Слайд 1Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все
начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Все начинается с любви-
С любви!
Я это точно знаю.
Р. Рождественский.
Слайд 2Слитное и раздельное написание не
с наречиями
на –о, -е
Слайд 3Цели урока:
1. Образовательная: закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с
наречиями на -о и -е;
- обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;
- выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
2. Развивающая:
-способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.
3. Воспитательная:
-формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Слайд 4- Подберите к фразеологизмам синонимы.
Встать ни свет ни
заря,
жить душа в душу,
рукой подать,
хоть пруд пруди,
мчаться во весь дух,
работать засучив рукава,
у черта на куличках,
на вес золота.
Слайд 5а) Опрос
-На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?
-Наречия
имеют окончания? Почему?
-Какую часть речи называют наречием?
-На какие разряды делятся наречия?
-А что вы можете сказать о количественном составе наречий?
-Наречий каких групп больше?
Слайд 6 Как образовался термин «наречие»?
Термин «наречие» встречается
уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие». Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие». Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.
Слайд 7б) Анализ текста
Туман расст…лавшийся над равниной постепенно,
несмело исчезает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрач…но но оттуда поднимает…ся белёсый туман. Бабушка разос…лала платок разл…жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.
Хорошо-то как, господи – благодарно говорит она.
-Прочитайте текст выразительно. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
- Расставьте запятые .
-Как бы вы его озаглавили?
-Определите главную мысль.
-Почему бабушка принесла эти продукты? Чем они ценны?
Слайд 8-Найдите в тексте наречия и определите их значения.
-Какую роль в тексте
они выполняют?
-Делают речь более чёткой и выразительной.
-Назовите наречие с не в тексте и объясните его написание.
Слайд 9в) Объяснить написание слов с НЕ
Распределить слова по группам:
1-не с существительными,2-
не с прилагательными, 3-не с наречиями.
(Не) правда, а ложь; отвечал (не)принужденно, (не)интересная книга; убеждал (не)искренне; (не)решительность игрока; долгое (не)настье; (не)заметно подошел; (не)брежный вид; вовсе (не)интересный; идти (не)уклюже; (не)глубокая, а мелкая река; (не)быстро, а медленно.
- Вывести формулу написания не с данной частью речи и сделать вывод.
Слайд 10Правописание наречий
1. Не с наречиями на -о и -е
2. Остальные наречия
не на –о и –е пишутся с не раздельно.
Слайд 11д) Задание на развитие быстроты реакции и мышления
-Соедините части слов,
записанные в два столбика . Записать в тетради номера частей слов.
1) вовсе не 1) да
2)не 2) довать
3)недол 3) ливый
4)неле 4) строит
5)неправ 5) а злой
6)него 6) да
7)невеж 7) соко, а низко
8)не ту 8) красиво
9)не вы 9) по
10)не добрый 10) го
Слайд 12Ответ: 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.
(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).
- Объясните правописание не с разными частями речи.
- Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е ?
Слайд 134. Отработка навыка
Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:
а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров
в) танцы, игры, халат, орбита
Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно)
б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль
в) смелость, парта, ульи, потолок
-Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.
-Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?
-Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а потом антоним.
Слайд 14Ответ:
Близко – недалеко – далеко
Низко – невысоко – высоко
Тихо – негромко
– громко
Плохо – нехорошо – хорошо
Медленно – небыстро – быстро
Мало – немного – много
Слайд 15Б) выборочный диктант
-Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется
слитно, пишется раздельно.
Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне (не)множко жутко, так как я ничего, даже воды (не) вижу, но я все же ничем (не) выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с (не)большой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь (не)сколько посветлела.
От земли поднялся туман. На его сером фоне (не)ясно вырисовываются ближайшие сосны. В их (не)подвижности чувствуется что-то суровое. Я (не) знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от (не)ожиданности. Что бы это могло быть? Я никак (не) могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес (не)медленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.
Слайд 175. Тестовые задания
1. В каких из данных слов не пишется слитно:
А) (не)погода
Б)
(не)серьёзно, а беспечно
В) (не)правильно пишет
Г) (не)цветёт
2. В каких из данных слов не является приставкой:
А) вовсе не легко сделать
Б) (не)взлюбить
В) (не)сложная задача
Г)(не)годовать
3. Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:
А) поступил (не)лепо
Б) написал (не)брежно, но правильно
В) повторил (не)быстро, а медленно
Г) выглядел отнюдь (не)красиво
4. Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:
А) (не)разумно,а глупо
Б) (не)погода
В) (не)большой,но рыбный
Г) ничем (не)выдаю
5. Не является частицей:
А) (не)ряха
Б) (не)ясная погода
В) (не)навидит
Г) (не)любит
Слайд 18Автор:
Байбекова Асия Хабибулловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Маркино
Сосновоборского района
Пензенской области