Презентация, доклад по русскому языку Однозначные и многозначные слова (5 класс)

Содержание

Понаблюдаем!щар, скум, крыч? шар   Слово - это группа звуков, которые имеют значение и существуют в речи как самостоятельные единицы. Слова ли это? Почему?

Слайд 1Девятое ноября.

Классная работа.
Автор: Кокорина Л. Н., учитель русского языка МОУ «Еловская

СОШ» Пермского края
Девятое ноября.Классная работа.Автор: Кокорина Л. Н., учитель русского языка МОУ «Еловская СОШ» Пермского края

Слайд 2Понаблюдаем!

щар, скум, крыч?
шар
 
 Слово - это группа звуков, которые имеют

значение и существуют в речи как самостоятельные единицы.

Слова ли это? Почему?

Понаблюдаем!щар, скум, крыч?  шар   Слово - это группа звуков, которые имеют значение и существуют в речи

Слайд 3leksis



sintaksis



gonetika


словарный состав языка
раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений.
раздел языкознания,

изучающий звуки речи

Перед вами 3 греческих слова, выберите то, которое в переводе с греческого обозначает слово?

leksissintaksisgonetikaсловарный состав языкараздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений. раздел языкознания, изучающий звуки речи Перед вами 3

Слайд 4М. Горький советовал: «Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон».

М. Горький советовал: «Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон».

Слайд 5А что такое лексикон?
Словарный запас человека
Как вы думаете, а где

хранятся слова?

В словаре

А что такое лексикон? Словарный запас человекаКак вы думаете, а где хранятся слова?В словаре

Слайд 6Например, в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова 70 000 слов, в

17-томном «Словаре современного русского языка» - более 120 000 слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.
Например, в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова 70 000 слов, в 17-томном «Словаре современного русского языка» -

Слайд 7Друг - м.р., ед.ч., 2 скл.
Друг, подруга - человек, с которым

дружишь.

Вспомните, при помощи каких способов можно определить лексическое значение слова ?

Друг - м.р., ед.ч., 2 скл.Друг, подруга - человек, с которым дружишь. Вспомните, при помощи каких способов

Слайд 8Учебная задача:
1. Выяснить, сколько значений может иметь слово.
2. Научиться работать со

словарем.
Учебная задача:  1. Выяснить, сколько значений может иметь слово.  2. Научиться работать со словарем.

Слайд 9Диалог
Золотой
разговор между двумя или несколькими лицами
Сделанный, изготовленный из золота. Золотое кольцо
Цвета

золота. Золотая осень
Перен. Счастливый. Золотая пора
Перен. Дорогой, любимый. Золотой мой

Обратимся к толковому словарю в учебнике с.308. Понаблюдаем.

Найдите слова диалог и золотой. Обратите внимание на словарные статьи.
Чем они отличаются? 

ДиалогЗолотойразговор между двумя или несколькими лицамиСделанный, изготовленный из золота. Золотое кольцоЦвета золота. Золотая осеньПерен. Счастливый. Золотая пораПерен.

Слайд 10Тема урока:
Однозначные и многозначные слова.
 

Тема урока:Однозначные и многозначные слова. 

Слайд 11Слова
однозначные
многозначные
Имеют одно лексическое значение
Имеют несколько лексических значений

СловаоднозначныемногозначныеИмеют одно лексическое значениеИмеют несколько лексических значений

Слайд 12Отгадайте загадку, спишите текст и напишите отгадку:


Они обычно для шитья;
И у

ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются…



иголки

Отгадайте загадку, спишите текст и напишите отгадку:Они обычно для шитья;И у ежа их видел я;Бывают на сосне,

Слайд 13кнопка
однозначное?
многозначное?

кнопкаоднозначное?многозначное?

Слайд 14Лучами красит солнышко стальное полотно.
Без устали, без устали смотрю, смотрю в

окно.

железнодорожное полотно

Полотно ?

ткань

Лучами красит солнышко стальное полотно.Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно. железнодорожное полотноПолотно ?ткань

Слайд 15То, что можно сложить в неравном бою.
То, что может работать хорошо

или плохо при решении задачи.

То, что мы называем началом колонны.

Единица счета скота.

голова

Отгадайте слово:

То, что можно сложить в неравном бою.То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.То, что

Слайд 16Ответьте на вопросы- шутки и объясните, на каком языковом явлении они

построены.
 
Ответьте на вопросы- шутки и объясните, на каком языковом явлении они построены. 

Слайд 17Какой кистью нельзя рисовать?

Какой кистью нельзя рисовать?

Слайд 18Какую шляпку нельзя надеть на голову?

Какую шляпку нельзя надеть на голову?

Слайд 19Какой ручкой нельзя писать?

Какой ручкой нельзя писать?

Слайд 20Какой корень не находится в земле?

Какой корень не находится в земле?

Слайд 21Попугай предложил Слоненку, чтобы они напали на след, но Слоненок испугался,

потому что знал: когда нападают, получается драка.

Знал ли слоненок
многозначные слова?
Какое многозначное слово он
не понял?

Попугай предложил Слоненку, чтобы они напали на след, но Слоненок испугался, потому что знал: когда нападают, получается

Слайд 22 Жили - были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над

землей. Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать. Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку. И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали о том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд.

Выразительно прочитайте текст.

Жили - были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей. 	Все они были похожи друг

Слайд 23Ответьте на вопросы:

1.О чем этот текст?
2. Какую мысль хотел донести до

нас автор?

3. Найдите во 2 предложении многозначное слово
Ответьте на вопросы:1.О чем этот текст? 2. Какую мысль хотел донести до нас автор?3. Найдите во 2

Слайд 24Земля
1. Третья от Солнца планета.
2. Твердая поверхность нашей
планеты, суша.
3. Почва-

рыхлое вещество

4. Страна, государство

Земля1. Третья от Солнца планета.2. Твердая поверхность нашей планеты, суша.3. Почва- рыхлое вещество4. Страна, государство

Слайд 25Стая
В прямом или переносном значении употреблено слово в данном тексте?

СтаяВ прямом или переносном значении употреблено слово в данном тексте?

Слайд 26Слова
однозначные
многозначные
Имеют одно лексическое значение
Имеют несколько лексических значений
Подведем итоги

СловаоднозначныемногозначныеИмеют одно лексическое значениеИмеют несколько лексических значенийПодведем итоги

Слайд 27Учебная задача:
1. Выяснить, сколько значений может иметь слово.
2. Научиться работать со

словарем.
Учебная задача:  1. Выяснить, сколько значений может иметь слово.  2. Научиться работать со словарем.

Слайд 28Рефлексия:


Я на уроке научился…
Мне понравилось…


Я могу…
Рефлексия: Я на уроке научился…   Мне понравилось…    Я могу…

Слайд 29Домашнее задание:

УПР. 253

Домашнее задание: УПР. 253

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть