Презентация, доклад по русскому языку Сочинение-рассуждение в 11 классе. Технология написания

Содержание

Ключевые понятияПроблема Комментарий (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами) Позиция автора Своё отношение к позиции автора Обоснование своего отношения к позиции автора

Слайд 1Задание 27
Технология написания сочинения -рассуждения (с изменениями в 2019 г.)
Готовимся

к ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №7 имени Героя Советского Союза Ермолаева В.А. города Крымск Краснодарского края И.С.Спринская

Задание 27Технология написания сочинения -рассуждения (с изменениями в 2019 г.) Готовимся к ЕГЭУчитель русского языка и литературы

Слайд 2Ключевые понятия
Проблема
Комментарий (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами)


Позиция автора
Своё отношение к позиции автора
Обоснование своего отношения к позиции автора

Ключевые понятияПроблема Комментарий (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами) Позиция автора Своё отношение к позиции

Слайд 3Формулируем проблему (К1)

Назывное предложение,

в котором формулируем тему текста (например, Честь… Человеческое достоинство…)
Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие? Или : Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться?)
Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста (например, Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в ... )


Формулируем проблему (К1)       Назывное предложение, в котором формулируем тему текста (например,

Слайд 4Вступление. Проблема текста.
И.С. Тургенев – мастер слова, автор стихотворения

в прозе «Повесить его!». Я думаю, это философское произведение никого не оставит равнодушным. Оно заставило и меня задуматься о многом: об угрызениях совести, о человеческом равнодушии, о судьбе человека, о всепрощении. Но больше всего заинтересовал вопрос: какого человека можно назвать праведником? Именно эту проблему ставит И. С. Тургенев в данном тексте.
Вступление. Проблема текста.   И.С. Тургенев – мастер слова, автор стихотворения в прозе «Повесить его!». Я

Слайд 5Способы формулировки проблем
В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему

поколению.
Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек?». Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв.
В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.

Способы формулировки проблемВ тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению.Наверное, каждый из нас задумывался над

Слайд 6Способы формулировки проблемы
Можно оформить проблему в виде вопроса:
Действительно ли исчезает милосердие

из нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечает Д. Гранин в своей статье.
Как влияют сериалы о бандитах на формирование нравственных идеалов? Об этом размышляет А. Андреев.
Г. Горин ищет ответ на вопрос: «Почему человек бывает порой неоправданно жесток?»
Способы формулировки проблемыМожно оформить проблему в виде вопроса:Действительно ли исчезает милосердие из нашей жизни? Именно на этот

Слайд 7Способы формулирования проблемы
Назывное предложение. Вопросительное предложение. Конструкция «Проблема чего»

• Какими должны

быть отношения между родителями
и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).

• Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.

• В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.

Способы формулирования проблемы Назывное предложение. Вопросительное предложение. Конструкция «Проблема чего»• Какими должны быть отношения между родителями

Слайд 8Комментарий к проблеме (К2)
Комментарий – это

пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. При помощи комментария вы свяжете проблему, которую сформулировали, с авторской позицией.
Советы:
Покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает данную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Ваша задача – расшифровать, понять слова автора.
Пишите с опорой на текст!
Не подменяйте комментарий пересказом!
Не увлекайтесь цитированием!
Текст, который мы пишем, должен быть САМОДОСТАТОЧНЫМ, то есть любой читающий должен всё понять только из нашего текста.


Комментарий к проблеме (К2)     Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной

Слайд 9
Комментарий – это «переходный мостик»
от

формулировки
проблемы

к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

Комментарий – это «переходный мостик»    от формулировки    проблемы к изложению

Слайд 10Структуру комментария
 
1. Первый пример
2. Пояснение
3. Второй пример
4. Пояснение
5. Связь

Только когда кулачок

собран –  
все пальчики загнуты,  
можно сказать,
что я выполнил(а)
поставленную задачу.
Структуру комментария 1. Первый пример2. Пояснение3. Второй пример4. Пояснение5. СвязьТолько когда кулачок собран –  все пальчики загнуты,  можно сказать,что я

Слайд 11Примеры-иллюстрации

Примеры-иллюстрации

Слайд 12Пояснение к примерам

Пояснение к примерам

Слайд 13Смысловые отношения между микротемами

Смысловые отношения между микротемами

Слайд 141. Причинно-следственные отношения 








поэтому, отсюда следует, в результате этого,  значит, следовательно, вследствие этого,  в

связи с этим, благодаря этому…

тношение людей

Изменилось отношение людей

Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана

1. Причинно-следственные отношения  поэтому, отсюда следует, в результате этого,  значит, следовательно, вследствие этого,  в связи с этим,

Слайд 151. Причинно-следственные отношения 



потому что




потому что, так как, из-за того что,  в связи с тем

что, поскольку

тношение людей

Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана

Изменилось отношение людей

потому что

1. Причинно-следственные отношения  потому чтопотому что, так как, из-за того что,  в связи с тем что, поскольку тношение людей

Слайд 16Как работать?

Как работать?

Слайд 17Что получилось?
Говоря о действиях членов семьи рассказчика, автор подчёркивает, что мнение

людей изменила активная, деятельная благодарность и искреннее желание понять, что важно именно для Селивана. Мы понимаем, что именно от этой семьи в городе и округе узнали о честности и благородстве Селивана. Для него было сделано самое главное – возвращено его честное имя. Семья мальчика, не жалея времени, несколько раз приезжала к нему, своим примером показывая всем, что это совершенно безопасно.
Между поведением родителей рассказчика и новым отношением людей к Селивану очень тесная связь. Если бы не признательность семьи, если бы не искреннее желание помочь Селивану, мнение «всех» никогда бы не изменилось.

Что получилось?Говоря о действиях членов семьи рассказчика, автор подчёркивает, что мнение людей изменила активная, деятельная благодарность и

Слайд 182. Дополнение и уточнение данной информации  









тношение людей
Изображение его

физического состояния
Тяжело дыша, задыхался от непомерно скорой ходьбы, от сильного внутреннего волнения, сел на стул и опустил руки и голову, всё бёг, хотел догнать, задохнулся…  

 
Рассказ о поступке Селивана

   +     

2. Дополнение и уточнение данной информации    тношение людейИзображение его физического состоянияТяжело дыша, задыхался от непомерно

Слайд 192. Дополнение и уточнение данной информации  









тношение людей
Жесты (нельзя продумать

и проконтролировать)
Покачал головой (от недоумения)
 
Слова, называющие действия Селивана 
Продолжал сидеть, не трогался, словно ничего не понимал, встал, чтобы идти

 
Речь Селивана 
(можно продумать и проконтролировать)

   +     

2. Дополнение и уточнение данной информации    тношение людейЖесты (нельзя продумать и проконтролировать)Покачал головой (от недоумения) Слова, называющие

Слайд 20 3. Противопоставление частей информации  








тношение людей
Реальность…

...тяжело дыша, вошёл

Селиван  со шкатулкой в руках

Предположения 

исправника и семьи рассказчика 
Скрылся со шкатулкой

смысловая связь между ними
Именно такое явное противопоставление позволяет понять, как изменилась жизнь героя ИЛИ (при другой проблеме) позволяет понять, какую роль сыграла семья рассказчика в его жизни.

3. Противопоставление частей информации     тношение людей Реальность…...тяжело дыша, вошёл Селиван  со шкатулкой в

Слайд 21 4. Сопоставление частей информации  








тношение людей

Плохое отношение людей к Селивану   
беспричинно
(в предложенном фрагменте)

Хорошее отношение людей к Селивану
имеет причину

смысловая связь между ними
Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль: наше плохое  отношение к людям часто беспричинно и ни на чём не основано.

4. Сопоставление частей информации      тношение людей Плохое отношение людей к Селивану   беспричинно(в предложенном

Слайд 22 5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения  



поясняется
( (чем?)







тношение людей

Пример из жизни героя
История женщины, ухаживающей за больным грубым мужем

Рассуждение автора
Рассуждение Н. Тэффи о любви-страсти и любви-нежности

смысловая связь между ними

5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения   

Слайд 23  6. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации  



становится
основой для





тношение людей

Обобщения автора

Пример из жизни героя
рассказ о конкретном случае 

смысловая связь между ними

 6. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации    

Слайд 24Смысловая связь между примерами

Смысловая связь между примерами

Слайд 25Где обозначать связь между примерами?
Указание на связь примеров как зачин в

комментарии: Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>
Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму: <…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>
Указание на связь примеров как итог комментирования: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
Где обозначать связь между примерами? Указание на связь примеров как зачин в комментарии: Размышляя над проблемой, писатель

Слайд 26Формулируем позицию автора (К3)
!!! Таким образом, размышляя над проблемой, автор

приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир (укажи № предложения).

Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна). Она, как мне кажется, наиболее чётко сформулирована им в предложении: «(Цитируй!)».

Формулируем позицию автора (К3)   !!! Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу:

Слайд 27Формулируем позицию автора
Если предложений несколько или трудно позицию автора с помощью

цитирования, сформулируй позицию автора своими словами:
На мой взгляд, главный вывод, к которому хочет подвести нас автор всем ходом своих рассуждений ( своего повествования, рассказа, воспоминания – выбери нужное), заключается в следующем:……………………………………………………………………….... . (ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию, укажи № предложения).

Формулируем позицию автора Если предложений несколько или трудно позицию автора с помощью цитирования, сформулируй позицию автора своими

Слайд 28Формулируем позицию автора
ИЛИ :

Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, NN не даёт готовых решений поставленных вопросов. Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решение проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, как взволнованно, эмоционально он пишет о том, что его волнует, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем: (ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию, укажи ).

……………………………………………………………………
Формулируем позицию автора   ИЛИ :     Мне довольно трудно выявить авторскую точку

Слайд 29Обоснование собственного мнения (К 4)
Я убежден, что чтение обогащает человека.
Чтение книг

позволяет освоить интеллектуальный опыт человечества.
Книги помогают понять свое место в социуме, научиться выстраивать отношения с другими людьми.
Книги обогащают душу человека, способствуют духовному развитию.
Книги дают возможность эмоционального сопереживания.
Чтение дает эстетический опыт.
Чтение развивает воображение.
Обоснование собственного мнения (К 4) Я убежден, что чтение обогащает человека.Чтение книг позволяет освоить интеллектуальный опыт человечества.

Слайд 30Обоснование собственного мнения
Мне очень понравилась мысль К.Паустовского о том,

что необходимо научиться видеть необыкновенное рядом с собой и что именно это поможет избавиться от многих сожалений.
Еще Л. Толстой предлагал нам научиться простому взгляду на жизнь. Вспомните, как тяжело было князю Андрею, когда он понял несостоятельность своей мечты о славе, когда он чувствовал себя виновным в смерти жены. Но встреча с Наташей в Отрадном научила его ценить радости каждого мгновения жизни, заставила по-новому посмотреть на жизнь и избавиться от многих сожалений.
Конечно, можно сказать, что не было у князя сожалений о быстротечности времени, о том, что мало удалось увидеть. Но спастись от любых сожалений можно, достаточно научиться видеть жизнь рядом с собой, радоваться ее проявлениям.
И в этом К. Паустовский прав.
Обоснование собственного мнения  Мне очень понравилась мысль К.Паустовского о том, что необходимо научиться видеть необыкновенное рядом

Слайд 31Алгоритм мыслительной деятельности
Определяю поставленную проблему и позицию автора.
Какие виды смысловой связи могу

увидеть между частями текста
Определяю, о каких примерах из текста я могу написать наиболее ярко?
Составляю «скелет» сочинения.
Зачин
К 1                      = ?
К 2.1
К 2.2
К 2.3
К 3                        Ответ
К 4          

Алгоритм мыслительной деятельностиОпределяю поставленную проблему и позицию автора.Какие виды смысловой связи могу увидеть между частями текстаОпределяю, о каких

Слайд 32Проверь себя
Найти все части сочинения.
Проверить логику приведения примеров и описания связи

между ними.
Проверить, как соотносятся проблема и позиция.
Посмотреть, что можно использовать в качестве зачина.
Привести другие примеры к сформулированной проблеме,  другое обоснование согласия / несогласия.
Всем удачи!
Проверь себяНайти все части сочинения.Проверить логику приведения примеров и описания связи между ними.Проверить, как соотносятся проблема и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть