Презентация, доклад по русскому языку Школьный сленг как показатель культуры учащихся

Содержание

Изучение истории школьного сленгаКлассификация школьного сленгаРассмотрение источников пополнения современного школьного сленгаЗадачи работы

Слайд 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.И.МАРКОВА

Проектная работа по теме

Школьный сленг как
показатель культуры
учащихся

Учитель русского языка и литературы
Сапожникова С.А.

2010 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И.МАРКОВА  Проектная работа по

Слайд 2Изучение истории школьного сленга
Классификация школьного сленга
Рассмотрение источников пополнения современного школьного сленга

Задачи

работы
Изучение истории школьного сленгаКлассификация школьного сленгаРассмотрение источников пополнения современного школьного сленгаЗадачи работы

Слайд 3Литературная лексика:
1)Книжные слова
2)Стандартные разговорные слова

3)Нейтральные слова
Нелитературная лексика :
1) профессионализмы, 2) вульгаризмы, 3) жаргонизмы, 4) лексика неформальных молодежных объединений и молодежной среды, часто именуемая сленгом.

Лексика

Литературная лексика:   1)Книжные слова  2)Стандартные разговорные слова  3)Нейтральные словаНелитературная лексика :  1)

Слайд 4Профессионализмы-слова, используемые группами людей, объединенных определенной профессией.
Например: выражение убрать хвост на

языке газетчиков означает требование сократить материал на газетной странице.
Вульгаризмы – это грубые, просторечные слова, обычно не употребляемые образованными людьми.
Например: морду-то подними от тарелки.
Жаргонизмы - это слова, используемые определенными группами людей, которые имеют не для всех понятный смысл.
Например: ботать по фене – говорить на воровском языке.

Нелитературная лексика

Профессионализмы-слова, используемые группами людей, объединенных определенной профессией.Например: выражение убрать хвост на языке газетчиков означает требование сократить материал

Слайд 5 Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении

отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Сленг – разновидность нелитературной речи.

Что такое сленг?

Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей

Слайд 6Виды сленга

Виды сленга

Слайд 7Школьникам не хватает литературного запаса, чтобы выразить свои мысли.
Стремление разнообразить речь.


Самовыражение, нежелание следовать правилам.
Подростки не хотят, чтобы их понимали взрослые.


Причины использования
сленга школьниками

Школьникам не хватает литературного запаса, чтобы выразить свои мысли.Стремление разнообразить речь. Самовыражение, нежелание следовать правилам.Подростки не хотят,

Слайд 8 Сленг – это фольклор и, следовательно, письменно специально

не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания. Школьный сленг 19 века дошёл до нас разве что только отдельными словами, например: свистульки – так еще с петровских времен называли розги для школяров. О сленге начала 19 века вообще мало что известно. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина? И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов? Мы этого уже никогда не узнаем.

Школьный сленг
в XIX и XX веках

Сленг – это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге

Слайд 9 Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу

пришли дети разночинцев.
Словарик: отправляться на кондиции – заниматься репетиторством
пробовать крупного гороху – быть наказанным
отправлять за ворота – исключать из училища
майские – розги
титулка – аттестат
гляделы – глаза
лупетка – лицо


Когда появился сленг?

Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. Словарик: отправляться на

Слайд 10«– Господа, это подло, наконец! – Что такое? – Кто взял горбушку? – С

кашей? – отвечали ему насмешливо. – Стибрили? – Сбондили? – Сляпсили? – Сперли? – Лафа, брат». Все эти слова в переводе с бурсацкого на обычный язык означали: украли, а лафа – лихо. «Очерки бурсы» Н.Помяловский.

Пример сленгового
разговора 19 века

«– Господа, это подло, наконец! – Что такое? – Кто взял горбушку? – С кашей? – отвечали

Слайд 11Словарик сленга воспитанниц пансиона благородных девиц:
синявки – классные дамы, которые носили

синие платья
силюльки – маленькие комнатки для музыкальных упражнений
сливки и парфетки – лучшие ученицы
мовешки - худшие по поведению
пингвин – туалет
макать – поздороваться



80 годы 19 века

Словарик сленга воспитанниц пансиона благородных девиц:синявки – классные дамы, которые носили синие платьясилюльки – маленькие комнатки для

Слайд 12Словарик:
кишонок – первоклассник
выпустил пар – растерялся
подавать – подсказывать на уроке

90 годы

19века
Словарик:кишонок – первоклассниквыпустил пар – растерялсяподавать – подсказывать на уроке90 годы 19века

Слайд 13Словарик беспризорников:
тискать – воровать
накатить – пожаловаться
навешать крендель – подраться
лепить горбатого -

притворяться
стоять на стрёме – сторожить
шамовка – еда

Октябрьская революция
и Гражданская война

Словарик беспризорников:тискать – вороватьнакатить – пожаловатьсянавешать крендель – подратьсялепить горбатого - притворятьсястоять на стрёме – сторожитьшамовка –

Слайд 14Словарик:
полундра – сигнал об опасности
кодла –компания
котлы – часы
корочки – ботинки
тырить –

воровать
шухер – сторожевой пост


1947-1957

Словарик:полундра – сигнал об опасностикодла –компаниякотлы – часыкорочки – ботинкитырить – вороватьшухер – сторожевой пост1947-1957

Слайд 15 Новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике:
обломиться – достаться

случайно, по блату.
отстой – плохо, неудачно; клёвый – хороший, веселый.
в лом – лень, неохота что-либо делать; перец – парень мужчина.
Новые переносные значения технических терминов :
мобила (от мобильный) – телефон, связь; глюк – ошибка

Современный школьный сленг.
Источники пополнения

Новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике:обломиться – достаться случайно, по блату.отстой – плохо, неудачно;

Слайд 16Слова, образованные от иностранных слов:
флэт (от англ. flat) – дом


голдовый (от англ. gold) – любое изделие из золота
фазер (от англ. father) – отец
Слова, заимствованные из воровской лексики :
крыша – защита
шухер – опасность
тусовка – сборище людей

Современный школьный сленг.
Источники пополнения

Слова, образованные от иностранных слов: флэт (от англ. flat) – дом голдовый (от англ. gold) – любое

Слайд 17Выявить сленговые слова, употребляемые учащимися нашей школы
Составить словарь
Распределить их в

группы по наименованию
Выяснить причины употребления сленговых слов

Цель исследования

Выявить сленговые слова, употребляемые учащимися нашей школыСоставить словарь Распределить их в группы по наименованиюВыяснить причины употребления сленговых

Слайд 18Наблюдения
Анкетирования
Логического анализа
Статистической обработки данных
Методы исследования

НаблюденияАнкетированияЛогического анализаСтатистической обработки данныхМетоды исследования

Слайд 19Учебные предметы: матика, физ-ра, общество
Школьные оценки: параша, тройбан
Школьные помещения: тубзик, столовка
Работники

школы: училка
Виды учебной деятельности: домашка, сэма, контра
Виды чувств: жесть
Техника: мобила, видак
Названия денег: баксы, зелень
Отдых: дискач, туса

Исследование речи учащихся
нашей школы
на предмет использования сленга

Учебные предметы: матика, физ-ра, обществоШкольные оценки: параша, тройбанШкольные помещения: тубзик, столовкаРаботники школы: училкаВиды учебной деятельности: домашка, сэма,

Слайд 20Правило первое: начать с себя и перестать употреблять сленг.
Правило второе:

желание достойной среды несовместимо с недостойным словом.
Правило третье: сквернословие – не способ расслабления.
Правило четвёртое: всемерное противостояние сквернословию.
Правило пятое: научиться просить прощения, если что-то сорвалось с языка.

Как сберечь родной язык
и стать культурным
человеком

Правило первое: начать с себя и перестать употреблять сленг. Правило второе: желание достойной среды несовместимо с недостойным

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть