Слайд 1Виды
глаголов
Русский язык
5 класс
Учитель:
Даутова Фатима
Хусейновна
Слайд 2
Цель:
дать понятие видов глаголов, знать, на какие вопросы отвечают, как
различаются по значениям.
уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладение способами распознавания видов глагола; умение работать с текстом, объяснять орфограммы .
воспитывать интерес к урокам русского языка.
Слайд 3 .
Олени.
Как - то в
начале лета в з…парк пр..в..зли п..тнистых оленей. Эти стройные, красивые ж..вотные были совсем ещё дикие.
Служ..тель, который за ними ухаж..вал, осторожно клал в к..рмушку сено, прив..зывал к столбу свежие ветки, потом сыпал в к..рмушку нарезанную м..рковь и так же осторожно ух..дил.
Первое время олени пр..бл..жались к к..рмушке лишь после того, как ух..дил служ..тель, но постепенно привыкли к нему и даже перестали шарахаться в сторону, когда он зах..дил. Теперь уже можно было выпустить оленей в загон.
Слайд 4Словарь:
Шарахаться —
Резко бросаться в сторону от испуга или от неожиданности.
Сторониться, избегать кого- либо или чего -либо.
перен. Внезапно и резко менять свои убеждения. Сильно ударяться обо что-либо …
Слайд 5Проверьте!
з…парк служ..тель
пр..в..зывал
пр..в..зли ухаж..вал ух..дил
п..тнистых к..рмушку пр..бл..жались
ж..вотные м..рковь
Слайд 6Синтаксическая работа
Произведите синтаксический разбор 1-го предложения.
Как - то в начале лета в зоопарк привезли пятнистых оленей.
Ребята, есть ли подлежащее в этом предложении?
Найдите грамматическую основу?
Запишите характеристику предложения.
Слайд 8
2- этап
Ещё раз всмотритесь в текст.
Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)
А почему именно глаголы?
Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)
Слайд 9
Целеполагание
Но действия бывают разные.
Выпишите из 1 –го и из 3-го
предложения по одному глаголу.
Привезли.
Ухаживал.
На какой вопрос отвечает глагол «привезли»? (что сделал?)
На какой вопрос отвечает глагол «ухаживал»? (что делал?)
Слайд 10
А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг
от друга? (выслушиваются ответы)
Какой глагол обозначает продолжительное действие? (ухаживал)
А глагол «привезли»? (говорит о законченном действие, имеющем результат).
Слайд 11
Задание № 1
Выпишите из всего текста глаголы, распределив
их в две колонки в соответствии с вопросом, на который каждый глагол отвечает.
Слайд 12
привезли
привыкли
перестали
выпустить
ухаживал, клал,
привязывал,
сыпал, уходил,
приближались
Что сделал?
Что делал ?
Слайд 13Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь
вздохните.
Сядьте тихо, отдохните
И читать, друзья, начните.
Слайд 14Ребята, к нам в гости пожаловал дядюшка-глагол, давайте послушаем его!
Я страшное
дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Слайд 15
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки песком я в
саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Слайд 16
Задание № 2
Вопрос: Назовите, что делает Глагол. (Поет,
бегает, рисует, держит, отбивает, едет, катается…) Ответьте на какой вопрос отвечает? Определите вид глаголов.(несовершенный вид) Попробуйте эти глаголы из несовершенного перевести в совершенный вид .
При помощи чего мы можем это сделать? (приставок и суффикса ну) Правильно пи помощи приставок и суффикса .
Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: Что сделал? Что сделать? Что сделаю? Это очень легко запомнить.
Слайд 17
Задание № 3
Коллективное выполнение - Распределите глаголы по столбикам:
Сов.в.
несов. в
Несовершенный вид (что делать?)
Совершенный вид (что сделать?)
На карточках слова: приплыть, спасать, з..влечь, н..ступить, пр..бегать, предл..жить, зап..вать (песню), запеть, дружить, ср..жаться, прин..сти, подружит..ся, сберечь, сберегать, мирит..ся, примирит..ся, белеть, белить, побелить, побелеть.
(объяснение орфограмм)
Слайд 18
Рефлексия:
Ребята, понравился ли вам урок, если понравился я прошу на
доске нарисовать улыбающегося смайлика, если нет грустного!
Слайд 19Спасибо, ребята, за урок!
До скорой встречи,
дорогие друзья!