Презентация, доклад по русскому языку Наречие как часть речи

Содержание

Задачи занятия:• иметь понятие о наречии как о части речи;• знать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;• уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.•

Слайд 1НАРЕЧИЯ

НАРЕЧИЯ

Слайд 2Задачи занятия:
• иметь понятие о наречии как о части речи;
• знать

общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
• уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.


Задачи занятия:• иметь понятие о наречии как о части речи;• знать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую

Слайд 3Конкурс «Бегунок»
Распределите слова по группам:
Фольклор, музыка, музыкальный, творчество, справедливо, пришло, казахская,

ярко, живут, танцевальная, глубоко, назовут.
Конкурс «Бегунок»Распределите слова по группам:Фольклор, музыка, музыкальный, творчество, справедливо, пришло, казахская, ярко, живут, танцевальная, глубоко, назовут.

Слайд 4
Положа руку на сердце честно
У черта на куличках далеко
Рукой подать близко
Как в аптеке точно
Черным по

белому ясно
Битый час долго
Бок о бок рядом
На вес золота дорого
Душа в душу дружно
Положа руку на сердце	честноУ черта на куличках	далекоРукой подать	близкоКак в аптеке	точноЧерным по белому	ясноБитый час  	долгоБок о бок	рядомНа

Слайд 5Проверь себя
Положа руку на сердце
У черта на куличках
Рукой подать
Как в аптеке
Черным

по белому
Битый час
Бок о бок
На вес золота
Душа в душу

Проверь себяПоложа руку на сердце	У черта на куличках	Рукой подать	Как в аптеке	Черным по белому	Битый час  	Бок о

Слайд 6
Словарная работа.
Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
1) Наречие –

совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).
2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).
Словарная работа. Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих

Слайд 7Что такое наречие?
1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает

признак действия, или признак другого признака.
2. В предложении наречие обычно является обстоятельством, и отвечает на вопросы Как? Каким образом? В какой степени? В какой мере? Где? Куда? Откуда? Когда? Почему? Зачем?
Что такое наречие?1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, или признак другого признака.2.

Слайд 83. Чаще всего наречие относится к глаголу, реже к прилагательному, причастию,

деепричастию, другому наречию.
Наречия - неизменяемая часть речи: оно не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. Поэтому у наречий нет и не может быть окончания.
Неизменяемость-главный морфологический признак наречия.

3. Чаще всего наречие относится к глаголу, реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию. Наречия - неизменяемая

Слайд 9
Наречие
Изречение
Речистый
РЕЧЬ
Нарекать

НаречиеИзречениеРечистыйРЕЧЬНарекать

Слайд 10Наречие

Самостоятельная
часть речи
Сочетаются с глаголами,
прилагательными,
наречиями,
реже – с существительными.

Не изменяются
Обстоятельства,
реже-определения

и
сказуемые.

?
Где? Куда? Когда? Откуда?
Зачем? Почему?
Как?

НаречиеСамостоятельная часть речиСочетаются с глаголами,прилагательными, наречиями, реже – с существительными.Не изменяютсяОбстоятельства,реже-определения и сказуемые. ?Где? Куда? Когда? Откуда?Зачем?

Слайд 11Наречие обозначает

Наречие обозначает

Слайд 12Морфологические признаки наречия

Морфологические признаки наречия

Слайд 13
«Разминка».

Замените одним словом (наречием) каждое из предложенных определений.

1 к. По

собственному желанию, без принуждения
2 к. Каждый день.
3 к. Честно, старательно выполняя свои обязанности.

1 к. Перебивая друг друга.
2 к. Всеми участвовавшими в голосовании.
3 к. С большим количеством грамматических ошибок.

1 к. Скрытно, незаметно для других.
2 к. Совместно с другими.
3 к. С полным желанием.

1 к. Не доверяя, не веря.
2 к. Перегоняя друг друга.
3 к. Пересекая кому-нибудь путь.

1 к. Из-под насупленных бровей.
2 к. Не часто, время от времени.
3 к. Очень быстро, за короткое время.
«Разминка».Замените одним словом (наречием) каждое из предложенных определений.1 к. По собственному желанию, без принуждения 2 к.

Слайд 14
«Разминка».


1 к. По собственному желанию, без принуждения (добровольно).
2 к.

Каждый день (ежедневно).
3 к. Честно, старательно выполняя свои обязанности (добросовестно).

