Презентация, доклад по русскому языку на тему Правописание непроизносимых согласных

Содержание

1)обобщить знания о слабых позициях согласных звуков, отработать навыки узнавания орфограммы; 2)закрепить навыки графического обозначения орфограммы.Цели урока:

Слайд 1

Учитель: Вартабедьян
Виктория Борисовна
Тема урока: «Правописание
непроизносимых согласных и
сочетаний СЧ, ЗЧ,

ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ»



Учитель: ВартабедьянВиктория БорисовнаТема урока: «Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ»

Слайд 21)обобщить знания о слабых позициях согласных звуков, отработать навыки узнавания орфограммы;


2)закрепить навыки графического обозначения орфограммы.

Цели урока:

1)обобщить знания о слабых позициях согласных звуков, отработать навыки узнавания орфограммы; 2)закрепить навыки графического обозначения орфограммы.Цели урока:

Слайд 3«Проверь себя»: орфоэпический анализ слова.
Вы, конечно, знаете, что существование

живого организма конечно, но жизнь бесконечна.
(В каком слове произносится /шн/?
«Проверь себя»: орфоэпический анализ слова. Вы, конечно, знаете, что существование живого организма конечно, но жизнь бесконечна. (В

Слайд 4Произношение слова конечно зависит от контекста: если это вводное слово, /шн

/, если это краткое прилагательное - /чн/.

Произношение слова конечно зависит от контекста: если это вводное слово, /шн /, если это краткое прилагательное -

Слайд 5Запишите предложение.
Мы убеждены, что, сколько бы раз ни меняли свое мнение

о человеке, все равно рано или поздно мы возвратимся к первому впечатлению.
1.Определите, в каком слове непроизносимый согласный.
2.Сделайте синтаксический разбор предложения.
Запишите предложение.	Мы убеждены, что, сколько бы раз ни меняли свое мнение о человеке, все равно рано или

Слайд 6Сегодня мы повторим орфограммы, связанные с правописанием согласных в корне. Какие

это орфограммы? (Сомнительные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корнях слов.) Давайте попробуем разобраться, почему в одних случаях согласные в корне произносятся четко, а в каких — нет.
Сегодня мы повторим орфограммы, связанные с правописанием согласных в корне. Какие это орфограммы? (Сомнительные согласные, непроизносимые согласные,

Слайд 7В сильной позиции согласный произносится четко и соответствует своей букве, например:

вода. В слабых позициях согласный ста­новится сомнительным: он либо оглушается, либо озвончается, создавая тем самым трудности при написании слова. Выбор со­гласного звука зависит от его положения (сильная или слабая по­зиция), а также от традиции письма, например: труд — трудовой, кров — кровля.
В сильной позиции согласный произносится четко и соответствует своей букве, например: вода. В слабых позициях согласный ста­новится

Слайд 8Определите, есть ли непроизносимые согласные в слове, подберите проверочное слово.

Аген(?)ство, здра(?)ствуйте,

блес(?)на, прес(?)ный, вирус(?)ный, с(?)клянка, воскрес(?)ный, ирлан(?)ский, добросовес(?)ный, закулис(?)ный, небес(?)ный, вкус(?)ный, пристрас(?)ный, опас(?)ный, перекрес(?)ный, чудес(?)ный, лес(?)ница, звез(?)ный, злос(?)ный, завис(?)ливый, сверс(?)ник, победонос(?)ный, чес(?)ный, диле­тан(?)ский, я(?)ственный, лес(?)ный, лес(?)ной, кровенос(?)ный, я(?)ства, ровес(?)ник, интерес(?)ный, древес(?)ный, гиган(?)ский, свис(?)нуть, добросовес(?)ный, ше(?)ствовать, безмол(?)ствовать, сер(?)це, пас(?)бище, блес(?)нуть.
Определите, есть ли непроизносимые согласные в слове, подберите проверочное слово.Аген(?)ство, здра(?)ствуйте, блес(?)на, прес(?)ный, вирус(?)ный, с(?)клянка, воскрес(?)ный, ирлан(?)ский,

Слайд 9Слова с непроизносимыми согласными

Слова с непроизносимыми согласными

Слайд 10Слова без непроизносимых согласных

Слова без непроизносимых согласных

Слайд 11В словах блеснуть, плеснуть тоже подозревают непроизносимые согласные. У корней этих

слов существуют варианты: блеск, блестеть, блещет; плеск, плещет.
В словах блеснуть, плеснуть тоже подозревают непроизносимые согласные. У корней этих слов существуют варианты: блеск, блестеть, блещет;

Слайд 12Морфемика может объяснить правописание созвучных слов, считающихся словарными: дощатый , брусчатый.
Почему

одинаковые звуки, находящиеся в одной позиции, в этих словах обозначены разными буквами?
Морфемика может объяснить правописание созвучных слов, считающихся словарными: дощатый , брусчатый.Почему одинаковые звуки, находящиеся в одной позиции,

Слайд 13Дело в том, что чередование согласных может происходить только в пределах

одной морфемы: корня, приставки, суффикса. В корне слова дощатый пишется щ, так как эта буква чередуется с –ск- корня (доска), а в слове брусчатый пишется –сч-, так как эти буква на стыке корня и суффикса. То есть в слове дощатый суффикс –ат, а в слове брусчатый – суффикс – чат.
Очевидный подобный пример чередования согласных в корне прощение – простить ( щ/ст).
Дело в том, что чередование согласных может происходить только в пределах одной морфемы: корня, приставки, суффикса. В

Слайд 14Выслать - выстлать, яства - явственно, почивать - потчевать, костный -

косный, гнусный - грустный, шествовать - шефствовать, чествовать - чувствовать, изморозь - изморось, вперемежку - впе­ремешку.
— Как называются слова, схожие по звучанию, но разные по значению?
Выслать - выстлать, яства - явственно, почивать - потчевать, костный - косный, гнусный - грустный, шествовать -

Слайд 15Тест. Укажите словосочетания, в которых есть слово с непроизносимым согласным.
1)блес…нуть остроумием
2)ше…ствовать

над первоклассниками
3)старейший учитель-словес…ник
4)ислан…ская сельдь
Тест. Укажите словосочетания, в которых есть слово с непроизносимым согласным.1)блес…нуть остроумием2)ше…ствовать над первоклассниками3)старейший учитель-словес…ник4)ислан…ская сельдь

Слайд 161)блеснуть остроумием
2)шефствовать над первоклассниками
3)старейший учитель-словесник
4)исландская сельдь

1)блеснуть остроумием2)шефствовать над первоклассниками3)старейший учитель-словесник4)исландская сельдь

Слайд 17ТЕСТ


Задание 1. Вставьте непроверяемые гласные, выпишите «3 лишний» .
1. М...йор, м...лахит, м...нумент 1. ________________________
2. Н...ряха, дел...катный, тр...умф 2.________________________
3. Ск...лет, ск...талец, хр...зантема 3.______________'_________
4. Тр...фарет, ст...матолог, ст...кан 4._______________________
Задание 2. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные, выпишите «3 лишний».
1. Лес... ный, ненавис... ный, гнус... ный 1._______________________
2. Ярос...ный, отвес...ный, ус...ный 2. ______________________
3. Ше...ствовать (над ветеранами), учас...ник, ужас...ный 3._______________________
4. Лес.ница, сверс.ник, блес.нуть 4._______________________
5. Хрус... нуть, наез... ник, учас... вовать 5._______________________
Задание 3. Вставьте согласные в корне слова, выпишите слова со вставленными глухими согласными.
1. Стол... пыли, стол... в науке, гри... под березой (б/п) 1. ______________________
2. Изморо...ь(иней), ма...ка, зама...ка (з/с) 2._______________________
3. Впереме…ку (по очереди), впереме...ку (в беспорядке), вприпры...ку (ж/ш) 3._____________________
4. Всколь...ь, скво...ь, гостиничный серви... (з/с) 4.______________________

ТЕСТ

Слайд 18Спасибо!

Молодцы!

Удачи!

Спасибо! Молодцы! Удачи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть