Слайд 1Задание 27
Технология написания сочинения -рассуждения
(с изменениями в 2019 г.)
Готовимся
к ЕГЭ
Учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №7 имени Героя Советского Союза Ермолаева В.А. города Крымск Краснодарского края И.С.Спринская
Слайд 2Ключевые понятия
Проблема
Комментарий (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами)
Позиция автора
Своё отношение к позиции автора
Обоснование своего отношения к позиции автора
Слайд 3Формулируем проблему (К1)
Назывное предложение,
в котором формулируем тему текста (например, Честь… Человеческое достоинство…)
Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие? Или : Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться?)
Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста (например, Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в ... )
Слайд 4Вступление.
Проблема текста.
И.С. Тургенев – мастер слова, автор стихотворения
в прозе «Повесить его!». Я думаю, это философское произведение никого не оставит равнодушным. Оно заставило и меня задуматься о многом: об угрызениях совести, о человеческом равнодушии, о судьбе человека, о всепрощении. Но больше всего заинтересовал вопрос: какого человека можно назвать праведником? Именно эту проблему ставит И. С. Тургенев в данном тексте.
Слайд 5Способы формулировки проблем
В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему
поколению.
Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек?». Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв.
В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.
Слайд 6Способы формулировки проблемы
Можно оформить проблему в виде вопроса:
Действительно ли исчезает милосердие
из нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечает Д. Гранин в своей статье.
Как влияют сериалы о бандитах на формирование нравственных идеалов? Об этом размышляет А. Андреев.
Г. Горин ищет ответ на вопрос: «Почему человек бывает порой неоправданно жесток?»
Слайд 7Способы формулирования проблемы
Назывное предложение. Вопросительное предложение. Конструкция «Проблема чего»
• Какими должны
быть отношения между родителями
и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).
• Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.
• В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.
Слайд 8Комментарий к проблеме (К2)
Комментарий – это
пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. При помощи комментария вы свяжете проблему, которую сформулировали, с авторской позицией.
Советы:
Покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает данную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Ваша задача – расшифровать, понять слова автора.
Пишите с опорой на текст!
Не подменяйте комментарий пересказом!
Не увлекайтесь цитированием!
Текст, который мы пишем, должен быть САМОДОСТАТОЧНЫМ, то есть любой читающий должен всё понять только из нашего текста.
Слайд 9
Комментарий – это «переходный мостик»
от
формулировки
проблемы
к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.
Слайд 10Структуру комментария
1. Первый пример
2. Пояснение
3. Второй пример
4. Пояснение
5. Связь
Только когда кулачок
собран –
все пальчики загнуты,
можно сказать,
что я выполнил(а)
поставленную задачу.
Слайд 13Смысловые отношения между микротемами
Слайд 141. Причинно-следственные отношения
поэтому, отсюда следует, в результате этого,
значит, следовательно, вследствие этого,
в
связи с этим, благодаря этому…
тношение людей
Изменилось отношение людей
Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана
Слайд 151. Причинно-следственные отношения
потому что
потому что, так как, из-за того что,
в связи с тем
что, поскольку
тношение людей
Семья мальчика рассказала всем в городе о поступке Селивана
Изменилось отношение людей
потому что
Слайд 17Что получилось?
Говоря о действиях членов семьи рассказчика, автор подчёркивает, что мнение
людей изменила активная, деятельная благодарность и искреннее желание понять, что важно именно для Селивана. Мы понимаем, что именно от этой семьи в городе и округе узнали о честности и благородстве Селивана. Для него было сделано самое главное – возвращено его честное имя. Семья мальчика, не жалея времени, несколько раз приезжала к нему, своим примером показывая всем, что это совершенно безопасно.
Между поведением родителей рассказчика и новым отношением людей к Селивану очень тесная связь. Если бы не признательность семьи, если бы не искреннее желание помочь Селивану, мнение «всех» никогда бы не изменилось.
Слайд 182. Дополнение и уточнение данной информации
тношение людей
Изображение его
физического состояния
Тяжело дыша, задыхался от непомерно скорой ходьбы, от сильного внутреннего волнения, сел на стул и опустил руки и голову, всё бёг, хотел догнать, задохнулся…
Рассказ о поступке Селивана
+
Слайд 192. Дополнение и уточнение данной информации
тношение людей
Жесты (нельзя продумать
и проконтролировать)
Покачал головой (от недоумения)
Слова, называющие действия Селивана
Продолжал сидеть, не трогался, словно ничего не понимал, встал, чтобы идти
Речь Селивана
(можно продумать и проконтролировать)
+
Слайд 20
3. Противопоставление частей информации
тношение людей
Реальность…
...тяжело дыша, вошёл
Селиван со шкатулкой в руках
Предположения
исправника и семьи рассказчика
Скрылся со шкатулкой
смысловая связь между ними
Именно такое явное противопоставление позволяет понять, как изменилась жизнь героя ИЛИ (при другой проблеме) позволяет понять, какую роль сыграла семья рассказчика в его жизни.
