Презентация, доклад по русскому языку на тему Средства художественной изобразительности. 10-11 классы.

Содержание

ГиперболаПреувеличение свойств явления или предмета, количественное усиление признака.Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках.(С.А.Есенин).В сто сорок солнц закат сиял.(В.В.Маяковский).Я тебя сто лет не видел.Так вкруг него непоправимо тихо,Что слышно, как растёт трава.(А.А.Ахматова).

Слайд 1Средства художественной изобразительности
Тропы –
обобщённое название стилистического приёма, состоящего в употреблении слова

в переносном значении с целью достижения особой образности, изобразительности.
Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет и другие

Фигуры речи –
Стилистический приём, построенный на особом сочетании слов, выходящих за рамки обычного и имеющих цель – усиление выразительности и изобразительности текста

Средства художественной изобразительностиТропы –обобщённое название стилистического приёма, состоящего в употреблении слова в переносном значении с целью достижения

Слайд 2Гипербола
Преувеличение свойств явления или предмета, количественное усиление признака.
Несу, как сноп овсяный,

я солнце на руках.(С.А.Есенин).
В сто сорок солнц закат сиял.(В.В.Маяковский).
Я тебя сто лет не видел.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растёт трава.(А.А.Ахматова).
ГиперболаПреувеличение свойств явления или предмета, количественное усиление признака.Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках.(С.А.Есенин).В сто сорок

Слайд 3Литота
Приём, обратный гиперболе: преуменьшение признака предмета, явления.
Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить…(Н.А.Некрасов).
Литературные

герои: мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, «мужичок с ноготок» .
ЛитотаПриём, обратный гиперболе: преуменьшение признака предмета, явления.Ниже тоненькой былиночкиНадо голову клонить…(Н.А.Некрасов).Литературные герои: мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, «мужичок с ноготок»

Слайд 4Гротеск
Художественный приём, состоящий в нарушении пропорций изображаемого мира, в соединении фантастического

с реальным.
Образ градоначальника Органчика из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, у героя вместо головы был музыкальный ящик, из которого раздавались лишь слова: «Разорю! Не потерплю!»
ГротескХудожественный приём, состоящий в нарушении пропорций изображаемого мира, в соединении фантастического с реальным.Образ градоначальника Органчика из «Истории

Слайд 5Сарказм
Высшая степень проявления иронии, злая насмешка

СарказмВысшая степень проявления иронии, злая насмешка

Слайд 6Олицетворение. Овеществление.
-виды метафоры.
Овеществление – перенесение черт неодушевлённого предмета на человека.
Усилить бой

бестрепетных сердец.(Фет).
Олицетворение – перенос человеческих черт на неодушевлённые предметы, явления.
Листьев томный, лёгкий шелест.(Тютчев).
Тополя тревожно прошуршали,
Нежные их посетили сны.(А.А.Ахматова).

Олицетворение. Овеществление.-виды метафоры.Овеществление – перенесение черт неодушевлённого предмета на человека.Усилить бой бестрепетных сердец.(Фет).Олицетворение – перенос человеческих черт

Слайд 7Сравнение
Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.
Как море

шумное,
Волнуется всё войско.(К.Н.Батюшков).
Лежал закат костром багровым.(А.А.Ахматова)
Намокшая воробушком сиреневая ветвь. (Б.Л.Пастернак).
Под ним струя светлей лазури.(М.Ю.Лермонтов).
Сводом каменным кажется небо.(А.А.Ахматова).
СравнениеИзображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.Как море шумное,Волнуется всё войско.(К.Н.Батюшков).Лежал закат костром багровым.(А.А.Ахматова)Намокшая

Слайд 8Перифраз(а)
Одно понятие выражается с помощью описательного оборота.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает

утро года.(А.С.Пушкин).
Япония – страна восходящего солнца.
Лев-царь зверей. Мужчина- сын Адама.
Заснуть – очутиться в объятиях Морфея.
Перифраз(а)Одно понятие выражается с помощью описательного оборота.Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро года.(А.С.Пушкин).Япония – страна восходящего солнца.Лев-царь

Слайд 9Аллегория
Иносказание: запечатление идеи в предметном образе. В качестве яркого и показательного

примера выступают аллегорические образы животных: лиса – хитрость, осёл – глупость, медведь – неуклюжесть.
Любовь-сердце,мир-голубь,упрямство-осёл,медицина-чаша со змеёй.
АллегорияИносказание: запечатление идеи в предметном образе. В качестве яркого и показательного примера выступают аллегорические образы животных: лиса

Слайд 10Метонимия
Перенос значения одного слова на другое по смежности:содержащее-содержимое,автор-произведение,вещь-материал.
Весь город обсуждал это

событие.
Я три тарелки съел.(И.А.Крылов).
Вчера на дискотеке были одни красные пиджаки.
Театр уж полон; Ложи блещут; Партер и кресла- всё кипит.(А.С.Пушкин).
Читать Чехова.
МетонимияПеренос значения одного слова на другое по смежности:содержащее-содержимое,автор-произведение,вещь-материал.Весь город обсуждал это событие.Я три тарелки съел.(И.А.Крылов).Вчера на дискотеке

