Слайд 1
Учитель: Вартабедьян
Виктория Борисовна
Тема урока: «Правописание
непроизносимых согласных и
сочетаний СЧ, ЗЧ,
ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ»
Слайд 21)обобщить знания о слабых позициях согласных звуков, отработать навыки узнавания орфограммы;
2)закрепить навыки графического обозначения орфограммы.
Цели урока:
Слайд 3«Проверь себя»: орфоэпический анализ слова.
Вы, конечно, знаете, что существование
живого организма конечно, но жизнь бесконечна.
(В каком слове произносится /шн/?
Слайд 4Произношение слова конечно зависит от контекста: если это вводное слово, /шн
/, если это краткое прилагательное - /чн/.
Слайд 5Запишите предложение.
Мы убеждены, что, сколько бы раз ни меняли свое мнение
о человеке, все равно рано или поздно мы возвратимся к первому впечатлению.
1.Определите, в каком слове непроизносимый согласный.
2.Сделайте синтаксический разбор предложения.
Слайд 6Сегодня мы повторим орфограммы, связанные с правописанием согласных в корне. Какие
это орфограммы? (Сомнительные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корнях слов.) Давайте попробуем разобраться, почему в одних случаях согласные в корне произносятся четко, а в каких — нет.
Слайд 7В сильной позиции согласный произносится четко и соответствует своей букве, например:
вода. В слабых позициях согласный становится сомнительным: он либо оглушается, либо озвончается, создавая тем самым трудности при написании слова. Выбор согласного звука зависит от его положения (сильная или слабая позиция), а также от традиции письма, например: труд — трудовой, кров — кровля.
Слайд 8Определите, есть ли непроизносимые согласные в слове, подберите проверочное слово.
Аген(?)ство, здра(?)ствуйте,
блес(?)на, прес(?)ный, вирус(?)ный, с(?)клянка, воскрес(?)ный, ирлан(?)ский, добросовес(?)ный, закулис(?)ный, небес(?)ный, вкус(?)ный, пристрас(?)ный, опас(?)ный, перекрес(?)ный, чудес(?)ный, лес(?)ница, звез(?)ный, злос(?)ный, завис(?)ливый, сверс(?)ник, победонос(?)ный, чес(?)ный, дилетан(?)ский, я(?)ственный, лес(?)ный, лес(?)ной, кровенос(?)ный, я(?)ства, ровес(?)ник, интерес(?)ный, древес(?)ный, гиган(?)ский, свис(?)нуть, добросовес(?)ный, ше(?)ствовать, безмол(?)ствовать, сер(?)це, пас(?)бище, блес(?)нуть.
Слайд 9Слова с непроизносимыми согласными
Слайд 10Слова без непроизносимых согласных
Слайд 11В словах блеснуть, плеснуть тоже подозревают непроизносимые согласные. У корней этих
слов существуют варианты: блеск, блестеть, блещет; плеск, плещет.
Слайд 12Морфемика может объяснить правописание созвучных слов, считающихся словарными: дощатый , брусчатый.
Почему
одинаковые звуки, находящиеся в одной позиции, в этих словах обозначены разными буквами?
Слайд 13Дело в том, что чередование согласных может происходить только в пределах
одной морфемы: корня, приставки, суффикса. В корне слова дощатый пишется щ, так как эта буква чередуется с –ск- корня (доска), а в слове брусчатый пишется –сч-, так как эти буква на стыке корня и суффикса. То есть в слове дощатый суффикс –ат, а в слове брусчатый – суффикс – чат.
Очевидный подобный пример чередования согласных в корне прощение – простить ( щ/ст).
Слайд 14Выслать - выстлать, яства - явственно, почивать - потчевать, костный -
косный, гнусный - грустный, шествовать - шефствовать, чествовать - чувствовать, изморозь - изморось, вперемежку - вперемешку.
— Как называются слова, схожие по звучанию, но разные по значению?
Слайд 15Тест. Укажите словосочетания, в которых есть слово с непроизносимым согласным.
1)блес…нуть остроумием
2)ше…ствовать
над первоклассниками
3)старейший учитель-словес…ник
4)ислан…ская сельдь
Слайд 161)блеснуть остроумием
2)шефствовать над первоклассниками
3)старейший учитель-словесник
4)исландская сельдь
Задание 1. Вставьте непроверяемые гласные, выпишите «3 лишний» .
1. М...йор, м...лахит, м...нумент 1. ________________________
2. Н...ряха, дел...катный, тр...умф 2.________________________
3. Ск...лет, ск...талец, хр...зантема 3.______________'_________
4. Тр...фарет, ст...матолог, ст...кан 4._______________________
Задание 2. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные, выпишите «3 лишний».
1. Лес... ный, ненавис... ный, гнус... ный 1._______________________
2. Ярос...ный, отвес...ный, ус...ный 2. ______________________
3. Ше...ствовать (над ветеранами), учас...ник, ужас...ный 3._______________________
4. Лес.ница, сверс.ник, блес.нуть 4._______________________
5. Хрус... нуть, наез... ник, учас... вовать 5._______________________
Задание 3. Вставьте согласные в корне слова, выпишите слова со вставленными глухими согласными.
1. Стол... пыли, стол... в науке, гри... под березой (б/п) 1. ______________________
2. Изморо...ь(иней), ма...ка, зама...ка (з/с) 2._______________________
3. Впереме…ку (по очереди), впереме...ку (в беспорядке), вприпры...ку (ж/ш) 3._____________________
4. Всколь...ь, скво...ь, гостиничный серви... (з/с) 4.______________________