Слайд 21
4. Сопоставление частей информации
тношение людей
Плохое отношение людей к Селивану
беспричинно
(в предложенном фрагменте)
Хорошее отношение людей к Селивану
имеет причину
смысловая связь между ними
Из сопоставления этих примеров рождается очень грустная мысль: наше плохое отношение к людям часто беспричинно и ни на чём не основано.
Слайд 22
5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения
поясняется
( (чем?)
тношение людей
Пример из жизни героя
История женщины, ухаживающей за больным грубым мужем
Рассуждение автора
Рассуждение Н. Тэффи о любви-страсти и любви-нежности
смысловая связь между ними
Слайд 23
6. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации
становится
основой для
тношение людей
Обобщения автора
Пример из жизни героя
рассказ о конкретном случае
смысловая связь между ними
Слайд 25Где обозначать связь между примерами?
Указание на связь примеров как зачин в
комментарии: Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>
Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму: <…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>
Указание на связь примеров как итог комментирования: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
Слайд 26Формулируем позицию автора (К3)
!!! Таким образом, размышляя над проблемой, автор
приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир (укажи № предложения).
Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна). Она, как мне кажется, наиболее чётко сформулирована им в предложении: «(Цитируй!)».
Слайд 27Формулируем позицию автора
Если предложений несколько или трудно позицию автора с помощью
цитирования, сформулируй позицию автора своими словами:
На мой взгляд, главный вывод, к которому хочет подвести нас автор всем ходом своих рассуждений ( своего повествования, рассказа, воспоминания – выбери нужное), заключается в следующем:……………………………………………………………………….... . (ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию, укажи № предложения).
Слайд 28Формулируем позицию автора
ИЛИ :
Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, NN не даёт готовых решений поставленных вопросов. Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решение проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, как взволнованно, эмоционально он пишет о том, что его волнует, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем: (ещё раз, но другими словами сформулируй авторскую позицию, укажи ).
……………………………………………………………………
Слайд 29Обоснование собственного мнения (К 4)
Я убежден, что чтение обогащает человека.
Чтение книг
позволяет освоить интеллектуальный опыт человечества.
Книги помогают понять свое место в социуме, научиться выстраивать отношения с другими людьми.
Книги обогащают душу человека, способствуют духовному развитию.
Книги дают возможность эмоционального сопереживания.
Чтение дает эстетический опыт.
Чтение развивает воображение.
Слайд 30Обоснование собственного мнения
Мне очень понравилась мысль К.Паустовского о том,
что необходимо научиться видеть необыкновенное рядом с собой и что именно это поможет избавиться от многих сожалений.
Еще Л. Толстой предлагал нам научиться простому взгляду на жизнь. Вспомните, как тяжело было князю Андрею, когда он понял несостоятельность своей мечты о славе, когда он чувствовал себя виновным в смерти жены. Но встреча с Наташей в Отрадном научила его ценить радости каждого мгновения жизни, заставила по-новому посмотреть на жизнь и избавиться от многих сожалений.
Конечно, можно сказать, что не было у князя сожалений о быстротечности времени, о том, что мало удалось увидеть. Но спастись от любых сожалений можно, достаточно научиться видеть жизнь рядом с собой, радоваться ее проявлениям.
И в этом К. Паустовский прав.
Слайд 31Алгоритм мыслительной деятельности
Определяю поставленную проблему и позицию автора.
Какие виды смысловой связи могу
увидеть между частями текста
Определяю, о каких примерах из текста я могу написать наиболее ярко?
Составляю «скелет» сочинения.
Зачин
К 1 = ?
К 2.1
К 2.2
К 2.3
К 3 Ответ
К 4
Слайд 32Проверь себя
Найти все части сочинения.
Проверить логику приведения примеров и описания связи
между ними.
Проверить, как соотносятся проблема и позиция.
Посмотреть, что можно использовать в качестве зачина.
Привести другие примеры к сформулированной проблеме, другое обоснование согласия / несогласия.
Всем удачи!