Слайд 2Прочитайте стихотворение
Лишь пять вещей должны все знать,
И нам язык не
враг.
КОМУ сказать?
О ЧЁМ сказать?
КОГДА?
и ГДЕ?
и КАК?
О чём говорится в этом стихотворении?
О том, что помогает успешно общаться.
Слайд 3Ситуация общения
и её составные части
Слайд 4
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом
можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер
– Как вы понимаете слова поэта?
– Правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения.
Слайд 5Познакомьтесь с заданием упражнения 7 на стр. 9.
Давайте обсудим схему,
предложенную в упражнении. Как вы ее понимаете?
Слайд 6– Итак, у нас возникло затруднение. Давайте решим его, прочитав материал
учебника на с. 7–8.
– Как вы разбирались, что такое речевая ситуация и каким образом ее компоненты отражены в схеме?
1. Кто нам рассказывает о речевой ситуации?
ученый, автор учебника
2. Кому адресована схема?
ученикам, детям
3. Где и когда мы знакомимся с понятием?
на уроке русского языка в школе.
А если это учебный материал, то понятно, что он должен передаваться научным языком, возможно, схемой, но в то же время должно быть и доступным его изложение, ведь адресован материал детям. А вот почему и зачем мы должны узнать о речевой ситуации и ее компонентах?
Слайд 7
– Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще
всего употребляются в речевом поведении?
Здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста.
– Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит?
Нельзя путать обращения «Здравствуйте!» и «Привет!», неправильное их употребление может прозвучать обидно.
– Что мы имеем в виду, говоря другому: «Здравствуйте!»?
Мы желаем человеку здоровья.
– А как, по-вашему, выглядит приветствие «Доброе утро!» человеку, у которого разболелся зуб ?
Это может быть воспринято им как насмешка.
– Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию?
Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.
– Словесная вежливость также должна быть уместной
и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать кого-либо?
Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.
Слайд 8
– Кто должен приветствовать первым?
Младший первый приветствует старшего. А руку
первым подает старший.
– Какое бывает обращение?
Обращение бывает уважительное и сердечное, например: «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»
– Чего нужно опасаться при обращении с просьбой?
При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу, например: «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно.
– А какими словами выражается благодарность?
Словами «спасибо», «большое спасибо», «благодарю».
– К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить?
Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.
– Формы прощания тоже бывают разными. От чего это
зависит?
Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаешься. Например, учителю надо говорить: «До свидания!», а однокласснику мы говорим: «Пока!»
Слайд 9Качества хорошей речи:
1) правильность;
2) содержательность;
3) чистота;
4) точность;
5)
уместность;
6) богатство;
7) выразительность;
8) логичность.
Слайд 10
Обстановка, в которой
происходит общение,
может быть:
официальной
(деловой,
служебной)
неофициальной
(бытовой, повседневной).
Слайд 11Задание для 1 варианта:
укажите слова, уместные в официальной обстановке.
Задание для 2
варианта:
укажите слова, уместные в неофициальной обстановке.
Привет, добрый день, здравствуйте, салют, извините, не сердитесь, да ладно, произошло недоразумение, прощай,
до встречи, будьте любезны.
Слайд 12О каких правилах общения напоминают следующие пословицы?
1. Кто говорит, тот сеет;
кто слушает, тот пожинает.
2. В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять.
3. Язык мой - враг мой.
Слайд 141. Что такое ситуация общения?
2. Почему мы не говорим всегда
и со всеми одинаково?
3. Почему необходимо учитывать ситуацию общения?
4. Какие правила ведения диалога вы знаете?
5. Умеете ли вы слушать собеседника?
6. Как вы оценили бы себя в качестве
собеседника?