Презентация, доклад на тему Внеклассная работа по русскому языку. Конкурс творческих работ студентов.

«Речь может быть благозвучной или же, наоборот, неблагозвучной.» Эта мысль и определила моё желание глубже разобраться в данном понятии. В нашем учебнике по русскому языку эта тема доказывается на примере творчества Марины Цветаевой. Может быть,

Слайд 1БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ русского языка
Работу подготовила: студентка Истринского филиала « Красногорского колледжа»-

Пантюхина Елизавета
(Группа ПКд-15)
Руководитель: Санатова Елена Григорьевна
БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ русского языкаРаботу подготовила: студентка Истринского филиала « Красногорского колледжа»- Пантюхина Елизавета(Группа ПКд-15)Руководитель: Санатова Елена Григорьевна

Слайд 3«Речь может быть благозвучной или же, наоборот, неблагозвучной.»
Эта мысль

и определила моё желание глубже разобраться в данном понятии. В нашем учебнике по русскому языку эта тема доказывается на примере творчества Марины Цветаевой. Может быть, нескромно с моей стороны сказать, но я тоже пишу стихи; вернее - делаю первые шаги в «творчестве поэзии»…
«Речь может быть благозвучной или же, наоборот, неблагозвучной.»  Эта мысль и определила моё желание глубже разобраться

Слайд 4Что же включает в себя понятие «благозвучие»?! На мой вгляд :
Сравните

стихи А.С.Пушкина:
… Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная тень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу…
и скороговорки:
Качество речи зависит от подбора слов, в которых удачно или неудачно соседствуют разные звуки.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Жанна с жадностью жевала жженную жвачку.

Что же включает в себя понятие «благозвучие»?! На мой вгляд :Сравните стихи А.С.Пушкина: … Уж небо осенью

Слайд 5СЛЕДОВАТЕЛЬНО:
Благозвучие – это сочетание звуков, удобных для произношения и приятных для

слуха. Наиболее приемлемое звучание русской речи достигается чередованием гласных и согласных звуков и незначительным потреблением сочетаний согласных, обычно двучленных, реже трехчленных, сочетание четырех и более согласных, скопление взрывных или шумных согласных (как в приведенных выше скороговорках), стечение гласных (нарушает благозвучие. Ошибки в фонетическом построении текста затрудняют артикуляцию при чтении вслух, становятся причиной неверного толкования фразы.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО:Благозвучие – это сочетание звуков, удобных для произношения и приятных для слуха. Наиболее приемлемое звучание русской речи

Слайд 6Я запоминаю:

Я запоминаю:

Слайд 7Например:
В поэтической речи намеренное повторение звуков может использоваться не только в

рифме, но и внутри стиха. В этом случае оно, как правило, тесно связано с содержанием высказывания и является звуковым выражением мысли. Например: В стихотворении А. Фета «Шепот, робкое дыхание…», повторение согласных способствует созданию образа летней ночи:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
В стихотворении «Летняя гроза» Ф. Тютчева повтор звуков [гр], [р] имитирует раскаты грома:
Говор негромкого грома
Глухо грохочет вдали…
Повторяться в стихе могут как согласные, так и гласные звуки.
Повторение в стихе согласных звуков называется аллитерацией: Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (Бальмонт) Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн. Чуждый чистым чарам счастья челн томленья, челн тревог.
(К. Бальмонт)
Повторение в стихе гласных звуков называется ассонансом: Все хорошо под сиянием лунным, всюду, родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Н.Некрасов)
Аллитерация и ассонанс, вызывая зрительные, слуховые или иные ассоциации, усиливают образность, создают звуковое единство связанных по смыслу и грамматически понятий, предметов, подчеркивают наиболее важные в данном контексте слова: В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев.
Например:В поэтической речи намеренное повторение звуков может использоваться не только в рифме, но и внутри стиха. В

Слайд 8 Аллитерация:
.
.1. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,


Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(Ф. Тютчев)
 
.2. Вновь громовые угрозы,
Молний резкий зигзаг.
Неба тяжелые слезы
Клонят испуганный мак.
Ливень, и буря, и где-то
Солнца мелькнувшего луч…
Русское буйное лето,
Месяцы зноя и туч!
(В.Брюсов)
.3. С ветвей на чуткие весы
Скатилась бусинка росы.
Росе - слезе в противовес
Положен солнца луч с небес.
Качались чаши: «против»… «за»…
Перетянула луч слеза.
Пусть тяжелей, висит внизу,
Дай срок – луч высушит слезу.
(И. Грудев)

Аллитерация:..1. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет

Слайд 9Я усвоила , что:
«Пользуясь только графической системой, пишущий может передать на

письме звуковую оболочку, например, слова поход по разному: «поход», «паход», «пахот», «похот». Из этих четырех графических вариантов общепринятым, орфографически правильным, является первый – поход.
Звуковая система языка всегда значительно сложнее его графической системы (ср. многообразие звуков речи и ограниченное количество букв алфавита). Между звуковой системой и графикой существуют своеобразные взаимоотношения, которые регулируются правилами.
Система правил о написании слов и их значимых частей (корней, приставок, суффиксов, окончаний), о слитных, раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв и переносе слов, называется орфографией (От греч. orthos – прямой, правильный и grapho – пишу), или правописанием.»
Я усвоила , что:«Пользуясь только графической системой, пишущий может передать на письме звуковую оболочку, например, слова поход

Слайд 10Правила русской орфографии базируются на трех основных принципах: морфологическом, фонетическом и

традиционном.

Абсолютное большинство правил русской орфографии построено на основе морфологического принципа. Сущность его в том, что слова и их части (корни, приставки, суффиксы, окончания) должны писаться одинаково, независимо от их произношения. Так, произносим [пъттΛлкнуть], [сат], а пишем – подтолкнуть, сад, потому что в русском языке есть приставка под- и корень сад, которые и следует писать во всех случаях одинаково.
Некоторые правила основываются на фонетическом принципе. Суть его в том, что слово или его часть пишется так, как произносится. В качестве примера можно привести правописание приставок на «з». Произносим разбить, раскрыть и пишем так.
Немногие правила построены по так называемому традиционному принципу, заключающемуся в том, что отдельные слова или сочетания звуков пишутся так, как писали раньше, т.е. по традиции. Сюда относятся написания почти всех слов иноязычного происхождения (кафе, пенсне), написание сочетаний жи, ши, написание ь после ж, ш , написание буквы г вместо в в окончании прилагательных –ого, - его и в местоимениях кого, чего и др.

Правила русской орфографии базируются на трех основных принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном. Абсолютное большинство правил русской орфографии

Слайд 11Так если :«Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного

языка»), то я должна выделить следующее:

Определяю правила образования слов («надетый», а не
  надёванный») и форм слов («инженеры», а не   «инженера»),
  употребления частей речи и их форм (нельзя: «Проходя по улице,
  у меня слетела шляпа»), построения синтаксических конструкций
  (нельзя: «Он застал крестьян в лесах, кравших у него дрова») –  
  грамматическая;
определяет правила употребления слов в соответствии
  с их значением и сочетания слов в речи (нельзя: «Низкий старик») –
  лексическая;
определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией
общения – стилистическая;
определяет правила постановки знаков препинания –  
пунктуационная;
определяет правила произношения слов и постановку
  ударения в них («свёкла», а не  «свекла») – орфоэпическая
- Основные нормы языка отражены в словарях.

Так если :«Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»), то я должна выделить следующее:Определяю

Слайд 12Например:
Каково значение слова? (Толковый словарь)
Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических трудностей)
Каким

словом можно заменить данное слово в речи? (Словарь синонимов)
Как следует написать данное слово? (Орфографический словарь)
Где нужно ставить ударение в различных формах слова? (Орфоэпический словарь)

Например:Каково значение слова? (Толковый словарь)Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических трудностей)Каким словом можно заменить данное слово в

Слайд 13Для себя я делаю вывод, что тема «Благозвучие речи» -интересна и

многозначительна.

НО-
К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но надо помнить, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.

Для себя я делаю вывод, что тема «Благозвучие речи» -интересна и многозначительна.НО- К сожалению, современного подростка невозможно

Слайд 14А в заключении…оцените…
Я часто задумываюсь о смысле жизни…
Что это? Возраст меня

«теребит»?
Или профессию другую выбрать:
Тот ли путь предо мною лежит?!
Решила, что «Повар.Кондитер» – лучше,
Чем продавец или швея!
А что впереди!? Никому неподвластно
Узнать, что «за дверью», …без ключа.
А в заключении…оцените…Я часто задумываюсь о смысле жизни…Что это? Возраст меня «теребит»?Или профессию другую выбрать: Тот ли

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть