Презентация, доклад по русскому языку на тему Роль лексических явлений в тексте

Писатели о русском языкеНет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось из-под сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н. В. Гоголь)Главный и неиссякаемый источник языка- язык народа, язык…людей, у

Слайд 1Роль лексических явлений в тексте
Манина М.Э., учитель русского языка МБОУ средней

школы №2
Г. Лысково
Роль лексических явлений в текстеМанина М.Э., учитель русского языка МБОУ средней школы №2Г. Лысково

Слайд 2Писатели о русском языке
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко,

так вырывалось из-под сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н. В. Гоголь)
Главный и неиссякаемый источник языка- язык народа, язык…людей, у которых что ни слово- то золото.(К. Г. Паустовский)

"

Писатели о русском языкеНет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось из-под сердца, так бы

Слайд 3
Цель:

предложить материал для занятий с учащимися 5-6 классов,

рассчитанный на пополнение их словарного запаса,
знакомство с некоторыми вопросами состава русской лексики,
Развитие речи и мышления школьников.
Цель: предложить материал для занятий с учащимися 5-6 классов, рассчитанный на пополнение их словарного запаса,

Слайд 4Многозначность слова.
Многозначность слова (полисемия) придаёт чрезвычайную яркость и выразительность русской лексике.
Многозначность

слова – это его способность употребляться в разных значениях.

Поскольку значение слова можно определить только в связи с другими словами, то и смысл многозначного слова можно определить лишь в контексте – в предложении или в сочетании слов.

Одно из значений многозначного слова должно быть основным или исходным, остальные же- это вторичные значения.
Многозначность слова.Многозначность слова (полисемия) придаёт чрезвычайную яркость и выразительность русской лексике.Многозначность слова – это его способность употребляться

Слайд 5"
-

Например, о с н о в н о е, и с х о д н о е значение глагола и д т и – передвигаться, ступая ногами: идти пешком. Важнейшим признаком этого основного значения является движение, направление. Отсюда появляются вторичные значения этого слова, обозначающие различные формы движения. Таких вторичных значений у глагола и д т и до трёх десятков.
1.Двигаться, перемещаться: Поезд идёт на восток.
2.Направляться, отправляться: Идти на работу. Идти гулять.
3.Вступать куда-либо, становиться кем-либо. Идти в армию.
4.Следовать, двигаться, развиваться в каком-либо направлении: Наука идёт вперёд.
5.Распространяться, выделять течь: Идёт дым. Идут слухи.
6.Лить, падать(об осадках): Дождь идёт. Снег идёт.
7.Протекать, проходить: Идёт две тысячи пятнадцатый год.
8.Происходить, совершаться: Идут экзамены. Идёт новая пьеса.
9.Подходить, соответствовать, быть к лицу: Это платье ей идёт.
10.Получаться, ладиться: Работа идёт хорошо. И т.д.



Слайд 6""
Проверка
Задание.

Отгадай загадки.

Она обычно для шитья; В тетради я бываю
И у ежа их видел я; Косая и прямая;
Бывают на сосне, на ёлке, В другом своём значении
А называются -….. Я- планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.

Слайд 7""
Задание.

Объясните, чем отличается

Часовая стрелка от железнодорожной?
Загородный парк от трамвайного?
Огонь в печи от артиллерийского?
Живописная мастерская от живописной местности?
Верёвочный узел от железнодорожного узла?
Холодное молоко от холодного взгляда?
Натянутые провода от натянутых отношений?


Слайд 8
Проверка


О М О Н И М Ы





омофоны омографы
омоформы

Проверка

Слайд 9""

ОМОНИМЫ – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.

Задание. Запишите омонимы парами, допишите к каждому из них по одному слову так, чтобы уточнить его значение.
Свет пол мех ласка
пар рубка лук коса кнопка нота лист полотно норка кисть брак ручка



Слайд 10




Возможные варианты ответов:

Солнечный свет- целый свет; паркетный пол- мужской пол;
лисий мех- кузнечный мех; нежная ласка – юркая ласка (зверёк);
горячий пар- чёрный пар (обработанное, но не засеянное поле); рубка леса- корабельная рубка; репчатый лук- лук- оружие;
лист бумаги- кленовый лист, девичья коса- песчаная коса;
канцелярская кнопка- кнопка звонка; нота протеста- высокая нота; железнодорожное полотно- льняное полотно;
Норка лисы- шустрая норка (зверёк); кисть винограда- малярная кисть; брак в работе- неравный брак; гелиевая ручка- ручка двери.

1


Слайд 12
Омоформы

– это слова, совпадающие по написанию, но различные по морфологическому строению, по форме.
Например: пила - имя существительное (острая пила) и пила- глагол (она пила чай).
Задание. Составьте словосочетания с омоформами:
имя существительное глагол
стекло стекло
дали (даль) дали
печь печь
мели (мель) мели (молоть)


Омоформы – это слова, совпадающие по написанию,

Слайд 13

Омографы- слова, пишущиеся

одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения.
. .
Например: мука (=мучение) - мука (= молотое зерно)


Задание. Придумайте наибольшее количество пар слов, смысл которых зависит от перемещения ударения.
Например: . .
гвоздики (гвозди) - гвоздики (цветы),
. .
ворот (воротник) – ворот (сущ. ворота в Р.п.)



Омографы- слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом

Слайд 14"
Омонимы нередко используются поэтами

и писателями для создания каламбуров, т. е. шуток, основанных на одинаковом звучании, но различном значении слов, например,

Лет до ста Не щеголяй, приятель, тем,
расти Что у тебя избыток тем;
Нам Произведенья знаем те мы,
без старости. Где лучшие погибли темы.
Год от года (С. Шевцов)
расти
Нашей бодрости. Область рифм- моя стихия,
(В. Маяковский.) И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки;
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(Д. Минаев.)



Слайд 15

Синонимы-
слова одной и той же части речи, различные

по звучанию, но совпадающие или близкие по значению. При этом, характеризуя предмет с одной стороны, каждый из синонимов даёт какой- либо оттенок основного значения.

Например, к слову бояться существуют синонимы опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить, робеть и т.д. всех их объединяет одно основное значение (испытывать страх, боязнь), однако они не полностью совпадают по смыслу, так как выражают разные оттенки этого значения.


Синонимы-   слова одной и той же части речи, различные по звучанию, но совпадающие или близкие

Слайд 16"
Синонимы помогают избежать однообразия изложения; 
разнообразят нашу речь, делая её живой и

выразительной;
позволяют
всесторонне охарактеризовать образ, явление, поступок и т.д.;
выразить самые тонкие смысловые оттенки;
тонко и красочно описать предметы, явления;
способствуют точности и ясности высказывания,
помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание;
дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.




Слайд 17
Задание.


Найдите неудачно использованные слова и замените их более уместными синонимами.

1.У Пушкина были дружки среди декабристов.
2.Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.
3.В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
4.Он обратно опоздал на урок.
5.Утомлённые жарой пассажиры пили чай и почти ничего не кушали.


Задание.

Слайд 18
Задание.

К данным словам подберите синонимы усилительного характера.

Удивить -…, тревога -…, огромный-…, страх - …, сильный талантливый - …, быстрый -…, огонь-…., бежать-… .

Задание.
Замените фразеологизмы синонимами.

Зарубить на носу -..., бить баклуши-…, клевать носом-…,
мозолить глаза-…, рукой подать-…, кот наплакал-….


Задание.        К данным словам

Слайд 19"

Контекстные синонимы

Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определенном контексте.
Например: Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд.
∙ их подбор делает речь яркой, художественной;
∙ они позволяют увидеть и охарактеризовать
– внутренний мир рассказчика или героя;
– их действия, состояния;
отражают недостающие смыслы слова;
подчеркивают своеобразие авторской речи;
∙ помогают увидеть новые лексические оттенки слова.



Слайд 20"

АНОНИМЫ

Антонимы — слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению: добро-зло.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы — это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, Лёд и пламень не столь различны меж собой... (А. Пушкин)
Антонимы, в том числе контекстные, позволяют:
– уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее;
– дать более полную характеристику какого-либо явления;
– выразить предельное различие между вещами, явлениями, качествами;
– выразить авторскую оценку обозначаемого.




Слайд 21"
    Задание.. Найдите антонимы в следующих

стихотворных отрывках:

1. И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой- то холод тайный,
Когда огонь горит в крови. (М. Лермонтов.)

2. Ты богат, я очень беден. 3.Белый
Ты прозаик, я поэт; ест
Ты румян, как маков цвет, ананас спелый,
Я, как смерть, и тощ и беден. Чёрный- гнилью мочёный.
(А.С. Пушкин) Белую работу -
делает белый,
Чёрную работу- чёрный.



Слайд 22""


АРХАИЗМЫ, ИСТОРИЗМЫ

служат
для воссоздания исторической обстановки,
названиями предметов, явлений и т.п. прошлых лет,
для передачи торжественности момента,
являются средством речевой характеристики персонажа,
используются для создания комического эффекта, иронии;
помогают автору убедить читателя в правдивости изображаемых событий.




Слайд 23""


П Р О Ф Е С И О Н А Л И М Ы

Помогают определить принадлежность героя (рассказчика) к определённой профессии,

служат для
обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

Создания эффекта достоверности информации,

речевой характеристики персонажа.



Слайд 24""

 ДИАЛЕКТИЗМЫ
помогают передать местный языковой колорит, особенности речи героев.
РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА
создаёт стилистическую окраску слова,
используется для словесной характеристики героя (рассказчика).
КНИЖНЫЕ СЛОВА
позволяют автору обратить внимание читателя на важные события (общественные, политические), нравственные ценности,
помогают автору подчеркнуть и охарактеризовать общественно значимую проблему, 
служат для образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
служат речевой характеристикой персонажей.




Слайд 25""


Ф Р А З Е О Л О Г И З М Ы

Ярко, эмоционально описывают

∙ особенности душевного состояния, поведения человека;
∙ его поступки, действия, помогают легче их представить;
∙ отношение человека к окружающему миру;
∙ позволяют индивидуализировать речь героев;
∙ помогают сделать язык насыщенным, колоритным



Слайд 26""

Задание.
Найди соответствие и запиши получившиеся фразеологизмы, определи значение фразеологизма.
Ахиллес труд
Геркулес язык
Дамокл каша
Прокруст кинжал
Сизиф ложе
Эзоп столбы
пята
каша
Какие слова оказались лишними?







Слайд 27""


Правильные ответы:
Ахиллесова пята – уязвимое место, слабая сторона.
Геркулесовы столбы - предел, крайняя грань чего- либо.
Дамоклов меч – постоянно угрожающая опасность.
Сизиф труд – бесцельная и нескончаемая работа.
Язык Эзопа (эзопов язык) – умение говорить иносказательно.

Лишними оказались слова каша и кинжал.





Слайд 28""





СПАСИБО
за
ВНИМАНИЕ



Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть