок хлеба - и в путь". В считанные дни овладевал любым языком, хотя к русскому достаточно близок лишь сербо-хорватский. Защитив в Харьковском университете диссертацию о сокровищах и погребениях древних славян, Срезневский стал первым в России доктором славяно-русской филологии.
Путешествие за границуВ эти годы Срезневский много работал над изучением малорусского наречия, Легко переносил любые лишения. Проведя ночь

Слайд 23 Итог путешествий
Срезневский изучил около 40 языков и наречий,

изучил памятники письменности, познакомился с богатством музеев, библиотек, театров . Установил обширные связи со славянскими учеными и общественными деятелями.
В 1847 году был принят действительным членом Императорского Географического общества.

Итог путешествийСрезневский изучил около 40 языков и наречий, изучил памятники письменности, познакомился с богатством

Слайд 24 Женитьба
В 1844 году Измаил Иванович вступил в

брак с девятнадцатилетней Елизаветой Федоровной Тюриной, дочерью учителя математики харьковской гимназии, которая посвятила себя тому, чтобы сделать его жизнь, целиком погруженную в науку, более легкой и светлой. У них было восемь детей: четыре сына и четыре дочери.

ЖенитьбаВ 1844 году Измаил Иванович вступил в брак с девятнадцатилетней Елизаветой Федоровной Тюриной,

Слайд 25Педагогическая деятельность
В 1842году Измаил Иванович стал профессором Харьковского университета, позже получил

степень доктора и был переведен на преподавательскую деятельность в Петербургский университет, а с 1848 по 1859 год параллельно вел занятия и в Главном педагогическом институте. Спустя два года на торжественном собрании университета выступил с речью "Мысли об истории русского языка". Большой общественный резонанс "Мыслей", несомненно, побудил Срезневского целиком теперь посвятить себя работе над давно задуманным словарем.

Педагогическая деятельностьВ 1842году Измаил Иванович стал профессором Харьковского университета, позже получил степень доктора и был переведен на

Слайд 26«Мысли об истории русского языка»
«Народ выражает себя всего полнее и вернее

в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может... Язык есть собственность нераздельная целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, — ни умножиться, ни растратиться...» (1849)
«Мысли об истории русского языка»«Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык,

Слайд 27«Материалы для словаря древнерусского языка».
Более 300 публикаций ученого посвящены разборам множества

памятников письменности. Но главный труд И. И. Срезневского — «Материалы для словаря древнерусского языка». Обработав 2700 источников, он собрал и пояснил 39000 слов, включил 120000 цитат из письменных памятников ХI-ХIV вв. Почти 40 лет он собирал картотеку древнерусских слов. Дело по изданию словаря продолжили его дети — дочь Ольга и сын Всеволод. Издание 3-х томного фолианта стало фамильным делом Срезневских.

«Материалы для словаря древнерусского языка».Более 300 публикаций ученого посвящены разборам множества памятников письменности. Но главный труд И. И. Срезневского — «Материалы

Слайд 28И.И.Срезневский- академик
 1851 год — утвержден в звании академика Петербургской Академии наук,

1861год — исполняет обязанности ректора Петербургского университета. 1845 — 1880 годы — избран почетным академиком 32-х европейских академий и обществ, пяти Духовных академий России.

И.И.Срезневский- академик   1851 год — утвержден в звании академика Петербургской Академии наук, 1861год — исполняет обязанности ректора Петербургского университета.

Слайд 29Срезневский с первых же лет своего пребывания в Петербурге привлек к

себе ряд талантливых молодых людей, проявивших себя впоследствии в науке и литературе. Учениками его были, в числе прочих, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.

Н. Г. Чернышевский

Н. А. Добролюбов

Ученики И.И.Срезневского

Срезневский с первых же лет своего пребывания в Петербурге привлек к себе ряд талантливых молодых людей, проявивших

Слайд 30 «Словарь церковнославянского и русского языка», «Договоры с греками», «Об изучении родного

языка в общем и особенно в детском возрасте», «Народ и язык единицы неразделимые», «Народ – язык, язык – народ», «Древние глагольные памятники сравнительны с памятниками кирилицы», «Древние памятники русского языка X-XIV веков». Главной целью этих работ было доказательство равноправия славянской культуры с другими мировыми культурами.

РАБОТЫ И.И.СРЕЗНЕВСКОГО

«Словарь церковнославянского и русского языка»,  «Договоры с греками»,  «Об изучении родного языка

Слайд 31Умер Измаил Иванович 9 (21) февраля 1880 в Санкт-Петербурге. Он был

похоронен по своему завещанию в родовом имении Срезнево Спасского уезда Рязанской губернии (ныне Шиловский район Рязанской области).
Умер Измаил Иванович 9 (21) февраля 1880 в Санкт-Петербурге. Он был похоронен по своему завещанию в родовом

Слайд 32 Срезневский Всеволод Измайлович (1848—1929) — статистик, филолог, историк Срезневский Вячеслав Измайлович (1849—1937) —

учёный и изобретатель в области научно-технической фотографии (конструировал фотоаппараты - для подводной съемки), в 1911 году избран председателем Российского Олимпийского комитета, был магистром славянской филологии, специализировался на грамматике церковнославянского языка, успешно занимался преподавательской деятельностью. Срезневский Борис Измайлович (1857—1934) — профессор физики и метеорологии

Всеволод

Вячеслав

Борис

Сыновья И.И.Срезневского

Срезневский Всеволод Измайлович (1848—1929) — статистик,

Слайд 33Воспоминания сына
Всеволод рассказывает, как отец прививал ему любовь к русской старине:

"Изучая первые страницы русской истории, мы читали "Повесть временных лет" - у меня доселе сохранился экземпляр издания Лаврентьевской рукописи с его пометкой о подарке мне ее в 1874 году... Помню захватывающий интерес, который дало мне "Слово о полку Игореве"; его читали мы не по изданию, а по копии, которая хранится ныне в бумагах отца с его отметками и словарем... Попутно отец показывал мне снимки с рукописей, пробуждавшие во мне трепет и благоговение…»
Срезневский сам готовил детей к университету, дал им музыкальное и художественное образование.

Воспоминания сынаВсеволод рассказывает, как отец прививал ему любовь к русской старине:

Слайд 34 Музей в с. Срезнево
В 2002 году, в дни празднования 190-летия со дня рождения

ученого, в селе Срезнево был открыт Музей И. И. Срезневского

Музей в с. СрезневоВ 2002 году, в дни празднования 190-летия со дня рождения ученого, в селе Срезнево был открыт Музей

Слайд 35 Музей в РГУ
Музей академика И.И.Срезневского РГУ

имени С.А.Есенина открыт на базе Культурно-образовательного и научно-просветительского центра по изучению наследия академика И.И.Срезневского 25 мая 2007 года, в  Дни Славянской письменности и культуры, в рамках Международной научно-практической конференции «Международная конференция «Славянские языки, письменность и культура: Исторические и современные тенденции развития  науки и образования. К 195-летию академика И.И.Срезневского».

Музей в РГУМузей академика И.И.Срезневского РГУ имени С.А.Есенина открыт на базе Культурно-образовательного

Слайд 36Источники и литература: 1) Краеведение в духовно-нравственном развитии личности. – Рязань, 1999.

2) Живой язык на рубеже столетий… Г. Н. Скляревская 3) Срезневский И.И. Александр Иванович Тургенев. Несколько о нем припоминаний. 1785-1845. // Русская старина, 1875г. 4) Библиографический указатель. 5) Биография в «Русском биографическом словаре». 6) Биография в «Большой энциклопедии русского народа». 7) Биография в «Энциклопедии Слова о полку Игореве» 8) Юрий Зерчанинов. «Честью служить предкам своим. Традиции рода Срезневских.» 9)Ресурсы Интернет.
Источники и литература: 1) Краеведение в духовно-нравственном развитии личности. – Рязань, 1999.  2) Живой язык на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть