Слайд 1Методические приёмы при изучении грамматики русского языка с детьми -инофонами
Королк Н.С.
МБОУ
СОШ №22 имени Г.Ф.Пономарева г. Сургута
Слайд 2Особенности подготовки к ОГЭ детей мигрантов
Королюк Наталья Сергеевна
Учитель русского языка и
литературы.
Слайд 3Задание №6
Лексика и фразеология. Синонимы.
Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и
употреблению
Задание 6 экзаменационного теста ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже - синонимичным выражением).
Как правило, синоним должен быть стилистически нейтральным.
Слайд 4Цели урока
создание условий для систематизации и обобщения знаний учащихся по
теме «Лексика»;
обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
Воспитание любви к русскому языку, а также заинтересованности в успешной сдаче ОГЭ.
Слайд 5Задачи:
заинтересовать учащихся в выполнении упражнений в формате ОГЭ;
формировать учебные навыки посредством
выполнения заданий в формате ОГЭ.
Слайд 6Планируемые результаты:
Предметные: повторить теоретический материал по теме «Лексика», алгоритм решения задания
в формате ОГЭ;
Личностные: уметь работать в парах, в группах уважать собеседника, ориентироваться в речевой ситуации.
Метапредметные: уметь обрабатывать информацию: выбирать способы решения заданий в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
Слайд 7План урока:
Целеполагание
Проблемный вопрос.
Задание 6. Формулировка. Алгоритм выполнения.
Работа в парах. Найти
синонимы. Взаимопроверка
Работа в группах. Заполнить таблицу «Стилистический ряд»
Выполнение индивидуального задания. Самопроверка по ключу.
Работа в группах. Установить соответствие. Проверка
Работа в парах. Соотнести разговорное слово с нейтральным синонимом.
Индивидуальная работа. Задание в формате ОГЭ. Самопроверка по ключу.
Подведение итогов (подсчитывание баллов и перевод в отметку)
Рефлексия
Слайд 8Прочитайте предложения. Найдите в предложениях синонимы. Объясните, почему глагол «дрыхнуть» нельзя
использовать в предложениях 1,2.
1. После обеда государь почивал три часа, а затем опять шёл в церковь к вечерне.
2. "Горные вершины спят во тьме ночной" М. Лермонтов "Из Гёте".
3.Шторы на окнах занавешены — стало быть, хозяева ещё дрыхнут.
Слайд 9
Примерная формулировка задания:
Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– Это же всё ненастоящее!
Правильный ответ: пошептались
Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
(10) – Причин уйма.
Ответ: множество
Слайд 10Образец рассуждения
Спать-почивать – дрыхнуть
Первый синоним - "спать" - является стилистически нейтральным,
т.к. наиболее употребителен, может быть использован в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре синонимов он стоит первым в синонимическом ряду.
Слово "почивать" используется в основном в книжном стиле, причём придаёт речи архаический характер (так говорили в старину).
"Дрыхнуть" - этот синоним звучит грубо и употребляется в разговорной речи.
Нужно подобрать такой синоним, который больше подходит по смыслу, не носит оттенка книжности и разговорности, обладает минимальной экспрессией, стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
Синоним "спать" и будет являться стилистически нейтральным.
Слайд 11:
Примерная формулировка задания:
Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– Это же всё ненастоящее!
Правильный ответ: пошептались
Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
(10) – Причин уйма.
Ответ: множество
Слайд 12Теория
Лексика - это совокупность всех слов языка или его словарный
состав.
Лексикология - это наука о лексическом составе языка.
Группы слов по происхождению и употреблению.
Синонимы.
Стилистически нейтральные синонимы.
Слайд 13Лексика русского языка с точки зрения употребления
Слайд 14
Синонимы
Синонимы – слова одной части речи со сходным лексическим значением, способные
при определенных условиях заменять друг друга. Они различаются оттенками значения, стилистической окраской, сочетаемостью с другими словами.
Функции синонимов: устранение повторов, связь предложений, уточнение мысли.
Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный – сложный, сказать - произнести, дом - жилище, бегемот - гиппопотам.
Слайд 15Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса
Слайд 16Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски
Слайд 17СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД - это ряд слов одной и той же части речи,
близких по значению. Каждое из синонимов в ряду может употребляться в одном стиле речи и не употребляться в другом.
Например: физиономия - лик - морда - лицо.
Слова "физиономия" и "морда" употребляются только в разговорном стиле. Слово "лик" употребляется в художественном стиле. А вот слово "лицо" может употребляться в любом стиле, поэтому считается нейтральным.
Слайд 18СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикреплённые к определённому стилю
речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
Например: слово «бродить» является нейтральным по сопоставлению с книжным «блуждать» и просторечными «шататься, шляться»
Слайд 19Ваша задача - выбрать среди синонимического ряда стилистически нейтральный синоним.
Если
какое-то слово вызовет у вас затруднение, вы можете обратиться к СЛОВАРЮ РУССКИХ СИНОНИМОВ. Но, разумеется , не на экзамене!
И ещё: читайте внимательно задание! Оно может быть сформулировано несколько иначе!
Слайд 20Алгоритм выполнения задания 6:
•прочитать предложение и определить лексическое значение указанного в
формулировке задания слова;
•подобрать возможные синонимы к этому слову;
•определить, какой из найденных синонимов можно отнести к стилистически нейтральным
Слайд 21Упражнение №1. Работа в парах. Найдите синонимические пары
1) Смешной; 2) маленький;
3) опытный; 4) странный; 5) старый; 6) удачливый; 7) бесполезно; 8) съесть; 9) бывалый; 10) теперь; 11) везучий; 12) крошечный; 13) стараться; 14) ветхий; 15) чудной; 16) понапрасну; 17) нынче; 18) уморительный; 19) пыжиться; 20) сжевать.
Подчеркните в найденных словах стилистически окрашенные слова
Слайд 22Упражнение №2. Заполните таблицу. Работа в группах
Слайд 23Закончите каждый стилистический ряд
Слайд 24Распределите слова по столбикам. Закончите каждый стилистический ряд
Слайд 25Упражнение №3. Замените выделенное слово стилистически нейтральным синонимом, который можно выбрать
из скобок. Подчеркните выбранный вариант
Задание 1 варианта
1.Обувку шить навострился. (наловчился, научился, насобачился)
2.Мне было тяжело, но я плакаться не собираюсь. (скулить, хныкать, жаловаться)
Задание 2 варианта
1.Тогда я запоем глотал романы Майн Рида и Фенимора Купера. (читал, пробегал глазами, просматривал)
2. С самого утра Петруха начал клянчить у матери пять копеек. (канючит, просить стрелять)
Задание 3 варианта
1Ленка быстро что-то строчила в тетради и тревожно поглядывал на будильник (писала, катала, марала).
2.Я только чуток отдохну, и потом дальше двинемся (капельку, чуточку, немного).
Слайд 26Упражнение№4. Работа в группах
Соотнесите разговорное слово и нейтральный синоним. Задание
1 группы
Слайд 27Соотнесите разговорное слово с нейтральным синонимом.
Задание 2 группе
Слайд 28Соотнесите разговорное слово с нейтральным синонимом. Задание 3 группе
Слайд 29Упражнение №4. Замените выделенные жирным шрифтом слова стилистически нейтральными синонимами
Егор! Да
ты что?! Он свой, мы с ним кореша…Вместе с яслей!
Из-за тебя мне по математике кол за контрольную влепили. И что теперь? Вместе со мной теперь пойдёшь к отцу показывать?! –Витька покачал головой и тяжело вздохнул. Колька виновато опустил голову.
Прекратите вы трепаться, как бабки на завалинке, неужели у вас дела больше нет!
Она переволновалась за свою дочку, стала часто хворать. Неделями с кровати не поднималась. Высохла, как щепка.
Кто бы говорил?! Совсем заездили мальца! Работает с утра до вечера. Никакого отдыху-роздыху.
Вместе с братом мы прошли всю грамматику, и я к концу года писал диктанты почти без ошибок.
Слайд 30Задание№5. Замените книжные слова стилистически нейтральными синонимами. (Соревнование групп)
взор;
очи;
аргумент;
благоуханный;
вкушать
сетовать;
радеть;
промедление;
лгать;
препятствовать;
тщетно;
упование.
Слайд 31Упражнение №6. Индивидуальная работа
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово
«вспыхнул» (предложение 22).
(20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить. (21)От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, и это смутило его ещё больше. (22)Он вспыхнул, сделал шаг вперёд.
1) погорячился
2) расстроился
3) покраснел
4) заплакал
Слайд 33Рефлексия
Я доволен (довольна) своей работой
Я не совсем доволен (довольна) своей работой
Я
смог (смогла) справиться…
Мне было трудно…
Мне необходимо поработать над…