Обобщение опыта работы
ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(на материале лексико-грамматических разрядов имен прилагательных)
Учитель начальных классов
МОУ Ильинская СОШ
Алексеевского района
Белгородской области
Ярковая Валентина Алексеевна
Слайд 2Актуальность нашего исследования определяется:
низким уровнем сформированности важнейших морфологических понятий и связанных
с ними ключевых компетенций;
значением совершенствования языковой и речевой способностей учащихся для их интеллектуального развития.
Слайд 3Цель работы:
разработать методические условия для формирования у младших школьников морфологических понятий
при изучении лексико-грамматических разрядов имен прилагательных.
Задачи:
проанализировать лингвометодическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования для определения его теоретических основ;
изучить состояние проблемы формирования морфологических понятий в школьной практике;
проанализировать программы и учебники по русскому языку с точки зрения рассматриваемой проблемы;
в процессе проведения опытно-экспериментальной работы исследовать уровень осмысления и усвоения младшими школьниками морфологических понятий (на примере лексико-грамматических разрядов имени прилагательного).
Слайд 4теоретический ( анализ учебно-методической литературы);
социолого-педагогические (анализ учебников русского языка, тестирование,
анализ письменных работ учащихся);
экспериментальные и практические (наблюдение за ходом учебного процесса, отбор и накопление данных эксперимента, констатирующий срез, моделирование, экспериментальное обучение, анализ экспериментальных данных);
Методика изучения морфологии в начальной школе ( на примере имен прилагательных)
Методы исследования:
Объект исследования:
Слайд 5процесс формирования морфологических понятий у школьников на материале изучения лексико-грамматических разрядов
имён прилагательных в начальной школе.
Предмет исследования:
Слайд 6Гипотеза исследования:
Формирование морфологических понятий у младших школьников эффективно, если:
-будут учитываться особенности
лексико-грамматических разрядов имен прилагательных;
-система заданий будет использоваться последовательно на разных этапах урока;
-будут использоваться элементы функционально-семантического подхода.
Слайд 10
Выводы по первой главе
1. Вопрос о формировании морфологических понятий у младших
школьников сложный и неоднозначный. Существуют различные подходы к рассмотрению этого вопроса.
2. В процессе формирования понятия могут быть выделены три этапа. Первый, предварительный этап предполагает накопление эмпирического материала - наблюдений изучаемого явления, выделение и называние важнейших признаков и свойств. Второй этап предполагает научное оформление понятия: введение термина, вывод определенного понятия (или сообщение его учащимся в готовом виде), составление схем, моделей и т. п. Третий этап - это дальнейшее углубление понятия, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия.
3. Формирование морфологических понятий – процесс длительный и трудный, связанный с особенностями части речи, в частности, имени прилагательного.
4. Грамматически существенным для прилагательных является подразделение их на разряды (качественные, относительные и притяжательные), которые отличаются по ряду морфологических, словообразовательных и синтаксических признаков.
5. Знание теоретических основ формирования морфологических понятий т и особенностей лексико-грамматических разрядов имен прилагательных помогло нам в разработке экспериментальной работы по проблеме исследования.
Слайд 12Анализ программ
Программа под редакцией С.В.Иванова «Начальная школа ХХI века»
(этапы формирования
понятия «имя прилагательное»)
Слайд 13Экспериментальная работа была организована на базе МОУ «Ильинская СОШ» в 3
классе
Слайд 15Констатирующий эксперимент
Цели:
1) выяснить, какие ошибки допускают учащиеся при определении понятия «имя
прилагательное»;
2) установить, как (по каким признакам) они отличают прилагательные от других частей речи;
3) определить, прилагательные каких лексико-грамматических разрядов используют учащиеся в текстах творческих работ (сочинениях),
4) проверить, насколько сформированы у учащихся морфологические понятия (родовая принадлежность прилагательных, правописание падежных окончаний, число прилагательных, согласование прилагательных и существительных).
Слайд 16Задания констатирующего эксперимента
Тест
Прилагательное - это
часть речи, которая называет предмет;
часть
речи, которая обозначает действие;
часть речи, которая обозначает порядок при счёте;
часть речи, которая обозначает признак предмета.
Прилагательное изменяется-
по лицам и числам;
по лицам и падежам;
по числам, родам и падежам;
по числам и падежам;
Прилагательное в предложении бывает-
подлежащим;
сказуемым;
дополнением;
определением;
обстоятельством.
