Слайд 1"Гениальность его неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только
Шекспиру".
М. Горький
Ф. М. Достоевский.
Человек-эпоха
Слайд 2Цель: Усвоить особенности мировоззрения и своеобразие творчества Ф.М.Достоевского.
Задачи урока:
Образовательные:
Способствовать изучению
обучающимися биографии и творчества писателя.
Развивающие:
- формировать умение анализировать эпизод текста.
- формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.
- формировать умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного художественного произведения.
Цели и задачи урока
Слайд 3«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования»
Ф. М. Достоевский
Слайд 41.Родился будущий писатель в Москве, а где провел последние годы жизни
и какой город считал «гнилым», «склизким», «фантастическим», «умышленным», «отвлеченным»;
2.Кого из близких потерял Достоевский через месяц после смерти Пушкина – и эти два горя слились для 16-летнего юноши в одно?
3.С какого романа началась литературная деятельность Достоевского?
4.Что получил в подарок Достоевский и потом берег всю жизнь, раскрыв в последний раз в день смерти?
5.Что является Главным мерилом человечности у Достоевского?
6. Почему Достоевский оказался на каторге?
7. Какая тема является главной в творчестве Достоевского?
Вопросы на которые мы ответим по ходу урока
Слайд 5Отец Ф. М. Достоевского
Отец Достоевского был дворянин, помещик и доктор медицины.
Он работал в больнице для бедных, писатель с детства видел чужую боль и беду, научился сочувствовать больным людям. Фёдор Михайлович неоднозначно относился к своему отцу. Авторы «Хроники рода Достоевских» отмечают: «Отец его был угрюмый, нервный и подозрительный человек, и всегда строго относился к детям… У этого литовца, обладавшего превосходными качествами, был большой порок: он пил и в состоянии опьянения был зол и недоверчив…»
Слайд 6Мать Ф. М. Достоевского
Мать Достоевского Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила
из купеческой семьи, выросла в среде московского купечества. Родила семерых детей, среди которых сын Федор был вторым. Умерла в 1837 году.
В этом же году на дуэли умирает Пушкин, чье творчество в судьбе писателя играет в тот момент весьма важную роль.
Слайд 7Биография Ф.М Достоевского
Федор Михайлович Достоевский, русский писатель, родился в 1821
году в Москве. Воспитывался до 16 лет в Москве. 1837 год эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне.
В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать — Евангелие. Эта же самая книга остается с ним на каторге в остроге. Ее подарили ему жены декабристов. Ее же он открыл в день смерти.
Слайд 81842-м году окончил военно-инженерный курс и вышел из училища инженер-подпоручиком. Был
оставлен на службе в Петербурге, но другие цели и стремления влекли его к себе неотразимо. Он особенно стал заниматься литературой, философией и историей. Весною 1849 года он был арестован вместе со многими другими за участие в политическом заговоре против правительства, имевшем социалистический оттенок. Был предан следствию и высочайше назначенному военному суду. После восьмимесячного содержания в Петропавловской крепости был приговорен к смертной казни – расстрелу. Но приговор исполнен не был: было прочитано смягчение приговора и Достоевский был, по лишении прав состояния, чинов и дворянства, сослан в Сибирь в каторжную работу на четыре года, с зачислением по окончании срока каторги в рядовые солдаты.
Слайд 9Больше всего поразил писателя тот факт, что острожники с ненавистью встретили
их - дворян - за их атеизм. В письме к брату отмечал: «Поверишь ли, есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны… Что за чудный народ…Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений», расшатывалась старая «вера» , незаметно вырастало новое мировоззрение. «Перерождение убеждений» началось с беспощадного суда над самим собой и над всей прошлой жизнью. После каторги возвращает себе титул. В 1859 году, будучи в падучей болезни, нажитой еще в каторге, был уволен в отставку и возвращен в Россию, сначала в г. Тверь, а затем в Петербург. Здесь Достоевский начал вновь заниматься литературой.
Слайд 11Роман «Бедные люди» 1845-1846 гг.
Главный герой романа — титулярный советник Макар
Девушкин сорока семи лет. Узнав о трагедии семнадцатилетней сироты Вареньки Добросёловой, обесчещенной богатым помещиком Быковым, он берет ее под свою защиту, чтобы спасти от окончательной «гибели». Автор раскрывает историю их взаимоотношений в письмах. Хотя видятся они редко, так как боятся сплетен и пересудов, но их ежедневная переписка становится для обоих настоящим источником душевного тепла и сочувствия. Заканчивается переписка героев в день свадьбы Вари. Он сожалеет, что Быков женился не на купчихе, а для Вари он мил сделался лишь потому, что ей тряпок может накупить.
Слайд 13Роман «Записки из Мертвого дома» 1861-1862 гг.
В повести чувствуются попытки психологического
анализа состояния человека, находящегося в критических условиях жизни. Достоевский не просто воссоздает реалии тюремной действительности, автор методом аналитического отображения исследует впечатления людей от нахождения в остроге, их физическое и психологическое состояние, влияние каторги на индивидуальную оценку и самообладание героев.
Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
Слайд 15Роман «Униженные и оскорбленные» 1861 г
«Униженные и оскорбленные» Достоевский написал вскоре
после своей ссылки. Первое объемное произведение автора. Он возвращается к теме «бедных людей», к защите оскорбленных, униженных и обездоленных. В романе четко прослеживаются две основные сюжетные линии: история семейства Ихменевых и трагедия Смитов.
Слайд 16Роман «Преступление и наказание» 1866 г
Роман “Преступление и наказание” отразил тревогу
Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что так, как сейчас живут “униженные и оскорбленные”, жить дальше нельзя. С другой стороны, писатель не приемлет и того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников.
Слайд 17Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не
только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.
Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.
Слайд 18Роман «Идиот» 1868 г
Еще в рукописях имя главного героя звучит как
«князь Христос».
Главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». В этом романе романе Достоевский вспомнит «о десяти страшных минутах в ожидании смерти». Главным мерилом человечности у Достоевского является умение пожертвовать собой ради счастья другого.
Слайд 20Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?
В. Набоков
Слайд 21Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840--1870-х
годов, когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: "Что же делать?" Время сформировало и стиль Достоевского - психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского - это гуманизм, защита "униженных и оскорблённых".
Слайд 221.Родился будущий писатель в Москве, а где провел последние годы жизни
и какой город считал «гнилым», «склизким», «фантастическим», «умышленным», «отвлеченным»;
Вопросы по теме урока
Слайд 232.Кого из близких потерял Достоевский через месяц после смерти Пушкина –
и эти два горя слились для 16-летнего юноши в одно?
Вопросы по теме урока
Слайд 243.С какого романа началась литературная деятельность Достоевского?
Вопросы по теме урока
Слайд 254.Что получил в подарок Достоевский и потом берег всю жизнь, раскрыв
в последний раз в день смерти?
Вопросы по теме урока
Слайд 265.Что является Главным мерилом человечности у Достоевского?
Вопросы по теме урока
Слайд 276. Почему Достоевский оказался на каторге?
Вопросы по теме урока
Слайд 287. Какая тема является главной в творчестве Достоевского?
Вопросы по теме урока
Слайд 291. Петербург
2. его мать
3. «Бедные люди»
4. Евангелие.
5. Жертвенность.
6. был участником революционного
социалистического кружка Петрашевского.
7. жизнь маленького человека, униженного обществом.
Ответы