Презентация, доклад по русскому языку Систематизация и обобщение по теме Сложноподчиненные предложения (9 класс)

Цель:обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненном предложении. закрепить полученные знания о СПП; формировать умения применять теоретические знания на практике, графически обозначать изученные пунктограммы, составлять схемы СПП; формировать навык работы с текстом;воспитывать положительное отношение к знаниям и

Слайд 1Free Powerpoint Templates
Систематизация и
обобщение по

теме

«Сложноподчиненные предложения»

КГУ «Гимназия имени Жамбыла»
г. Шу
Учитель русского языка и литературы
Молчанова Н.А.

Free Powerpoint TemplatesСистематизация и      обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»КГУ «Гимназия имени Жамбыла»г. ШуУчитель

Слайд 2Цель:
обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненном предложении.

закрепить полученные знания о

СПП;
формировать умения применять теоретические знания на практике, графически обозначать изученные пунктограммы, составлять схемы СПП;
формировать навык работы с текстом;
воспитывать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка.


Задачи:

Цель:обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненном предложении. закрепить полученные знания о СПП; формировать умения применять теоретические знания

Слайд 3Когда солнце поднимается над лугами я невольно улыбаюсь от радости.
Лес где

было много грибов находился недалеко от деревни.
Справа поднимались крутые горы с которых часто скатывались снежные лавины.
Мы должны были знать точно где он живет.
Если жизнь тебя обманет не печалься не сердись.
Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела.
Иван Петрович расспрашивал детей не устали ли они в горах.
Чтобы укрепить здоровье внука бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.
Дожди выпадающие в середине июля хотя они непрошеные хлебам не вредят.

Расставить знаки препинания, составить схемы предложений:

Схематический диктант

Когда солнце поднимается над лугами я невольно улыбаюсь от радости.Лес где было много грибов находился недалеко от

Слайд 4Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку.
Едва девушка

взялась за калитку родного дома, силы покинули ее.
Когда вы думаете над поведением героев прочитанной книги, попытайтесь дать оценку их поступкам, поведению.

Заменить сложноподчиненное предложение предложением простым с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. В каком случае замена невозможна?

Задание на синонимическую
замену предложений

Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку.Едва девушка взялась за калитку родного дома, силы

Слайд 5Найдите «третий лишний». Докажите.

Найдите «третий лишний». Докажите.

Слайд 6Текст для анализа
(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых

быстрокрылых ласточек которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2) Между собою ласточки живут в большой дружбе никогда не ссорятся никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. (3) Если в гнездо заберется нахальный воробей птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4) А когда им не удается выгнать незваного жильца ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5) Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам поэтому дали им ласкательное имя.
(6) Можно наблюдать летом в небе черных стрижей которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7) Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8) Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях под карнизами каменных домов. (9) Чтобы взлететь стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.

Расставьте знаки препинания

Текст для анализа(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек которые легко и быстро

Слайд 7Текст для анализа
(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых

быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2) Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. (3) Если в гнездо заберется нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4) А когда им не удается выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5) Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6) Можно наблюдать летом в небе черных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7) Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8) Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9) Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.

Какой вид придаточного предложения вам НЕ встретился в данном тексте?

Текст для анализа(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро

Слайд 8Текст для анализа
(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых

быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2) Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. (3) Если в гнездо заберется нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4) А когда им не удается выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5) Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6) Можно наблюдать летом в небе черных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7) Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8) Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9) Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.

Найдите предложение по схеме: (если … ), [ __ ].

Текст для анализа(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро

Слайд 9Текст для анализа
(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых

быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2) Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. (3) Если в гнездо заберется нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4) А когда им не удается выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5) Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6) Можно наблюдать летом в небе черных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7) Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8) Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9) Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.

Найдите предложение с придаточным определительным. Замените придаточное определительное причастным оборотом

Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек, легко и быстро проносящихся надо мною в небе.

Текст для анализа(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро

Слайд 10Текст для анализа
(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых

быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2) Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. (3) Если в гнездо заберется нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4) А когда им не удается выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5) Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6) Можно наблюдать летом в небе черных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7) Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8) Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9) Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.

Найдите CПП с придаточным времени

Текст для анализа(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро

Слайд 11Текст для анализа
(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых

быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2) Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. (3) Если в гнездо заберется нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4) А когда им не удается выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5) Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6) Можно наблюдать летом в небе черных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7) Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8) Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9) Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.

Найдите CПП с придаточным цели. Составьте схему данного предложения

(Чтобы … ), [ … ].

Текст для анализа(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро

Слайд 12Текст для анализа
(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых

быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2) Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. (3) Если в гнездо заберется нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4) А когда им не удается выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5) Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6) Можно наблюдать летом в небе черных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7) Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8) Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9) Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.

Чем является слово КОТОРЫЕ?

Каким членом предложения является слово КОТОРЫЕ?

Текст для анализа(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро

Слайд 13Текст для анализа
(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых

быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2) Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. (3) Если в гнездо заберется нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4) А когда им не удается выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5) Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6) Можно наблюдать летом в небе черных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7) Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8) Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9) Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.

Выпишите номера CПП, в которых придаточная часть присоединена к главному при помощи союзного слова

предложения 1 и 6

Текст для анализа(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро

Слайд 14Текст для анализа
(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых

быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро проносились надо мною в небе.
(2) Между собою ласточки живут в большой дружбе, никогда не ссорятся, никогда не мешают друг дружке строить свои гнезда. (3) Если в гнездо заберется нахальный воробей, птицы беспокойно вьются вокруг своего домика. (4) А когда им не удается выгнать незваного жильца, ласточки бросают занятое гнездо и начинают лепить другое.
(5) Люди издавна с любовью относились к этим милым птицам, поэтому дали им ласкательное имя.
(6) Можно наблюдать летом в небе черных стрижей, которые всю жизнь проводят в воздухе и на землю не садятся. (7) Если пойманного стрижа посадить на голую землю, он не сможет взлететь, потому что на своих коротеньких лапках птица не умеет ходить по земле. (8) Обычно стрижи живут на высоких церковных колокольнях, под карнизами каменных домов. (9) Чтобы взлететь, стриж падает в воздух из своего гнезда или высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и стремительно летит.

Укажите верное утверждение:

А) запятая перед союзом И нужна, потому что он разделяет части СПП
В) запятая перед союзом И нужна, потому что перед И всегда ставится запятая
С) запятая перед союзом И не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения
Д) запятая перед союзом И не нужна, потому что при простых предложениях есть член предложения


Текст для анализа(1) Еще в детстве я любил смотреть на веселых быстрокрылых ласточек, которые легко и быстро

Слайд 15[указ. сл. + сущ.], (союзное сл. где … ).
[глаг. … ],

(союзн. сл. где … ).
[туда … ], (союзн. сл. где … ).
(если … ), [то … ].
[ … , (хотя … ), … ].
[ … ], (так что … ).

По данным схемам составьте сложноподчиненные предложения. Определите значение придаточных.

[указ. сл. + сущ.], (союзное сл. где … ).[глаг. … ], (союзн. сл. где … ).[туда …

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть