Слайд 1Работа с текстом
Автор презентации:
учитель русского и литературы
КОУ «Орловская СОШ»
Хозяйненко
Марина
Гербертовна
Слайд 2Задания ЕГЭ по русскому языку,
связанные с анализом текста
А7 – проверяет
способность устанавливать смысловую связь между фразами, последовательность предложений в тексте, определять ведущую тему текста.
А8, В7 – проверяют знание средств связи предложений в тексте.
А27, А28 – проверяют общее понимание содержания текста и соотнесения с ними набора формулировок с целью определения их истинности или ложности.
А29 – проверяет знание функционально-смысловых стилей и типов речи.
Слайд 3Следовательно, 6 заданий требуют внимательного, вдумчивого чтения текста!
Слайд 4Обратите внимание!
Работа ведётся с 3 текстами:
1 микротекст (задания А7 – А11)
2
микротекст (задание А27)
3 текст (задания А28 – А30, В1 – В8, С1)
Слайд 5Совет:
Не ленитесь перечитывать текст заново всякий раз,
когда перед вами новое задание. Если задание к тексту в целом, перечитайте текст целиком, если задание относится лишь к фрагменту, перечитайте фрагмент.
Слайд 6Повторим!
Текст – это функционирующая в устной и письменной
форме упорядоченная последовательность языковых единиц, объединённых различными типами лексической, логической и грамматической связи, способная передавать определённым образом организованную и направленную информацию. Текст – это сложное целое.
Слайд 7 Повторим!
Тема текста – это то,
о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем и т.д. Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения ею объединены. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой текста определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей и раскрывают её.
Слайд 8Различайте
тему текста и основную мысль!
Основная мысль,
идея – это то главное, что хотел сказать автор текста. Она может быть сформулирована в одном из предложений текста, но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому.
Мысль в тексте развивается от данного к новому. Данное и новое (по другой терминологии: тема и рема, основа и ядро, известное и неизвестное) – исходный пункт высказывания и то, что в соответствии с коммуникативной задачей сообщается о нём.
Слайд 9Признаки текста, которые нужно учитывать
при выполнении заданий А7, А8, А27
- А29, В7
* информативность (любой текст должен нести определённую информацию, поэтому каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному);
* последовательность (все предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически);
* смысловая связность (текстом называют только тот речевой продукт, который воспринимается как целое);
* завершённость (текст можно считать завершённым, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи).
Слайд 11Задания А7, А8
Эти задания предлагают вам восстановить
текст.
Пропущенные компоненты:
- предложение (А7);
- слово или сочетание слов (А8)
Что надо уметь?
Устанавливать смысловые (логические ) и грамматические связи между предложениями, то есть видеть «сигналы» связи.
Что делаем?
1. Читаем текст.
2. Определяем ведущую тему текста.
3. Устанавливаем смысловую и грамматическую связь между предложениями.
4. Сопоставляем варианты ответа с предложениями.
5. Выбираем правильный вариант
Слайд 12Рассуждаем вместе
(1) … (2) Никто не знал, что
он есть на земле. (3) Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и деревенские дети там никогда не играли. (4) На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни и меж ними была сухая мёртвая глина. (5) Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду.
Слайд 13Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1.
Нечем было ему питаться в камне и глине. ( В первом предложении не должно быть местоимения ЕМУ.)
2. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев. ( Нет смысловой связи со 2 предложением текста.)
3. В середине лета цветок распустил венчик сверху.(Нет связи с темой текста- одиночество цветка.)
4. Жил на свете маленький цветок. ( В предложении 2 местоимение ОН заменяет слово ЦВЕТОК, есть синонимия слов: НА СВЕТЕ, НА ЗЕМЛЕ.)
Правильный ответ – 4
Слайд 14 Если нужно восстановить первое предложение в тексте,
помните, что в первой фразе часто бывает представлен тезис, который последующими предложениями обосновывается, или конкретизируется, или иллюстрируется.
Рассмотрим пример
Слайд 15
(1)Собрание мелких стихотворений Пушкина
– ряд самых ослепительных картин. (2) Это тот ясный мир, который дышит чертами, знакомыми одним древним, в котором природа так же живо, как в струе какой-нибудь серебряной реки, в котором быстро и ярко мелькают ослепительные плечи, или белые руки, или алебастровая шея, обсыпанная ночью тёмных кудрей, или прозрачные гроздья винограда, или мирты и древесная сень, созданные для жизни. (3) Тут всё: и наслаждение, и простота, и мгновенная высокость мысли, вдруг объемлющая священным холодом вдохновения читателя.
Слайд 16Что делать, если в задании надо восстановить предложение в середине текста
или последнее предложение?
1.Читаем текст.
2. Определяем тему текста.
3. Определяем виды связи предложений в тексте.
4. Ищем средства связи предложений в тексте.
5. Следим за причинно-следственными связями предложений в тексте.
6. Сопоставляем варианты ответа.
7. Выбираем правильный вариант.
Слайд 17Рассуждаем вместе
(1) Лес – исключительно важный
фактор поддержания жизни на Земле. (2)Несмотря на то что леса занимают в настоящее время лишь третью часть суши, они включают в себя основную биомассу Земли. (3) Лес поставляет кислород, очищает воздух от пыли и вредных химических, радиоактивных соединений, стерилизует его. (4) … (5) Лес поддерживает в норме и сохраняет от уничтожения среду обитания всего живого. (6) …велика роль леса в поддержании здоровья человека.
Слайд 18Пропущено 4 предложение.
1.Тема текста: в тексте говорится о роли леса
в поддержании жизни на нашей планете.
2.Вид связи: параллельная ( перечисляется роли леса)
3. Средства связи: синт. параллелизм и единство видо-временных форм глаголов.
4. Значит, в вариантах ответа ищем предложение, соответствующее теме текста, обеспечивающее, как и другие предложения, параллельную связь, построенное по принципу синтаксического параллелизма.
Слайд 19Варианты
1. Он оберегает землю от разрушения, почву – от смыва и
перераспределяет воду, чем стабилизирует и повышает урожаи сельскохозяйственных культур.
2. Чем больше натиск современной цивилизации на природу, тем большие усилия должны мы затрачивать на борьбу с бесхозяйственностью.
3. Но далеко не беспредельны наши лесные богатства.
4. Каждое растение, будь то дерево или травинка, оказывает влияние на человека, делясь с ним своими жизненными соками.
Слайд 20Проверим
(1) Лес – исключительно важный фактор
поддержания жизни на Земле. (2)Несмотря на то что леса занимают в настоящее время лишь третью часть суши, они включают в себя основную биомассу Земли. (3) Лес поставляет кислород, очищает воздух от пыли и вредных химических, радиоактивных соединений, стерилизует его. (4) Каждое растение, будь то дерево или травинка, оказывает влияние на человека, делясь с ним своими жизненными соками. (5) Лес поддерживает в норме и сохраняет от уничтожения среду обитания всего живого. (6) …велика роль леса в поддержании здоровья человека .
Слайд 21При выполнении задания А8 следует помнить, что последнее предложение текста, в
котором пропущено слово или сочетание слов, связано с предыдущим по смыслу и грамматически, и вставляемое слово (или сочетание слов) должно эту связанность обозначать. Вы должны завершить мысль текста. Поэтому важно следить за причинно-следственными связями предложений в тексте.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в 6 предложении текста? (См. предыдущий текст)
1)Таким образом,
2) Главным образом
3) По крайней мере,
4) Слишком
Слайд 22Вспомним
1. Таким образом – вводное слово, указывающее на порядок мыслей и
последовательность их изложения
2. Главным образом – вводное слово, служащее для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки. Но это выражение может и не быть вводным словом, если имеет значение в первую очередь, больше всего.
3. По крайней мере – вводное слово, указывающее на оценку меры того, о чём говорится.
4. Слишком – наречие меры и степени
Слайд 23Правильный ответ - 2
Главным образом велика роль
леса в поддержании здоровья человека.
Рассуждаем: Лес поддерживает жизнь на Земле: поставляет кислород, очищает воздух, влияет на человека, сохраняет всё живое. Но главная, первоочередная задача леса – поддерживать здоровье человека.
Слайд 24Поработайте самостоятельно
Текст №1, №2
(См. в приложении)
Слайд 25Ответы
Текст №1 А7 – 1
А8 – 2
Текст №2 А7 – 4
А8 – 2
Слайд 26Задание А27
Формулировка задания:
В каком из приведённых ниже предложений
верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Что делаем?
1. Внимательно читаем текст.
2. Просматриваем предложенные варианты.
3. Исключаем те, которые содержат неверную информацию.
4. Снова обращаемся к тексту, из которого выделяем главную информацию, то есть то, ради чего написан текст.
5. Просматривая оставшиеся варианты, задаём себе вопрос: «Ради этого написан текст?»
6. Помните: вам надо выбрать самый полный и лаконичный ответ.
Слайд 27Читаем текст
Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что
Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, угля, газа, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Слайд 28Рассуждаем вместе
1. Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в
планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.
2. Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
3. В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
4. В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
Слайд 29Поработайте самостоятельно
Текст №3, №4
(См. в приложении)
Слайд 30Ответы
Текст №3
А27
- 4
Текст №4
А27 - 2
Слайд 31Задание А28
Формулировки заданий:
- Какое утверждение соответствует (не соответствует) содержанию
текста?
- Какое утверждение соответствует (не соответствует) мнению автора текста?
- В каком (-их) предложении (-ях) наиболее полно выражена (содержится, заключена) основная мысль текста?
- В каком предложении содержится ответ на вопрос «…?»
- Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
- Какое из утверждений верно отражает замысел автора текста?
- В каком предложении не содержится высказывание о … (проблеме, событии, герое и т.д.)
Слайд 32 Что должны уметь? (в зависимости от задания)
- проводить смысловой
анализ текста;
- формулировать основную мысль текста;
- определять авторский замысел;
- определять авторскую позицию.
Что делаем?
1. Внимательно читаем текст.
2. Внимательно читаем задание.
3. Читаем варианты ответа, подчёркиваем ключевые слова в них и в соответствующих предложениях текста.
4. Проводим смысловой и композиционный анализ.
5. Выбираем правильный ответ.
Слайд 33Читаем текст
и рассуждаем вместе
Текст № 5
«На пути к
океану»
и задания к нему
(См. приложение)
Слайд 34Задание А29
Формулировка задания:
- Какой (-ие) тип (-ы) представлен (-ы)в предложениях?
- Определите
тип речи текста.
- Определите стиль речи и тип текста.
- Определите стиль речи текста.
Что должны уметь?
- Определять стиль речи и тип текста.
Слайд 38Функциональные стили
русского языка
Разговорный
Официально-деловой
Научный
Публицис-
тический
Художест-
венный
Собственно-научный
Научно-популярный
Книжные
Слайд 40На заметку!
В КИМы обычно включают тексты с рассуждениями по общественно значимым
вопросам, проблемам. Большинство текстов являются публицистическими или художественными, их легко различать, если определить цель: воздействие на эмоции (художественный) или воздействие на разум, характер действий (публицистический). Поможет и анализ характера построения этого текста. Как правило, публицистический стиль чётко структурирован: тезис (антитезис) – доказательства (контраргументы) – выводы(синтез). Не полагайтесь на наличие изобразительно-выразительных средств: оба стиля могут быть созданы с помощью одних и тех же средств.
Слайд 41Поработаем самостоятельно
Текст №6
(см. приложение)
Слайд 42Ответ к тексту № 6
А 28 – 1
А 29
- 4
Слайд 43Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ.
Все задания составлены на основе школьной программы.
Подготовившись должным образом, вы обязательно сдадите экзамен!