1 к. Перебивая друг друга (наперебой).
2 к. Всеми участвовавшими в голосовании (единогласно).
3 к. С большим количеством грамматических ошибок (безграмотно).

1 к. Скрытно, незаметно для других (украдкой).
2 к. Совместно с другими (сообща).
3 к. С полным желанием (охотно).

1 к. Не доверяя, не веря (недоверчиво).
2 к. Перегоняя друг друга (наперегонки).
3 к. Пересекая кому-нибудь путь (наперерез).

1 к. Из-под насупленных бровей (исподлобья).
2 к. Не часто, время от времени (изредка).
3 к. Очень быстро, за короткое время (мгновенно).
«Разминка».1 к. По собственному желанию, без принуждения (добровольно). 2 к. Каждый день (ежедневно). 3 к. Честно,

Слайд 15
Конкурс «Сообразительные».

Заполнить таблицу по горизонтали наречиями разных смысловых групп.
С
О
О
Б
Р
А
З
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Е

Конкурс «Сообразительные».Заполнить таблицу по горизонтали наречиями разных смысловых групп. С	О	О	Б	Р	А	З	И	Т	Е	Л	Ь	Н	Ы	Е

Слайд 16«Какой из двух?»


Выбрать из скобок подходящее по смыслу слово.

Чехов (некогда, никогда)

не был равнодушным и безыдейным художником. (Негде, нигде) так благородно не работал Тургенев, как в Спасском. Кто (некуда, никуда) не стремиться, ничего не добьётся. В 5 пещерах (некогда, никогда) жили наши предки – древние люди.
«Какой из двух?» Выбрать из скобок подходящее по смыслу слово.Чехов (некогда, никогда) не был равнодушным и безыдейным

Слайд 17«Грамматическая эстафета».


На месте пропусков в наречиях вставить н или нн.


взволнова..о неожида..о
присталь..о беспомощ..о
принужде..о искусстве..о
испуга..о идеаль..о
интерес..о необдума..о
«Грамматическая эстафета». На месте пропусков в наречиях вставить н или нн. взволнова..о 	неожида..опристаль..о	беспомощ..опринужде..о	искусстве..оиспуга..о

Слайд 18Укажи в данных предложениях наречия и те слова, к которым они

относятся

Яблоко от яблони недалеко падает.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Хвали утро вечером.
Петух поневоле запоет, коли говорить не умеет.
Лицо его имело весьма приятное выражение.
Не затем руки даны, чтобы даром болтаться.

Укажи в данных предложениях наречия и те слова, к которым они относятсяЯблоко от яблони недалеко падает.За край

Слайд 19Проверочная работа (найти наречия)
Завистливое око видит широко.
Если счастье убегает, то обратно

не вернется.
Ближняя собака скорее укусит.
Не осуждай никого сгоряча, в том числе и себя.
Я затем сюда и приехал.
Утром на Волге бродил легкий туман.
Она была слишком неповоротлива.
Проверочная работа (найти наречия)Завистливое око видит широко.Если счастье убегает, то обратно не вернется.Ближняя собака скорее укусит.Не осуждай

Слайд 20
Задание. Если вы спишете текст, вставляя пропущенные буквы, то узнаете, как

наречие поплатилось за свою жадность.
Д_вным-д_вно части речи р_шили нав_сти порядок в своих г_р_дах и пр_гл_сили на помощ_ мудрую в_лшебницу М_рфологию. Чтобы р_бята не путали их, М_рфология пр_дл_жила каждой части речи выбрать в_просы, которые более всего ей подход_т. Сущ_ствительное сразу выбрало самые к_роткие в_просы кто? и что? Прилагательное вежл_во п_пр_сило в_просы какой? и чей?, гл_гол – что делать? и что сделать? Каждая часть речи радос_но н_сла д_мой свои в_просы, кр_сиво п_сала их на св_ем д_мике, зн_комила с ними всех, кого встр_чала. Н_речие же поздно спохватилось и, запых_вшись, пр_бежало п_следним. Оно жадно переб_рало в_просы как?, когда?, где?, зачем? и другие и, как ни ст_ралось, не м_гло выбрать самый по_ходящий. Тогда М_рфология о_дала ему все в_просы, которые еще остались. Вот и расплач_вается теперь Н_речие за оп_здание и жадность.

Задание. Если вы спишете текст, вставляя пропущенные буквы, то узнаете, как наречие поплатилось за свою жадность.Д_вным-д_вно части

Слайд 21Степени сравнения наречий
1.Хотя наречия-неизменяемые слова, но одно исключение есть.

Наречия образа действия на –о (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную. Например: красиво танцевать-начальная форма;
танцевать красивее(более красиво)-сравнительная степень. Таким образом, наречия образа действия на –о, образованные от качественных имен прилагательных, изменяются по степеням сравнения.
Степени сравнения наречий  1.Хотя наречия-неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на  –о

Слайд 222.Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко

летать – более высоко летать (выше летать).
Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени: простую и составную.
Простая форма образуется с помощью следующих суффиксов:-ее(-ей),-е,-ше.
Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания начальной формы наречия со словами более(менее).
2.Сравнительная степень наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака: высоко летать – более высоко летать (выше

Слайд 233. Превосходная степень сравнения наречий имеет только составную форму: наречие в

сравнительной степени + слова всех, всего.
Простые формы этой степени сравнения наречий с суффиксами –ейше, -айше встречаются крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше прошу, нижайше кланяюсь и т.д
3. Превосходная степень сравнения наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего.

Слайд 24Спортсмен под номером 33 бежит быстрее, чем спортсмен под номером 26.



Птица

может взлететь выше любого небоскрёба.
Спортсмен под номером 33 бежит быстрее,  чем спортсмен под номером 26.Птица может взлететь выше любого небоскрёба.

Слайд 25Играть легче, чем учиться.


Играть легче, чем учиться.

Слайд 26Хамелеону легче всех прятаться от хищников.


Хамелеону легче всех прятаться от хищников.

Слайд 27Спортсмен из Ямайки бежит быстрее всех.


Спортсменка Елена Исинбаева снова прыгнула выше

всех.
Спортсмен из Ямайки бежит быстрее всех.Спортсменка Елена Исинбаева снова прыгнула выше всех.

Слайд 28Степени сравнения наречий

Степени сравнения наречий

Слайд 29Смысловые группы наречий
Наречия
Обстоятельственные
Определительные
Время
Мера и степень
Причина
Место
Образ

действия

Цель

Качество

Способ действия

Смысловые группы наречийНаречия Обстоятельственные Определительные Время Мера и степеньПричина Место Образ действияЦель Качество Способ действия

Слайд 30Смысловые группы наречий
Образ действия:
Как? Шел пешком
Каким образом?

Танцевал вприсядку
Время
Когда? Вышли засветло
С каких пор? Повелось издавна
До каких пор? Простились до завтра
Смысловые группы наречийОбраз действия:Как? Шел пешкомКаким образом?      Танцевал вприсядкуВремяКогда? Вышли засветлоС каких

Слайд 31Смысловые группы наречий
Место:
Где? Посмотреть вокруг
Куда? Двигались вперед
Откуда? Вернулись издалека
Причина:
Почему?

Обидеть сгоряча
Цель:
Зачем? Разорвать назло
Смысловые группы наречийМесто:Где? Посмотреть вокруг Куда? Двигались вперед Откуда? Вернулись издалекаПричина:Почему? Обидеть сгорячаЦель:Зачем?  Разорвать назло

Слайд 32Синтаксическая работа
Запишите предложение. Сложное оно или простое?

Там,

где есть герои, земля цветет. (Пословица)

Как вы понимаете смысл высказывания?
Назовите простые предложения, входящие в состав.
Составьте аналогичные предложения с наречиями туда, оттуда.
Синтаксическая работаЗапишите предложение. Сложное оно или простое?    Там, где есть герои, земля цветет.

Слайд 33 Был полдень ____________ палило
солнце. На горизонте

появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться_______заметались птицы.

?

Был полдень ____________ палило  солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась

Слайд 34 Был полдень, беспощадно палило
солнце. На

горизонте появилась черная туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка Испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться, беспорядочно заметались птицы.

?

Был полдень, беспощадно палило  солнце. На горизонте появилась черная туча, которая медленно

Слайд 35План морфологического разбора наречий.
Общее грамматическое значение(обозначает признак действия или признак другого

признака).
Начальная форма, если наречие в сравнительной или превосходной степени.
Разряд по значению.
Степени сравнения, если есть
Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
План морфологического разбора наречий.Общее грамматическое значение(обозначает признак действия или признак другого признака).Начальная форма, если наречие в сравнительной

Слайд 36Домашнее задание
Сочинение – рассуждение «Для чего мы живем?»

Домашнее заданиеСочинение – рассуждение «Для чего мы живем?»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть