Презентация, доклад по русскому языку на тему Коварные корни (Буквы и-е в корнях с чередованием) 5 класс

Я утверждаю, что ... 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «пение» - это глагол. 3. В слове «не(?)навидеть» не пишется отдельно.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Урок русского языка  в 5 классе   Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Текст слайда:

Урок русского языка в 5 классе Буквы Е-И в корнях с чередованием. Евдокимова Анна Игоревна учитель русского языка МОБУ «Пойковская СОШ №2» Нефтеюганский район ХМАО-Югра


Слайд 2
Я утверждаю, что ...  1. Глагол –
Текст слайда:

Я утверждаю, что ... 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «пение» - это глагол. 3. В слове «не(?)навидеть» не пишется отдельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. 5. В слове «создать» - нулевое окончание. 6. В неопр. форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В предложении «Я поклал ручку на парту» есть грамматическая ошибка. 10. Глагол «положить» совершенного вида.


Слайд 3
Проверь себя!1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. нет 6. да 7. нет 8. да
Текст слайда:

Проверь себя!

1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. нет 6. да 7. нет 8. да 9. да 10. да.


Слайд 4
Самооценка  Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»
Текст слайда:

Самооценка Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»


Слайд 5
Лист учёта ОУУиН  Ф.И. учащегося, число, тема
Текст слайда:

Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема


Слайд 6
корень вода
Текст слайда:

корень

вода



Слайд 7
- Определите, что общего у всех  3-ёх групп слов?
Текст слайда:

- Определите, что общего у всех 3-ёх групп слов?


Слайд 8
Подсказка №1
Текст слайда:

Подсказка №1


Слайд 9
Подсказка №2
Текст слайда:

Подсказка №2


Слайд 10
- Определите, чем отличаются  все 3 группы слов?Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударениемЧередующиеся гласные а//оЧередующиеся
Текст слайда:

- Определите, чем отличаются все 3 группы слов?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чередующиеся гласные а//о


Чередующиеся гласные и//е












Слайд 11
Лист учёта ОУУиН  Ф.И. учащегося, число, тема
Текст слайда:

Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема


Слайд 12
Что  мы  называем  чередованием звуков?       - В каких
Текст слайда:

Что мы называем чередованием звуков? - В каких позициях могут находиться эти гласные?

замена одного звука другим

В сильной — под ударением,
в слабой — в безударном положении.


Слайд 13
- Знаете ли вы ученых-лингвистов, занимавшихся изучением данной проблемы?Д.Н. Ушаков (1873-1942), большой  ученый,  который
Текст слайда:

- Знаете ли вы ученых-лингвистов, занимавшихся изучением данной проблемы?

Д.Н. Ушаков (1873-1942), большой ученый, который посвятил всю жизнь русскому языку, прекрасно знал его и бесконечно любил. Он написал несколько работ о возникновении традиционного чередования в корнях слов. Д. Н. Ушаков — автор многих учебников, один из составителей «Орфографического словаря», который выдержал более 40 изданий. Он является автором и главным редактором четырехтомного «Толкового словаря русского языка». Р.И. Аванесов - ученик Д. Н. Ушакова, у него тоже есть работы, посвящённые чередованию звуков.


Слайд 14
Коварные корниБуквы Е-И в корнях с чередованием.
Текст слайда:

Коварные корни


Буквы Е-И в корнях с чередованием.


Слайд 15
- Что мы должны узнать на уроке и  чему научиться?Знать: способ действия при выборе орфограммы Е-И.Уметь:
Текст слайда:

- Что мы должны узнать на уроке и чему научиться?


Знать: способ действия при выборе орфограммы Е-И.
Уметь: применять правило о чередовании гласных Е-И в корне.


Слайд 16
Буквы о — а  в корне -лаг- — -лож- Предлагать — предложить слагаемое — сложениеприлагать —
Текст слайда:

Буквы о — а в корне -лаг- — -лож-

Предлагать — предложить

слагаемое — сложение

прилагать — приложить

Когда в корне –лаг - лож-
надо писать а и когда — о?








Слайд 17
ЕСЛИ А СТОИТ ЗА КОРНЕМ, В КОРНЕ ПИШЕМ ТОЖЕ А.
Текст слайда:


ЕСЛИ А СТОИТ ЗА КОРНЕМ,
В КОРНЕ ПИШЕМ ТОЖЕ А.


Слайд 18
Буквы о — а  в корне -раст-ращ- — -рос- Растение — росВырасти — выросПриращение - зарослиКогда
Текст слайда:

Буквы о — а в корне -раст-ращ- — -рос-

Растение — рос
Вырасти — вырос
Приращение - заросли

Когда в корне –раст - рос- надо писать
а и когда — о?










Слайд 19
Перед СТ и Щ  в корне пишем  А всегда
Текст слайда:

Перед СТ и Щ в корне пишем А
всегда


Слайд 20
Исключения из правила:  Ростовщик в Ростове жил,  Ростиславом звали.  Он росток себе купил прямо
Текст слайда:

Исключения из правила: Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил прямо на базаре. (+ отрасль)


Слайд 21
- Что нужно помнить о чередующихся гласных?   чередующиеся гласные проверять ударением нельзя!
Текст слайда:

- Что нужно помнить о чередующихся гласных?

чередующиеся гласные проверять ударением нельзя!


Слайд 22
Лист учёта ОУУиН  Ф.И. учащегося, число, тема
Текст слайда:

Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема


Слайд 23
Вытир`ать – в`ытерЗамир`ать - з`амер
Текст слайда:


Вытир`ать – в`ытер

Замир`ать - з`амер






Слайд 24
Если А стоит за корнем,  в корне пишем И всегда.
Текст слайда:

Если А стоит за корнем, в корне пишем И всегда.


Слайд 25
Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема
Текст слайда:

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема


Слайд 26
Записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием. несов. в.   Вытирать  Избирать Запирать
Текст слайда:

Записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием.

несов. в.

Вытирать
Избирать
Запирать
Раздирать
Замирать
Расстилать
Блистать
Выжигать

сов. в.

вытер
Изберу
Запер
Раздеру
Замер
Расстелю
Блеснуть
выжег


















Слайд 27
-тира -  - - тер- - бира-  - - бер- - пира-  - -
Текст слайда:

-тира - - - тер- - бира- - - бер- - пира- - - пер- - дира- - -дер- - мира- - -мер- - стила- - -стел- - блиста- - -блест- -жига- - -жег-




Слайд 28
Правописание чередующихся гласных в корне слова. Чередующиесягласные: и//еВыучить корни, чтобы «узнавать» ихПрименять условия выбора гласнойПишется и, если
Текст слайда:

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Чередующиеся
гласные: и//е

Выучить корни, чтобы
«узнавать» их

Применять условия
выбора гласной

Пишется и, если за корнем –а-

вытирать – вытер




Слайд 29
Индивидуальная самостоятельная работа.– Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно? на основе упр. 654 (часть 1) распределительный
Текст слайда:

Индивидуальная самостоятельная работа.



– Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно?

на основе упр. 654 (часть 1) распределительный диктант
(в два столбика в словосочетаниях,
с обозначением условия выбора орфограммы)

Самопроверка и самооценка


Слайд 30
Проверь себя!  запереть дверь растереть краски пол блестит постелить ковёр протереть окно  опираться на перила
Текст слайда:

Проверь себя!

запереть дверь растереть краски пол блестит постелить ковёр протереть окно

опираться на перила натирать паркет прибирать комнату выжигать рисунок


Слайд 31
Коллективная работа .на основе упр. 654 (2 часть) зрительный комментированный диктант (образец рассуждения на стр. 245)Оценка учителя
Текст слайда:

Коллективная работа .


на основе упр. 654 (2 часть)
зрительный комментированный диктант
(образец рассуждения на стр. 245)

Оценка учителя


Слайд 32
Лист учёта ОУУиН  Ф.И. учащегося, число, тема
Текст слайда:

Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема


Слайд 33
Самостоятельная работа с тестом №15  (по вариантам)«Третий лишний»самопроверка и самооценка
Текст слайда:

Самостоятельная работа с тестом №15 (по вариантам)


«Третий лишний»

самопроверка и самооценка


Слайд 34
Проверь себя!    вариант 1
Текст слайда:

Проверь себя!

вариант 1 а) запереть б) задирать в) блистательный г) выберу д) предположение

вариант 2 а) выжечь б) умирать в) постелить г) замер д) излагать


Слайд 35
Лист учёта ЗУН
Текст слайда:

Лист учёта ЗУН


Слайд 36
Проверь себя!     Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом
Текст слайда:

Проверь себя!

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.


Слайд 37
Лист учёта ЗУН
Текст слайда:

Лист учёта ЗУН


Слайд 38
Самостоятельная работа с текстомОбъяснить слова с изученной орфограммой.Схематически объяснить знаки препинания.Доказать, что это текст.Определить стиль текста, тип
Текст слайда:

Самостоятельная работа с текстом


Объяснить слова с изученной орфограммой.
Схематически объяснить знаки препинания.
Доказать, что это текст.
Определить стиль текста, тип речи.
Расстилается (морфемный разбор).
Расстилается (морфологический разбор).



Слайд 39
Проверь себя!2. Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит.3. [ ], и [ ]. (ССП)   [
Текст слайда:

Проверь себя!

2. Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит.
3. [ ], и [ ]. (ССП) [ ], [ ]. (СБП)
4. Предложения связаны по смыслу и грамматически.
5. Стиль текста – художественный, описание.
6. Расстилается
7. Расстилается - – глагол, н.ф. расстилаться, несов. в., 1 спр., ед.ч. наст. вр., 3 л., сказ.





Слайд 40
Лист учёта ОУУ и Н Самооценка за урок - 5
Текст слайда:

Лист учёта ОУУ и Н

Самооценка за урок - 5


Слайд 41
Укажите неправильные написания слов.блестать красотойначинать работублистеть на солнцезамереть от счастьязамирать от страхасоберательный образблестящий ораторизберательная кампанияпредлагать помощьвыростить цветы
Текст слайда:

Укажите неправильные написания слов.

блестать красотой
начинать работу
блистеть на солнце
замереть от счастья
замирать от страха
соберательный образ
блестящий оратор
изберательная кампания
предлагать помощь
выростить цветы


Слайд 42
Проверь!блистать красотойначинать работублестеть на солнцезамереть от счастьязамирать от страхасобирательный образблестящий ораторизбирательная кампанияпредлагать помощьвырастить цветы
Текст слайда:

Проверь!

блистать красотой
начинать работу
блестеть на солнце
замереть от счастья
замирать от страха
собирательный образ
блестящий оратор
избирательная кампания
предлагать помощь
вырастить цветы



Слайд 43
Лист учёта ОУУиН  Самооценка за урок - 5
Текст слайда:

Лист учёта ОУУиН

Самооценка за урок - 5


Слайд 44
Лист учёта ОУУиН  Самооценка за урок - 5
Текст слайда:

Лист учёта ОУУиН

Самооценка за урок - 5


Слайд 45
Текст слайда:

Д/з 1) Обязательное для всех (составление таблицы (кластера) по теме) 2) на выбор - упр. из учебника - составление теста из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» - составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть