Презентация, доклад Подготовка к сочинению о роли фразеологизмов в речи

Содержание

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского

Слайд 1


Слайд 2
«Фразеологизмы – неизменные спутники

нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
(Из учебника русского языка)

Засучу
рукава
и всех
за пояс заткну!

Пора браться за ум
и работать в поте лица

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими

Слайд 3ГИА С2
Сочинение
о роли
фразеологизмов

ГИА С2Сочинениео ролифразеологизмов

Слайд 4Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Вступление (тезис).

Основная часть.
Краткий комментарий к цитате

(понимание смысла)
Аргументы (доказательства из предложенного текста)

3. Заключение (вывод)
Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.Вступление (тезис).Основная часть. Краткий комментарий к цитате (понимание смысла)Аргументы (доказательства из предложенного текста)3.

Слайд 5Вступление
В учебнике русского языка утверждается: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.

Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».



«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», - утверждается в учебнике русского языка.
ВступлениеВ учебнике русского языка утверждается: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной

Слайд 7Узнай фразеологизм по рисунку
Чтобы хорошо написать сочинение, надо знать фразеологические обороты









Узнай фразеологизм по рисункуЧтобы хорошо написать сочинение, надо знать фразеологические обороты

Слайд 8Источники фразеологизмов
Снимать стружку

Слона-то я и не приметил

Кричать во всю Ивановскую

Ахиллесова пята

Источники фразеологизмовСнимать стружкуСлона-то я и не приметилКричать во всю ИвановскуюАхиллесова пята

Слайд 9Найдите синонимы
Витать в облаках

Ума палата


Вставлять палки в колеса
Семи пядей во лбу

Связывать

по рукам и ногам

Строить воздушные замки
Найдите синонимыВитать в облакахУма палатаВставлять палки в колесаСеми пядей во лбуСвязывать по рукам и ногамСтроить воздушные замки

Слайд 10Найти антонимы
Душа в душу

С гулькин нос

Рукой подать
Как звезд на небе

За тридевять

земель

Как кошка с собакой
Найти антонимыДуша в душуС гулькин носРукой податьКак звезд на небеЗа тридевять земельКак кошка с собакой

Слайд 11



Без них, конечно, можно обойтись,
Но сможем ли от них мы отказаться?

Без них, конечно, можно обойтись,Но сможем ли от них мы отказаться?

Слайд 12Какой текст выразительнее?
Работа над сочинением

о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений. Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу. Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему , потому что на уроках всё схватывал на лету.

Какой текст выразительнее?      Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла

Слайд 13



Краткий комментарий к цитате

Краткий комментарий к цитате

Слайд 14
Текст

Текст

Слайд 15(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у

него были ярко-рыжие волосы.
(3)— Твоя фамилия?
(4)— Княжин.
(5)— А как ты занимался по физике?
(6)— Это мой любимый предмет.
(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.
(9)— Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина.
(10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.
(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина:
(12)— Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза.
(15)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?
(18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин. (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию.
(20)— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я Княжина.- (21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
(22)— Нет, я знаю, но мне надо — упрямо ответил он. (23)Это моя тайна.
(24)— Тайна это или не тайна, — сказал я, - но ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
(25)Княжин очень расстроился.
(26)— Я должен всё знать,— сказал он. (27)— Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.

(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.(3)— Твоя фамилия?(4)—

Слайд 1629)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо.
(30)«Этот долетит!» — подумал

я.
(31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить.
(33)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки?
(35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне:
(37)— У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос.
(39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос:
(41)— Есть что-нибудь новенькое?
(42)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — ты мне покоя не даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое.
(44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу красовались маленькие очки.
(46)Он тихо сказал:
(47)— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал — близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки ненавижу.
(49)Он был такой несчастный! (50) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.
(51)Я сказал:
(52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53)Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.
(55)— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? — он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56)— Как же я сам не сообразил?
(57)Он снова светился счастьем. (58)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди». (По В. Железникову)

29)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо. (30)«Этот долетит!» — подумал я.(31)За три месяца он не пропустил

Слайд 17Ищем фразеологизмы в тексте
(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос

Лёвушкина…
(13)Тоже мне, строит из себя умника!
(16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?
(19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам…
(24)Если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
(27)— Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля.
(34)Устал грызть гранит науки?
(38)Рассказать не могу, это больной вопрос.
(52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53) Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос!


Ищем фразеологизмы в тексте(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина…(13)Тоже мне, строит из себя умника!

Слайд 18Пишем
аргумент

Пишемаргумент

Слайд 19

Аргумент 1

Аргумент 1

Слайд 20 Рассмотрим предложение: «Я полистал списки других

кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию». Рассказчик очень удивлен, когда видит, что Княжин записался во все кружки . Учитель понимает, что в этом случае у его ученика не останется времени на изучение любимого предмета. Поэтому фразеологический оборот «не поверил своим глазам!» очень ярко и образно передает эмоциональное состояние героя.
 

Рассмотрим предложение: «Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам:

Слайд 21

Аргумент 2

Аргумент 2

Слайд 22
А в предложении: «Не

принимай это близко к сердцу и не вешай нос!» мы встречаем сразу два синонимичных фразеологических оборота. «Не вешать нос» и «не принимать близко к сердцу» мы призываем тех, кто отчаялся, пришёл в уныние. Мы употребляем подобные выражения в зависимости от ситуации, потому что они являются готовыми яркими образными определениями наших состояний или настроений.
А в предложении: «Не принимай это близко к сердцу и

Слайд 23

Аргумент 3

Аргумент 3

Слайд 24





Как, например, точнее и образнее можно спросить у человека, почему он обиделся? Конечно, с помощью фразеологизма, как это делает Княжин, обращаясь к Лёвушкину: «И чего ты сразу губы надул?»

Как, например, точнее и образнее можно

Слайд 25Заключение
Следовательно, придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл нам помогают привычные

с раннего детства речевые обороты – фразеологизмы
ЗаключениеСледовательно, придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл нам помогают привычные с раннего детства речевые обороты –

Слайд 26сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я

почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Рефлексия

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось

Слайд 27Удачи на экзамене!!!


Удачи на экзамене!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть