Презентация, доклад по русскому языку Ситуация общения (5 класс)

Прочитайте стихотворение Лишь пять вещей должны все знать,И нам язык не враг.КОМУ сказать?О ЧЁМ сказать?КОГДА?и ГДЕ?и КАК?О чём говорится в этом стихотворении?О том, что помогает успешно общаться.

Слайд 1Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Слайд 2Прочитайте стихотворение
Лишь пять вещей должны все знать,
И нам язык не

враг.
КОМУ сказать?
О ЧЁМ сказать?
КОГДА?
и ГДЕ?
и КАК?

О чём говорится в этом стихотворении?
О том, что помогает успешно общаться.

Прочитайте стихотворение Лишь пять вещей должны все знать,И нам язык не враг.КОМУ сказать?О ЧЁМ сказать?КОГДА?и ГДЕ?и КАК?О

Слайд 3Ситуация общения
и её составные части

Ситуация общения и её составные части

Слайд 4
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом

можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер
– Как вы понимаете слова поэта?
– Правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения.
Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести,Словом можно предать, и продать, и купить,Слово

Слайд 5Познакомьтесь с заданием упражнения 7 на стр. 9.
Давайте обсудим схему,

предложенную в упражнении. Как вы ее понимаете?
Познакомьтесь с заданием упражнения 7 на стр. 9.  Давайте обсудим схему, предложенную в упражнении. Как вы

Слайд 6– Итак, у нас возникло затруднение. Давайте решим его, прочитав материал

учебника на с. 7–8.
– Как вы разбирались, что такое речевая ситуация и каким образом ее компоненты отражены в схеме?
1. Кто нам рассказывает о речевой ситуации?
ученый, автор учебника
2. Кому адресована схема?
ученикам, детям
3. Где и когда мы знакомимся с понятием?
на уроке русского языка в школе.
А если это учебный материал, то понятно, что он должен передаваться научным языком, возможно, схемой, но в то же время должно быть и доступным его изложение, ведь адресован материал детям. А вот почему и зачем мы должны узнать о речевой ситуации и ее компонентах?
 
– Итак, у нас возникло затруднение. Давайте решим его, прочитав материал учебника на с. 7–8.– Как вы

Слайд 7 
– Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще

всего употребляются в речевом поведении?
Здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста.
– Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит?
Нельзя путать обращения «Здравствуйте!» и «Привет!», неправильное их употребление может прозвучать обидно.
– Что мы имеем в виду, говоря другому: «Здравствуйте!»?
Мы желаем человеку здоровья.
– А как, по-вашему, выглядит приветствие «Доброе утро!» человеку, у которого разболелся зуб ?
Это может быть воспринято им как насмешка.
– Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию?
Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.
– Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать кого-либо?
Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.
 – Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще всего употребляются в речевом поведении? Здравствуйте,

Слайд 8 
– Кто должен приветствовать первым?
Младший первый приветствует старшего. А руку

первым подает старший.
– Какое бывает обращение?
Обращение бывает уважительное и сердечное, например: «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»
– Чего нужно опасаться при обращении с просьбой?
При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу, например: «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно.
– А какими словами выражается благодарность?
Словами «спасибо», «большое спасибо», «благодарю».
– К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить?
Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.
– Формы прощания тоже бывают разными. От чего это зависит?
Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаешься. Например, учителю надо говорить: «До свидания!», а однокласснику мы говорим: «Пока!»
 – Кто должен приветствовать первым? Младший первый приветствует старшего. А руку первым подает старший.– Какое бывает обращение?

Слайд 9Качества хорошей речи:

1) правильность;
2) содержательность;
3) чистота;
4) точность;
5)

уместность;
6) богатство;
7) выразительность;
8) логичность.
Качества хорошей речи:1)  правильность;2)  содержательность;3)  чистота;4)  точность;5)  уместность;6)  богатство;7)  выразительность;8)

Слайд 10

Обстановка, в которой
происходит общение,
может быть:

официальной
(деловой,

служебной)

неофициальной
(бытовой, повседневной).



Обстановка, в которой происходит общение, может быть: официальной  (деловой, служебной)  неофициальной   (бытовой, повседневной).

Слайд 11Задание для 1 варианта:
укажите слова, уместные в официальной обстановке.

Задание для 2

варианта:
укажите слова, уместные в неофициальной обстановке.
Привет, добрый день, здравствуйте, салют, извините, не сердитесь, да ладно, произошло недоразумение, прощай,
до встречи, будьте любезны.
Задание для 1 варианта:укажите слова, уместные в официальной обстановке.Задание для 2 варианта: укажите слова, уместные в неофициальной

Слайд 12О каких правилах общения напоминают следующие пословицы?
1. Кто говорит, тот сеет;

кто слушает, тот пожинает.
2. В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять.
3. Язык мой - враг мой.


О каких правилах общения напоминают следующие пословицы?1. Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот пожинает.2. В умной

Слайд 13Упражнение 8.

Упражнение 8.

Слайд 141. Что такое ситуация общения?
2. Почему мы не говорим всегда

и со всеми одинаково?
3. Почему необходимо учитывать ситуацию общения?
4. Какие правила ведения диалога вы знаете?
5. Умеете ли вы слушать собеседника?
6. Как вы оценили бы себя в качестве
собеседника?
1. Что такое ситуация общения?2. Почему мы не говорим всегда

Слайд 15Домашнее задание
п.3,
упр.9

Домашнее заданиеп.3, упр.9

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть