Слайд 2Проверка домашнего задания
Беседа
Какие слова называются вводными?
Что они могут выражать?
Что выделяется запятыми:
вводные слова или вводные конструкции?
Какими знаками препинания могут выделяться вводные конструкции?
Слайд 3Задания на повторение
Задание: найдите вводные слова и СС, определите их значение.
1.К счастью Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа. 2.К удивлению моему я никого не нашел под дубом. 3.Дрова как на грех попались сырые и плохо горели. 4.Пароход отойдет конечно не раньше рассвета.
Слайд 4Новый материал
Деепричастие – особая форма глагола (знаменательная часть речи), которая
обозначает добавочное действие глагола и отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Почему?
Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия.
Морфологические признаки деепричастий – сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.
Слайд 5Новый материал
Яркий морфемный признак деепричастий - суффиксы:
-а-, -я-, -в-,
-ши-, -вши-, -ши-.
Например, кричА, обещаЯ, прочитаВ, одеВШИсь, принесШИ.
Слайд 6Новый материал
Синтаксические функции – в предложении зависит от глагола-сказуемого и
выполняет функцию обстоятельства.
Туман рассеялся, обещая жаркий день.
Подобно глаголу, деепричастие может быть главным словом словосочетания:
Громко крича, обещая приехать, прочитав книгу и др.
Слайд 7Закрепление. Беседа
1. Что такое деепричастие?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4.
С помощью каких суффиксов образуется?
5. Какова его синтаксическая функция?
Слайд 8Упражнения на закрепление
Задание: прочитайте стихотворение Заболоцкого «Журавли». Определите, какие из выделенных
слов обозначают основное действие, какие – добавочное?
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Ут..пая в небе журавли.
Вытянув серебря(н,нн) крылья
Через весь широкий неб..свод,
Вёл вожак в д..лину изобилья
Свой (не)многочисленный народ.
Слайд 9Упражнения на закрепление
Задание: определите вид глаголов, образуйте деепричастия данного вида.
Ответить, отвечать,
приодеться, заступиться, волноваться, растаять, наклеить, посеять, надеяться, услышать увидеть.
Слайд 10Упражнения на закрепление
Задание: определите вид глаголов, образуйте деепричастия данного вида.
Ответить-ответив, отвечать-отвечая,
приодеться-приодевшись, заступиться-заступившись, волноваться-волнуясь, растаять-растаяв, наклеить-наклеив, посеять-посеяв, надеяться-надеясь, услышать-услышав, увидеть-увидев.
Слайд 11Упражнения на закрепление
Задание: Спишите, от глаголов, которые стоят в скобках, образуйте
деепричастия. Объясните постановку знаков препинания.
1.Лучи весеннего солнца играют (пригревают) пробуждающуюся природу. 2.(Родилась) маленькой травинкой она через три-четыре года становится березкой. 3. Метели и пыльные ветры секут ствол (сдирают) лоскутки бересты.
Слайд 12Упражнения на закрепление
Задание: Спишите, от глаголов, которые стоят в скобках, образуйте
деепричастия. Объясните постановку знаков препинания.
1.Лучи весеннего солнца играют, пригревая пробуждающуюся природу. 2.Родившись маленькой травинкой, она через три-четыре года становится березкой. 3. Метели и пыльные ветры секут ствол, сдирая лоскутки бересты.
Слайд 13Упражнения на закрепление
Задание: распространите предложения обстоятельствами, выраженными деепричастиями.
1…., мышка юркнула под
крыльцо.
2…., пассажиры узнали друг о друге много интересного.
3. Мы увидели, …, что бабушка все еще стоит на крыльце.
4…., она вышла из комнаты.
Слова для справок: разговаривая, покраснев, пугаясь, испугавшись, обернувшись, разговорившись, краснея.
Слайд 14Упражнения на закрепление
Задание: распространите предложения обстоятельствами, выраженными деепричастиями.
1. Испугавшись, мышка юркнула
под крыльцо.
2. Разговорившись, пассажиры узнали друг о друге много интересного.
3. Мы увидели, обернувшись, что бабушка все еще стоит на крыльце.
4. Покраснев, она вышла из комнаты.
Слова для справок: разговаривая, покраснев, пугаясь, испугавшись, обернувшись, разговорившись, краснея.
Слайд 15Упражнения на закрепление
Задание: перестройте предложения с однородными сказуемыми в предложения с
деепричастиями.
Димка схватил котелок, помчался за водой.
Димка спускался по тропинке и вдруг остановился.
Он полз, спотыкался о разбросанные остатки кирпичей.
У берегов вода тихонько играла, перекатывалась через мелкое каменистое дно.
Слайд 16Упражнения на закрепление
Задание: перестройте предложения с однородными сказуемыми в предложения с
деепричастиями.
Димка, схватив котелок, помчался за водой.
Димка, спускаясь по тропинке, вдруг остановился.
Он полз, спотыкаясь о разбросанные остатки кирпичей.
У берегов вода тихонько играла, перекатываясь через мелкое каменистое дно.
Слайд 17Упражнения на закрепление
1. Вставьте в предложения подходящие по смыслу идиомы. Расставьте
знаки препинания.
1. Боясь опоздать я несся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора, и только двое бездельников сидели... … .
3. Не взвесив всех возможных трудностей я пустился в рискованное предприятие... 4. Не испытывая большой любви к этому предмету я... … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы обладая даром рассказчика объяснял материал так что мы слушали...… .
Не покладая рук, не переводя дыхания, не находя себе места, несолоно хлебавши, положа руку на сердце, не щадя живота, не мудрствуя лукаво.
Слайд 18Упражнения на закрепление
Найдите деепричастия в этих пословицах
Не давши слова, крепись, а
давши – держись.
Не зная броду, не суйся в воду.
Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
Снявши голову, по волосам не плачут.
Что имеем, не храним, потерявши – плачем.
Слайд 19Упражнения на закрепление
Спишите предложения, раскрывая скобки.
(Не) глядя на мать, Олег стал
собирать вещи.
Женщина (не)доумевала, куда исчез билет.
Приходилось работать, (не) жалея сил.
(Не) жалей сил на хорошее дело!
Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча.
Слайд 20Упражнения на закрепление
От данных глаголов образуйте деепричастия, использовав, где возможно, суффиксы
-А,-Я, -В,
-ВШИ, -ШИ.
Прочищать, прочистить, обуть, обувать, обессилеть, шагать, шагнуть, откликнуться, откликаться, участвовать, предчувствовать, предупредить.
Слайд 21Упражнения на закрепление
Задание: выделите деепричастия
1.Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
2.Волны несутся,
гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
3.Клубятся тучи, млея в блеске алом.
Хотят в росе понежиться поля.
В последний раз за третьим перевалом
Пропал ямщик, звеня и не пыля.
4.Пронеслась роза седая,
Разлетевшись по лазури.
5.Не любивши тебя,
Слайд 22Беседа
1. Что такое деепричастие?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. С
помощью каких суффиксов образуется?
5. Какова его синтаксическая функция?