Слайд 17
Задание .Определить какой частью речи является каждое слово, объяснить ,почему
вы так думаете:
Белый ,белизна ,белить.
Зима, зимний, зимовать. и. т д
Типичные ошибки:
-отнесли к существительным слова зимний, грустный ,белый;
- назвали прилагательными слова: белизна, зима.
Это говорит о том , что у учащихся не усвоены характерные признаки, лежащие в основе выделения частей речи.
Слайд 18Задание . Соединить и выписать пары слов ,помещенные в столбиках (
прилагательное + существительное)
Слайд 19Творческое задание-сочинение «Краски осени» Результаты выполнения творческих заданий на этапе констатирующего
эксперимента
Слайд 21В целом результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о следующем. Учащиеся затрудняются дать
четкое определение имени прилагательному как части речи. Обучающиеся испытывают затруднения в выделении имени прилагательного среди однокоренных слов, типа белый, белизна, белеть. Речь учащихся как устная, так и письменная бедна именами прилагательными. Не употребляются ими притяжательные прилагательные, очень мало кратких форм и форм сравнительной степени, дети практически ничего не знают о различии в значениях прилагательных различных лексико-грамматических разрядов.
Слайд 22Формирующий эксперимент
Цели:
1) формировать у учащихся морфологические понятия при изучении имён
прилагательных различных лексико-грамматических разрядов;
2) научить распознавать прилагательные разных лексико-грамматических разрядов в тексте;
3) актуализировать имена прилагательные в устной и письменной речи учащихся.
Слайд 28
Задание: Прочитайте текст, выпишите словосочетания существительное + прилагательное.
Овцы пасутся на горных лугах. У барана рога крутые, витые, крепкие. Недаром он стоит во главе стада. Шерсть овец кудрявая, тонкая , мягкая. Из
овечьей шкуры вяжут свитера, носки, варежки, а из овчины шьют тулупы на зиму. Одежда теплая и красивая.
А охраняют стадо от волков грозные собаки - кавказские овчарки.
-Есть ли в тексте прилагательные, которые вы не выписали?
- Почему их не выписали?
-Найдите главные члены в предложениях.
Ответы детей:
Слайд 29
Проведенные урочные и внеурочные формы работы позволили сделать нам следующий вывод:
подобные
упражнения способствовали осознанному формированию понятия «имя прилагательное» на материале изучения лексико-грамматических разрядов этой части речи . Учащиеся стали активнее употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Слайд 30Контрольный эксперимент
Цели:
1)определить, насколько сформировалось у учащихся представление об имени прилагательном, его
лексико-грамматических разрядах;
2) выяснить, насколько активно стали использоваться в речи учащихся прилагательные разных разрядов;
3) умеют ли согласовывать прилагательные с существительными в устной и письменной речи; сделать выводы об усвоении учащимися морфологических понятий (на материале лексико-грамматических разрядов имени прилагательного), сравнив данные констатирующего и контрольного этапов.
Слайд 31АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА ПОКАЗАЛ СЛЕДУЮЩЕЕ:
систематическая и целенаправленная работа, направленная на
усвоение учащимися знаний об имени прилагательном, его разрядах и грамматических признаках, дала хорошие результаты. Учащиеся отмечают значимые признаки прилагательного, умеют определять его лексико-грамматический разряд, активно употребляют в речи имена прилагательные разных разрядов.
Эффективными методами формирования морфологического понятия являются, во-первых, теоретические: анализ, сравнение, сообщение, беседа, работа с материалом учебников; во-вторых, теоретико-практические: наблюдение, разбор, определение понятия, конструирование определений; в-третьих, практические: сочинение, формулировки определений, выполнение упражнений. Приёмы работы, приносящие наибольший эффект в работе: приёмы предметных действий, выписывание, классификация, рассуждение, языковой разбор, создание устных и письменных высказываний.
Слайд 32Можно сделать вывод, что морфологическое понятие «лексико-грамматические разряды имен прилагательных» детьми
экспериментального класса усвоено. Хотя проблем много. Не все учащиеся овладели данным грамматическим понятием, по-прежнему допускаю серьезные ошибки в употреблении в речи имени прилагательного, не разграничивают разряды. Но в целом рост знаний учащихся есть, что свидетельствует об эффективности нашей работы.