Слайд 1Советы
по написанию
сочинения
Часть С2
(По темам сборника И. П. Цыбулько)
Слайд 2Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
(указан автор): «(приведена цитата)».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора).
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения – цитата умного
человека (писателя, философа, учёного-языковеда).
Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут, о чём писать в сочинении.
языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
(Лев Васильевич Успенский)
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
(Борис Николаевич Головин)
Слайд 6 Вариант 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое
назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
(Светлана Ивановна Львова)
Слайд 7 Вариант 28
«Язык
подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
(Михаил Викторович Панов)
Слайд 8 Вариант 31
«Язык – это то, благодаря чему, с
помощью чего мы выражаем себя и вещи».
(Поль Рикёр)
Слайд 923
31
33
17
5
10
6
21
22
35
26
29
Некоторые темы объединены общим смыслом, поэтому их можно классифицировать,
объединить в тематические блоки. Например:
1
25
2
30
13
24
18
3
11
7
12
Язык как средство познания действительности и выражения мыслей
Богатство и образность речи, точность слова
Единство формы и содержания речи (лексика и грамматика)
27
Слайд 10Композиция
сочинения-рассуждения
1. Вступление. Тезис
Формулировка тезиса
(главной мысли, которую необходимо аргументировать).
2. Основная часть. Доказательства
Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами.
3. Заключение. Вывод
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Слайд 11Теоретические
рассуждения
Тезис
Вывод
2 примера
Слайд 12Вступление
Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь приёмом,
предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами (автора)».
Начало предложения может быть таким:
Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …
Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас
вводные конструкции: По мнению…, По словам…
Слайд 13Переход к рассуждению
Связать вступление с основной частью можно с
помощью таких речевых клише:
Попробуем разобраться в смысле этих слов.
Я согласен с этим высказыванием.
Как можно понять это высказывание?
Попробуем объяснить данное утверждение.
Это высказывание я понимаю так.
Что имел в виду писатель (учёный)?
Слайд 14Основная часть
В основной части нужно
объяснить, как
вы понимаете слова автора цитаты
привести примеры, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления
Слайд 15Примеры
необходимо привести 2 примера;
примеры должны быть из указанного текста;
примеры должны
соответствовать рассуждению на теоретическом уровне;
необходимо указать роль примеров в тексте
Слайд 16Включение примеров
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Проиллюстрировать
это языковое явление можно на примере … предложения текста.
Пример этого языкового явления можно найти в предложении ...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
В подтверждение приведу пример из … предложения текста.
Рассмотрим … предложение.
Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Слайд 17 Заключение (вывод)
Заключение так же, как и вступление, не
должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Слайд 18О почерке
Помните, что задания С1 (изложение)
и С2 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
1. Находим ключевые слова
2. Определяем задачу:
рассказать о способах связи слов
в словосочетании
Слайд 203. Вспоминаем теорию
Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов,
связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетания сочинительные и подчинительные.
Способы выражения связи между словами:
в подчинительных: окончания и предлоги
в сочинительных: союзы и интонация
4. Находим примеры в тексте
Слайд 21 Образец сочинения
Современный лингвист
Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием –ыми зависимого прилагательного. А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием –ях, но и предлогом «в».
Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с другими словами».
Слайд 22Первый этап работы над сочинением
на ГИА – анализ формулировки темы (С2К1)
Цитата
– это тоже текст. Его необходимо истолковать, то есть дать комментарий.
(«Я понимаю это высказывание так»)
Понято то, что рассказал своими словами.
Рассмотрим пример: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”». (А.А. Реформатский)
В первом же предложении указан предмет речи – местоименные слова, местоимения, названа их особенность – вторичные слова и их функция в речи – слова-заместители.
Все цитаты говорят о функциях явления. Главное в сочинении -назвать функцию, опираясь на содержание текста.
Слайд 23В сочинении ученики должны отразить следу-
ющие содержательные элементы:
1) что такое местоимение
как часть речи: само-
стоятельная часть речи, которая указывает на
предметы, признаки или количества, но не назы-
вает их. Грамматические признаки местоимений
различны и зависят от того, заместителем какой
части речи выступает местоимение в тексте;
2) функции местоимений в предложении и
тексте: устранение лексического повтора, средс-
тво связи, выражение дополнительного оценоч-
ного значения.
Слайд 24Пример сочинения (по тексту-фрагменту сказки Л.Петрушевской «Самовар»)
Лингвист А.А. Реформатский, рассуждая о местоимениях как части речи, писал: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”».
Анализируя это высказывание, мы понимаем, что местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимений различны и зависят оттого, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.
Слайд 25 Так, например, местоимение этот (самовар)
в предложении 2 указывает на предмет речи, который задан в первом предложении текста. Являясь указательным местоимением, согласуется с существительным в роде, числе и падеже. Частое использование личного местоимения он (он стоял, он бы заплакал, он бормотал) помогает избежать лексического повтора существительного самовар, определительное местоимение все словно объединяет тех людей, которые по вечерам собирались вокруг самовара, взрослых и детей, а отрицательное местоимение никто выступает как контекстуальный антоним в предложении 3.
Но использование только местоимений, без тех частей речи, которые они заменяют, сделало бы понимание текста затруднительным, поэтому знаменательные слова действительно являются «золотым фондом для местоимений», как метко заметил А.А. Реформатский.