Слайд 11Синекдоха
Разновидность метонимии. Целое выявляется через свою часть.
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна

господ,
И вы, мундиры голубые…(М.Ю.Лермонтов).
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(М.Ю.Лермонтов).
Стадо в сто голов.
СинекдохаРазновидность метонимии. Целое выявляется через свою часть.Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые…(М.Ю.Лермонтов).И слышно было

Слайд 12Ирония
Слово в контексте приобретает противоположное значение(скрытая насмешка).
Украшают тебя добродетели,
До которых другим

далеко,
И беру небеса во свидетели –
Уважаю тебя глубоко.(Н.А.Некрасов).
ИронияСлово в контексте приобретает противоположное значение(скрытая насмешка).Украшают тебя добродетели,До которых другим далеко,И беру небеса во свидетели –Уважаю

Слайд 13Символ
Многозначный иносказательный знак, образ,в основе которого сходство или общность предметов жизненных

явлений
Образ Незнакомки, Прекрасной Дамы в поэзии А.А.Блока.
СимволМногозначный иносказательный знак, образ,в основе которого сходство или общность предметов жизненных явленийОбраз Незнакомки, Прекрасной Дамы в поэзии

Слайд 14Эпитет
Образное определение предмета. Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается

одно из свойств предмета.(логическое определение: деревянный дом, эпитет : мрачный дом).Эпитет чаще выражен прилагательным или наречием.
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь (М.Ю.Лермонтов)
ЭпитетОбразное определение предмета. Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается одно из свойств предмета.(логическое определение: деревянный

Слайд 15Характеристика эпитетов
Постоянный эпитет, характерный для фольклора: добрый конь, красна девица.
Индивидуально-авторский(оригинальный) эпитет:

железный сон(Ф.И.Тютчев).
Цветовой эпитет: алый свет зари(С.Есенин).
Оценочный эпитет: кроткая улыбка увяданья(Ф.И.Тютчев).
Метафорический эпитет: раненое солнце(В.Маяковский).
Характеристика эпитетовПостоянный эпитет, характерный для фольклора: добрый конь, красна девица.Индивидуально-авторский(оригинальный) эпитет: железный сон(Ф.И.Тютчев).Цветовой эпитет: алый свет зари(С.Есенин).Оценочный

Слайд 16Метафора
Скрытое сравнение. Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их

сходства или по ассоциации.
Трамвай с разбега взметнул зрачки.(В.Маяковский).
В саду горит костёр рябины красной.(С.Есенин).
МетафораСкрытое сравнение. Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации.Трамвай с разбега

Слайд 17Характеристика метафор
Глагольная метафора: дышит полдень(Тютчев).
Вещественная метафора: фонарей одеяло(Маяковский).
Метафорический эпитет: ласковое пламя(Есенин).
Реализованная

метафора: стихотворение Маяковского «Вот как я сделался собакой»
Бытовая(стёртая) метафора: дождь барабанит , часы идут.
Характеристика метафорГлагольная метафора: дышит полдень(Тютчев).Вещественная метафора: фонарей одеяло(Маяковский).Метафорический эпитет: ласковое пламя(Есенин).Реализованная метафора: стихотворение Маяковского «Вот как я

Слайд 18Стилистические фигуры речи
Анафора, эпифора, рефрен, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторические: вопрос,

восклицание, обращение; умолчание, эллипсис, асиндетон, полисиндетон, подхват или анадиплозис и другие.
Стилистические фигуры речиАнафора, эпифора, рефрен, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторические: вопрос, восклицание, обращение; умолчание, эллипсис, асиндетон, полисиндетон,

Слайд 19Параллелизм
Одинаковое(сходное)построение предложений, смежных фраз, стихотворных строк или строф в целостном тексте,

соотнесённых по смыслу и создающих единый поэтический образ.
Пела, пела пташечка и затихла;
Знало сердце радости и забыло.(А.А.Дельвиг)
Под полозьями снег скрипит,
Под дугой колокольчик гремит.(Е.Полонский).
Чёрный ворон в сумраке снежном,
Чёрный бархат на смуглых плечах.(А.А.Ахматова).
ПараллелизмОдинаковое(сходное)построение предложений, смежных фраз, стихотворных строк или строф в целостном тексте, соотнесённых по смыслу и создающих единый

Слайд 20Анафора
Повторение слов, словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.
Я пришёл

к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой…
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера пришёл я снова…
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет…(А.А.Фет).
АнафораПовторение слов, словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.Я пришёл к тебе с приветомРассказать, что солнце

Слайд 21Эпифора
Повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки или строф.
Милый друг,

и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне мира в тихом доме
Возле мирного огня.(А.Блок)
ЭпифораПовторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки или строф.Милый друг, и в этом тихом домеЛихорадка бьёт

Слайд 22Рефрен
Повторение строки или нескольких строк, несущих смысловую нагрузку, идею произведения.
Бой идёт,

святой и правый,
Смертный бой - не ради славы,
Ради жизни на Земле.(А.Т.Твардовский).
РефренПовторение строки или нескольких строк, несущих смысловую нагрузку, идею произведения.Бой идёт, святой и правый,Смертный бой - не

Слайд 23Антитеза
Приём контраста, резкое противопоставление явлений и понятий в целостном тексте.
Л.Н.Толстой. Война

и мир.
Ф.И.Тютчев. День и ночь.
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень –
Не столь различны меж собой…(А.С.Пушкин).
АнтитезаПриём контраста, резкое противопоставление явлений и понятий в целостном тексте.Л.Н.Толстой. Война и мир.Ф.И.Тютчев. День и ночь.Они сошлись:

Слайд 24Градация
Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Принёс – и

ослабел , и лёг
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.(А.С.Пушкин).
В «Сказке о рыбаке и рыбке» море: слегка разыгралось, помутилось, неспокойно, почернело, на море чёрная буря.
ГрадацияРасположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.Принёс – и ослабел , и лёгПод сводом шалаша

Слайд 25Оксюморон
Сочетание противоположных по смыслу и значению слов с целью необычного, впечатляющего

выражения явления, понятия.
Сжатая антитеза: сочетание несовместимых по значению слов.
В названиях: «Живой труп», «Мёртвые души», «Горячий снег».
Поздравляю, Ваш сын прекрасно болен…(В.Маяковский).
С кем же мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.(С.А.Есенин).
ОксюморонСочетание противоположных по смыслу и значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения явления, понятия.Сжатая антитеза: сочетание несовместимых

Слайд 26Инверсия
Нарушение «естественного» порядка слов с целью выделения слова во фразе.
Свирепствуй, океан

мятежный…(С.А.Есенин).
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом,
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
ИнверсияНарушение «естественного» порядка слов с целью выделения слова во фразе.Свирепствуй, океан мятежный…(С.А.Есенин).Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом,Что

Слайд 27Умолчание
Предоставление читателю возможности догадываться и размышлять, о чём пойдёт или могла

бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. В письменном виде умолчание оформляется многоточием.
На улице всяко ночью бывает. Пойдёшь одна, да смотри…
УмолчаниеПредоставление читателю возможности догадываться и размышлять, о чём пойдёт или могла бы пойти речь во внезапно прерванном

Слайд 28Эллипсис
Неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания. Эллипсис характерен

для разговорного стиля речи, когда опущение глагола придаёт тексту особую динамичность.
Ты почему так поздно? (возвратился).
Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружьё из чехла, и туда – я за ним.
ЭллипсисНеполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания. Эллипсис характерен для разговорного стиля речи, когда опущение

Слайд 29Многосоюзие (полисиндетон)
Повтор союза
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад

морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…(А.С.Пушкин).
Многосоюзие (полисиндетон)Повтор союзаИ внял я неба содроганье,И горний ангелов полёт,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье…(А.С.Пушкин).

Слайд 30Бессоюзие (асиндетон, убавление)
Пропуск союзов, придающий динамизм повествованию.
Швед, русский колет, рубит, режет…(А.С.Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон, убавление)Пропуск союзов, придающий динамизм повествованию.Швед, русский колет, рубит, режет…(А.С.Пушкин).

Слайд 31Риторический вопрос
Вопросительное по форме предложение, заключающее в себе скорее не вопрос,

а сообщение, задаётся не с целью получения ответа, а с целью усиления эмоционального воздействия на читателя.
Быть или не быть? Вот в чём вопрос.(У. Шекспир).
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в краю далёком?
Что кинул он в краю родном? (М.Ю.Лермонтов).
Риторический вопросВопросительное по форме предложение, заключающее в себе скорее не вопрос, а сообщение, задаётся не с целью

Слайд 32Подхват (анадиплозис)
Повторение конечного элемента какого – либо фрагмента текста или его

отрезка(предложения, стихотворной строки, строфы и пр.) в начале следующего. Служит для усиления выразительности текста, выделения в нём ключевых слов, выражения эмоциональных оценок автора, стилизации под фольклор.
Повалился он на холодный снег;
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
.Под смолистый под корень подрубленная.(Лермонтов).
Подхват (анадиплозис)Повторение конечного элемента какого – либо фрагмента текста или его отрезка(предложения, стихотворной строки, строфы и пр.)

Слайд 33Риторическое восклицание
Предложение, употреблённое в тексте с целью усиления чувства в сообщении.
Как

хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой! (Мятлев).
Риторическое восклицаниеПредложение, употреблённое в тексте с целью усиления чувства в сообщении.Как хороши, как свежи были розыВ моём

Слайд 34Риторическое обращение
Обращение, направленное не к реальному собеседнику, не к конкретному лицу,

а к предмету художественного изображения для придания особой оценочно – характеризующей интонации.
Русь, птица – тройка! Куда мчишься ты? (Н.В.Гоголь).
Земля-владычица! К тебе чело склонил я…
Риторическое обращениеОбращение, направленное не к реальному собеседнику, не к конкретному лицу, а к предмету художественного изображения для

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть