Слайд 1Правописание - н — нн- в прилагательных, образованных от существительных
Глухова Марина
Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край
Слайд 2Цели:
образовательная: закрепить знания по выбору одной и двух букв н в
прилагательных, формировать навык работы с текстом;
развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов (памяти, внимания, воображения);
воспитательная: способствовать воспитанию внимательного отношения к родному слову.
Слайд 4Самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью
поддержания навигации в замерзающих бассейнах.
Слайд 6Спортивный инвентарь, применяемый альпинистами и горными туристами для передвижения по ледовым,
снежным и осыпным склонам, организации страховки и самостраховки на этих видах рельефа.
Слайд 8Рабочий, чьей задачей является рубка деревьев и их подготовка к транспортировке.
Слайд 12Устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней
топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями.
Слайд 14Воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере
Слайд 16Средство передвижения, приводимое в движение путём отталкивания ногой от земли в
положении стоя.
Слайд 20Прилагательные
Отыменные-
прилагательные, образованные от
имен существительных
Отглагольные –
Прилагательные, образованные
от глаголов.
Слайд 22Как правило, отыменные прилагательные являются относительными прилагательными и не имеют краткой
формы.
Слайд 23Н в отыменных прилагательных пишется тогда, когда слово образовано с помощью
суффиксов -н-, -ан- (-ян-), -ин- (глиняный (глина), журавлиный (журавль), берестяной (береста)). Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.
Слайд 24НН в отыменных прилагательных пишется в случаях, когда слово образовано с
помощью суффиксов -онн- (-енн-) (соломенный (солома), клюквенный (клюква), операционный (операция)). Исключение: ветреный (но безветренный).
Различайте:
ветреный (в значении «с ветром»: ветреный день, в значении «легкомысленный»: ветреный человек);
ветряной (в значении «приводимый в движение ветром»: ветряная мельница).
Слайд 25НН употребляется в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных
с основой на -н- (конный (конь), весенний (весна), лунный (луна)).
Слайд 26НН пишется в отыменных прилагательных, образованных от разносклоняемых существительных на -мя-
(временный (время), знаменный (знамя), теменной (темя)).
Слайд 27Запомни!
Суффиксы отглагольных прилагательных, кроме исключений на «ованный» и «ёванный», пишутся
с одной буквой «н».
Слайд 28Запишите, объясняя орфограммы.
С деревя..ых подмостков петуши..ым голосом кричал клоун. (Ю.Ол.) В
руках мальчика был скользкий, замшелый глиня..ый сосуд необычайной формы. (Л.Лаг.) Сколько на земле растет всякой травя..ой еды! (Ю.Аф.) Кучи сора и тряпок лежали на полу, в углу стоял деревя..ый остов кровати. (Купр.) Из гости..ой чернелись проталины на горе. (Акс.) Вдруг налетела буря, и воздух превратился в белую водя..ую пыль. (Акс.) В реках с песча..ым дном вода посветлела и стал виден зеле..ый мох. (Акс). Птица улетела, а снег всё сыпался, как стекля..ый дождь. (Пауст.)
Слайд 29 Распределите предложения по группам 1) с орфограммой в словах с
основой на н и суффиксом -н-2) с -онн-, -енн- 3) –ан-, -ян, -ин-
1.Ни облака на туман..ом беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. (Акс.) 2.К ногам графа большой серебрян..ый таз поставят с водой. (Тург.) 3.Разыгрался пустын..ый ветер на приволье. (Акс.) 4.Несмотря на весен..юю свежесть, все люди были босиком. (Акс.) 5.На правом берегу офицер в парусин..овой рубахе гаркнул: "Прекратить стрельбу!". (Шол.) 6.Долгий осен..ий закат догорел. (Купр.) 7.Они прошли в дом через большую камен..ую террасу. (Купр.) 8.В округ приезжал областной продовольствен..ый комиссар. (Шол.) 9.Утрен..ие морозные туманы держатся в низовьях. (Ю.Аф.) 10Тут была обстановка простая, и пахло ржан..ым хлебом. (Чех.)11.И наши прогулки, в которых я провожу их по необыкновен..ым местам и оврагам, бывают очень приятны. (Л.Толст.) 12.Мальчик носит овчин..ый полушубок. (Ю.Аф.) 13.К горизонту шли медлен..ые снеговые тучи. (Акс.) 14.Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось землян..ое укрепление. (А.Пуш.)
Слайд 30«О чём так говорят?»
Растения, которые собирают для приготовления лекарств
Шкаф для одежды
Почта,
осуществляемая с помощью голубей
Цветы не натуральные, выполненные наподобие подлинных, живых
Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед
Охота, которая ведётся с помощью ловчих ястребов
Мельница, работающая с помощью силы ветра (ветряная)
себя!
Лекарственные
платяной
Голубиная
Искусственные
Обеденное
Ястребиная
ветряная
Слайд 32Образуйте от существительных прилагательные при помощи суффиксов с одним или двумя
н:
Образец: лёд — ледяной, утро — утренний.
Глина, серебро, дерево, ветер, песок, торф, сокол, листва, стекло, шерсть, олово, платье, рожь, голубь, муравей, просо, камень, лён, жизнь, трава, болезнь, станция, бритва, ревизия.
Слайд 33Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте
в словах ударения.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.
Слайд 34 Домашнее задание
1
группа - составить текст, используя отыменные прилагательные.
2 группа – составить словосочетания с отыменными прилагательными.