Слайд 1Подготовка к сжатому изложению (задание 1 ОГЭ)
Урок развития речи
в 8
классе
Слайд 2Цели урока:
Формировать навыки обработки и сжатия текста;
Совершенствовать умение создавать собственный текст;
Формировать
умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Слайд 3Зачем нам это нужно?
Умение кратко и лаконично говорить очень важно в
современной жизни. В каких ситуациях может это потребоваться?
Это, например, обзор новых книг, вышедших из печати, или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и русского языка вы научились выделять самое главное в текстах, именно эти умения помогут вам в написании сжатого изложения в 9 классе на экзамене в форме ГИА..
Как вы понимаете, что значит пересказать текст подробно, сжато?
Слайд 4Повторим теорию
Подробно – это близко к тексту.
Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме).
Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (не нужные на наш взгляд подробности) или обобщим отдельные факты, действия.
Какими способами можно сжать информацию?
Слайд 51. Исключение
• вводных слов;
• однородных членов предложения;
• повторов;
• однотипных примеров;
• риторических
вопросов и восклицаний;
• цитат;
• деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
• пояснений;
• рассуждений;
• описаний;
• слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Слайд 62. Обобщение или объединение
• ряда предложений, связанных одной мыслью;
• частей предложений;
•
конкретных, единичных фактов, событий, явлений;
• ряда предложений, связанных одной мыслью;
• частей предложений;
• конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
3. Замена
• однородных членов обобщающим словом;
• сложного предложения – простым;
• части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
• прямой речи – косвенной;
• части текста одним предложением;
• части предложения местоимением и т.д.
Слайд 7Памятка «Как работать над сжатым изложением».
Работа в парах: восстановите порядок действий.
Прочитать
текст, определить его тему и главную мысль (идею текста).
Определить стиль и тип речи.
Выделить в тексте все части-абзацы (определить микротемы), отметить их количество.
Составить план (можно цитатный) сжатого изложения.
В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.
Применить один из приёмов компрессии (сжатия) текста: замена, обобщение, исключение в каждой микротеме.
Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.
Объём изложения должен быть не менее 70 слов (идеал – 85).
Слайд 8Исходный текст
Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до
конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей - самых близких, самых нужных.В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной. Чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. Храните молодость до самой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
(По Д.С. Лихачёву)
Слайд 91. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (идею текста).
Тема – дружба;
основная мысль – настоящая дружба начинается с детства.
Слайд 102.Определить стиль и тип речи.
Это текст публицистического стиля (обращение к
публике, к читателю)
Тип речи - повествование с элементом рассуждения.
Слайд 11Выделить в тексте все части-абзацы (определить микротемы), отметить их количество.
Слайд 12Текст, поделённый на абзацы
Я помню, что у моей мамы самыми лучшими
подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей - самых близких, самых нужных.
В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной. Чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.
Храните молодость до самой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
(По Д.С. Лихачёву)
Слайд 134. Микротемы (план)
1. В молодости формируется круг настоящих друзей
2. Правильно выбранные
друзья помогут человеку перенести горе и радость
3. Состояние молодости надо сохранять в себе всю жизнь
Слайд 145. Работа
над ключевыми словами 1-го абзаца
Я помню, что у моей
мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей - самых близких, самых нужных. (51 сл.)
Слайд 15Вариант сжатия 1-го абзаца
У моих родителей лучшими друзьями оказались те, кто
был друзьями молодости. Во взрослой жизни приобрести их оказалось труднее. Ведь в молодости формируется характер человека, а значит, и круг лучших, самых близких друзей. (32 сл.)
Слайд 16Работа
над ключевыми словами 2-го абзаца
В молодости формируется вся жизнь человека,
и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной. Чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. (51 сл.)
Слайд 17Вариант сжатия 2-го абзаца
Если в молодости человек правильно выберет друзей, то
ему будет легче жить, перенося горе и радость. Ведь радость надо уметь переносить так, чтобы она сделала человека счастливым, не испортила его, а дала душевное богатство. (34 сл.)
Слайд 18Работа
над ключевыми словами 3-го абзаца
Храните молодость до глубокой старости. Храните
молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире. (47 сл.)
Слайд 19Вариант сжатия 3-го абзаца
Надо хранить молодость до самой старости в своих
друзьях, в своих привычках и в открытости людям. Не стоит думать, что, став взрослым, будешь жить в другом мире. (27 сл.)
Слайд 20Вариант сжатого изложения
У моих родителей лучшими друзьями оказались те, кто был
друзьями молодости. Во взрослой жизни приобрести их оказалось труднее. Ведь в молодости формируется характер человека, а значит, и круг лучших, самых близких друзей.
Если в молодости человек правильно выберет друзей, то ему будет легче жить, перенося горе и радость. Ведь радость надо уметь переносить так, чтобы она сделала человека счастливым, не испортила его, а дала душевное богатство.
Надо хранить молодость до самой старости в своих друзьях, в своих привычках и в открытости людям. Не стоит думать, что, став взрослым, будешь жить в другом мире.