Слайд 1Урок русского языка в 8 классе по теме «Основные группы односоставных
предложений и их особенности»
Слайд 2Цель урока:
- развитие умений сопоставлять разные виды односоставных предложений
по их семантике и структуре,
- представлять лингвистику зных как сложный развивающийся процесс.
А ваша цель?
Закрепить… Познакомиться… Научиться…
Слайд 3Проверка домашнего задания
Найти отрывки из произведений художественной литературы, в
которых встречаются односоставные предложения.
Что нашел я?
Слайд 4 Алексей Александрович Шахматов (1864 - 1920)
Ввел деление
предложений на односоставные и двусоставные.
Теория А.А. Шахматова – в основе современной науки (предикативность, семантика).
Слайд 5Наталия Юльевна Шведова (1916 - 2009)
Главный член ОП – не обычное подлежащее или сказуемое, а 3-й главный член предложения, составляющий его предикативность.
Согласны?
Слайд 6Вера Васильевна Бабайцева (1925 - 2016)
ОП – обычное подлежащее или сказуемое, потому что есть семантическое сходство.
Субъект – чувствительный
образ.
А.А. Фет «Шепот,
робкое дыханье…»
Слайд 8Н.-л. предложения используются в объявлениях
1 гр.
Придумайте и запишите
несколько объявлений
(н.-л. предложений),
которые можно было бы
повесить в нашей школе.
Слайд 9 О.-л. предложения используются в лозунгах
2 гр.
Придумайте несколько
лозунгов для жителей
нашего города по
здоровому образу
жизни.
Слайд 10Назывные предложения используются в
разных текстах
3 гр.
Расскажите о
своем классе
с помощью
назывных
предложений.
Слайд 11Итоги урока
Составление синквейна
Сущ. – тема
Прил. прил. – описание темы
Гл. гл. гл. – действия, раскрывающие тему
Фраза – отношение к теме
Сущ. – вывод (итог, резюме)
Слайд 16Задания
И вот Лёка прибегает, смотрит, а огурец высунулся из листьев,
зеленый, как маленький карандаш. Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус хрустящий, летом пахнет. Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз — у нее во рту. И — нет огурца! Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса. На линейке Мария Константиновна спросила строго: «Куда девался огурец?» Никто ничего не сообразил, огурец-то одна Лёка видела, а Лёка поняла и опустила голову. Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. И тут мама Кира говорит:— Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у неё день рождения.
— Я так и поняла, — произнесла Мария Константиновна. — Но всё-таки лучше было спросить.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос: «Почему Кира на общей линейке призналась, что именно она сорвала огурец?»
1) Кира на самом деле сорвала огурец для Лёки в день её рождения.
2) Кира вместе с Лёкой съела огурец и считала правильным защитить маленькую девочку от позора.
3) Кира поняла, что огурец сорвала Лёка, но хотела защитить девочку, оградить её от стыда и позора, поэтому взяла её вину на себя.
4) Кира не знала, кто «украл» долгожданный огурец, но, так как была для младших «мамой», посчитала верным защитить любого из них.
Слайд 17Задания
Но летать продолжал с тем же холодным азартом. Самолёт, на котором
летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами. Даже командир полка, опытный лётчик, недоумевал, почему Яровой такой отчаянный.
... Он молча сбросил мокрую шинель, прошёл в самый дальний угол и сел на свою постель. Когда молодой лётчик Лёвушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию.
– Это кто? Жена? – осторожно спросил Лёвушкин.
– Нет, сын, – тихо ответил Яровой.
– А можно посмотреть?
Яровой, ни слова не говоря, протянул фотографию.– Он что, у вас, в Ленинграде? – спросил Лёвушкин, откуда-то знавший, что Ленинград – родина Ярового.
– А теперь его нет, – ответил он тихо бесстрастным голосом, в котором не было ничего, кроме сильной усталости.
– Вы помните сообщение о первом крупном налёте «юнкерсов» на Ленинград? Фашистская фугаска попала тогда в дом. Сын и жена...
Голос его оборвался...Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза... И каждый подумал в ту минуту, что, очевидно, такими они бывают, когда Яровой идёт на цель на своём самолёте и жмёт на гашетки, обрушивая на врага снаряды и бомбы...
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Яровой так отчаянно рвался в полеты?»
1) (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.
2) (9)Яровой старался расстрелять в полёте весь боекомплект подчистую.
3) (37)Фашистская фугаска попала тогда в дом. (39)Сын и жена...