Слайд 1План урока
Сначала мы вспомним, что такое причастие.
Затем мы будем изучать новую
тему.
Потом – будем выполнять задания.
Слайд 2Блиц- опрос
Что такое причастие?
Что обозначает причастие?
Какие бывают причастия?
Морфологические признаки каких частей
речи имеет причастие?
Назовите признаки прилагательного у причастия.
Какие признаки глагола имеет причастие.
Что такое причастный оборот?
Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?
Слайд 3Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?
Выделяется независимо от места в предложении
Если
стоит перед определяемым словом
Если стоит после определяемого слова
Слайд 4Проверьте!
Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова
Слайд 5
Причастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по
действию, бывает действительным и страдательным. Имеет морфологические признаки глагола и прилагательного. В предложении выполняет роль определения и реже – сказуемого.
Слайд 6Задание
Распределите по группам действительные причастия настоящего времени.
сражающийся взвод
трепещущий листок
любящая мать
значащийся
по списку ученик
клеящие игрушку дети
прячущийся ребёнок
хлещущие брызги,
слышащийся голос
Слайд 8Вывод:
Действительные причастия __________ образуются с помощью суффиксов __________, если глагол ______
спряжения, с помощью суффиксов __________, если глагол ________ спряжения.
Слайд 9Вывод:
Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов –ущ-(-ющ-), если глагол
I спряжения, с помощью суффиксов –ащ-(-ящ-), если глагол II спряжения.
Слайд 10Тема урока:
Действительные причастия прошедшего времени
Слайд 11Цель урока:
Изучить действительные причастия прошедшего времени.
Слайд 12Алгоритм образования действительных причастий прошедшего времени:
Образуются от переходных и непереходных глаголов.
Образуются
от глаголов совершенного и несовершенного вида.
От основы глагола прошедшего времени и неопределенной формы глагола.
С помощью суффиксов –вш- и –ш-.
Слайд 13Запомните!
Суффикс –вш- присоединяется к основам глаголов, которые оканчиваются на гласную, а
суффикс –ш- присоединяется к основам глаголов, которые заканчиваются на согласную.
Например:
Засеять - засеявший, нести - нёсший
Слайд 14Задание
Образуйте действительные причастия прошедшего времени от глаголов
Упр. 111
Вопрос:
Какие из причастий
можно использовать при описании лица человека?
Задания:
Составьте словосочетание с причастием улыбавшийся.
Составьте предложение.
Слайд 15Задание
Прочитайте текст, определите основную мысль, тип и стиль речи.
Слово –
звезда.
В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, закончившее свой путь, слетев с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит ещё тысячу лет.
Человека того нет, а слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
(М. Пришвин)
Слайд 16Рефлексия
Продолжите предложение:
Сегодня на уроке …
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно.
Особенно
понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Слайд 17
Оцените свою работу на уроке.
- Я предполагаю…
- На мой взгляд …
-
По моему мнению …
- Я не уверен, но …
- Я сомневаюсь, но …
- Мне кажется …