Слайд 2
«Фразеологизмы – неизменные спутники
нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
(Из учебника русского языка)
Засучу
рукава
и всех
за пояс заткну!
Пора браться за ум
и работать в поте лица
Слайд 3ГИА С2
Сочинение
о роли
фразеологизмов
Слайд 4Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Вступление (тезис).
Основная часть.
Краткий комментарий к цитате
(понимание смысла)
Аргументы (доказательства из предложенного текста)
3. Заключение (вывод)
Слайд 5Вступление
В учебнике русского языка утверждается: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.
Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства», - утверждается в учебнике русского языка.
Слайд 7Узнай фразеологизм по рисунку
Чтобы хорошо написать сочинение, надо знать фразеологические обороты
Слайд 8Источники фразеологизмов
Снимать стружку
Слона-то я и не приметил
Кричать во всю Ивановскую
Ахиллесова пята
Слайд 9Найдите синонимы
Витать в облаках
Ума палата
Вставлять палки в колеса
Семи пядей во лбу
Связывать
по рукам и ногам
Строить воздушные замки
Слайд 10Найти антонимы
Душа в душу
С гулькин нос
Рукой подать
Как звезд на небе
За тридевять
земель
Как кошка с собакой
Слайд 11
Без них, конечно, можно обойтись,
Но сможем ли от них мы отказаться?
Слайд 12Какой текст выразительнее?
Работа над сочинением
о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений. Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках всё быстро воспринимал и легко усваивал.
Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу. Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему , потому что на уроках всё схватывал на лету.
Слайд 15(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у
него были ярко-рыжие волосы.
(3)— Твоя фамилия?
(4)— Княжин.
(5)— А как ты занимался по физике?
(6)— Это мой любимый предмет.
(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.
(9)— Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина.
(10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.
(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина:
(12)— Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза.
(15)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?
(18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин. (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию.
(20)— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я Княжина.- (21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
(22)— Нет, я знаю, но мне надо — упрямо ответил он. (23)Это моя тайна.
(24)— Тайна это или не тайна, — сказал я, - но ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
(25)Княжин очень расстроился.
(26)— Я должен всё знать,— сказал он. (27)— Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.
Слайд 1629)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо.
(30)«Этот долетит!» — подумал
я.
(31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить.
(33)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки?
(35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне:
(37)— У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос.
(39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос:
(41)— Есть что-нибудь новенькое?
(42)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — ты мне покоя не даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое.
(44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу красовались маленькие очки.
(46)Он тихо сказал:
(47)— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал — близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки ненавижу.
(49)Он был такой несчастный! (50) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.
(51)Я сказал:
(52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53)Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.
(55)— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? — он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56)— Как же я сам не сообразил?
(57)Он снова светился счастьем. (58)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди». (По В. Железникову)
Слайд 17Ищем фразеологизмы в тексте
(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос
Лёвушкина…
(13)Тоже мне, строит из себя умника!
(16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?
(19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам…
(24)Если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
(27)— Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля.
(34)Устал грызть гранит науки?
(38)Рассказать не могу, это больной вопрос.
(52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53) Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос!
Слайд 20 Рассмотрим предложение: «Я полистал списки других
кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию». Рассказчик очень удивлен, когда видит, что Княжин записался во все кружки . Учитель понимает, что в этом случае у его ученика не останется времени на изучение любимого предмета. Поэтому фразеологический оборот «не поверил своим глазам!» очень ярко и образно передает эмоциональное состояние героя.
Слайд 22
А в предложении: «Не
принимай это близко к сердцу и не вешай нос!» мы встречаем сразу два синонимичных фразеологических оборота. «Не вешать нос» и «не принимать близко к сердцу» мы призываем тех, кто отчаялся, пришёл в уныние. Мы употребляем подобные выражения в зависимости от ситуации, потому что они являются готовыми яркими образными определениями наших состояний или настроений.
Как, например, точнее и образнее можно спросить у человека, почему он обиделся? Конечно, с помощью фразеологизма, как это делает Княжин, обращаясь к Лёвушкину: «И чего ты сразу губы надул?»
Слайд 25Заключение
Следовательно, придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл нам помогают привычные
с раннего детства речевые обороты – фразеологизмы
Слайд 26сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я
почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Рефлексия