Презентация, доклад по русскому языку на тему Орфоэпические нормы русского языка (10 класс)

Содержание

«Как мы говорим?»«Легко ли понимают нас окружающие?» «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»

Слайд 1Выполнила учитель русского языка и литературы
Е.В. Кожевникова
«Заговори, чтоб я тебя

увидел...» (Сократ)
Выполнила учитель русского языка и литературыЕ.В. Кожевникова «Заговори, чтоб я тебя увидел...» (Сократ)

Слайд 2 «Как мы говорим?»
«Легко ли понимают нас окружающие?»
«Допускаем ли ошибки

в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»

«Как мы говорим?»«Легко ли понимают нас окружающие?» «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли

Слайд 3 В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих

нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы обязательно обдумывали, как это сделать.
В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не

Слайд 4Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не

составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что

Слайд 5- Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Я

вчера в магазине купила новые бантЫ. У меня целый день звОнит телефон. Я подписала дОговор, чтобы мне привезли новые жАлюзи. Они красивЕе Натальиных.
- Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Я вчера в магазине купила новые бантЫ.

Слайд 6Орфоэпические нормы русского языка.

Орфоэпические нормы русского языка.

Слайд 7Цели урока:
формировать представление об орфоэпии и орфоэпической норме;
познакомиться с

отдельными правилами орфоэпии;
отработать навыки использования орфоэпического словаря;
воспитывать культуру речи.

Цели урока: формировать представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомиться с отдельными правилами орфоэпии; отработать навыки использования

Слайд 8-Как называется раздел языкознания, где изучается нормативное литературное произношение и ударение?

(орфоэпия)
- С какими разделами языка связана орфоэпия?
(фонетика, графика)
- Что необходимо, чтобы овладеть орфоэпией?
(надо уметь слышать и анализировать
звучащее слово).

-Как называется раздел языкознания, где изучается нормативное литературное произношение и ударение?  (орфоэпия)- С какими разделами языка связана

Слайд 9Орфоэпическая норма зародилась в 18 веке, первоначально она называлась нормой московского

говора. В 19 веке появляется петербургская норма. В 20 веке появились две лингвистические школы, они установили для себя свою норму. Орфоэпическая норма подвергается изменению. Она считается одной из наиболее подвижных норм. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка. Фонетика предполагает фонетическую транскрипцию слов - это точная передача звучащей речи графическими средствами.

Первое марта Орфоэпические нормы русского языка

Орфоэпическая норма зародилась в 18 веке, первоначально она называлась нормой московского говора. В 19 веке появляется петербургская

Слайд 12Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.
Каталог, звонит, свекла, творог, главенство,

одновременно, кухонный, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, обеспечение, сироты, включит, колледж, квартал, августовский, взяла, облегчить, повторит, шасси, принудить, эксперт, столяр, банты, гренки, торты, завидно, красивее, щавель, средства.

Взаимопроверка, взаимоконтроль

Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, оптовый, петля, джинсовый, ракушка,

Слайд 13КаталОг, звонИт, свЕкла, творОг, главЕнство, одноврЕменно, кУхонный, оптОвый, петлЯ, джинсОвый, ракУшка,

обеспЕчение, сирОты, включИт, кОлледж, квартАл, Августовский, взялА, облегчИть, повторИт, шассИ, принУдить, экспЕрт, столЯр, бАнты, грЕнки, тОрты, завИдно, красИвее, щавЕль, срЕдства.
 

КаталОг, звонИт, свЕкла, творОг, главЕнство, одноврЕменно, кУхонный, оптОвый, петлЯ, джинсОвый, ракУшка, обеспЕчение, сирОты, включИт, кОлледж, квартАл, Августовский,

Слайд 14Расставьте ударения в словах. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в

этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, во­допровод.
(Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог.
(Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)
3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота.
(Правило: в существительных, образованных от гла­голов, ударение падает на -от-, образованных от прилага­тельных - на окончание.)

Исследовательская работа

Расставьте ударения в словах. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод,

Слайд 15ТрубопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, во­допровОд.
ФилОлог, психОлог, каталОг, эпилОг, пролОг.
НемотА, глухотА, икОта,

зевОта, духотА, красотА, дремОта, ломОта.



ТрубопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, во­допровОд.ФилОлог, психОлог, каталОг, эпилОг, пролОг.НемотА, глухотА, икОта, зевОта, духотА, красотА, дремОта, ломОта.

Слайд 16СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть