Презентация, доклад по русскому языку на тему Коварные корни (Буквы и-е в корнях с чередованием) 5 класс

Содержание

Я утверждаю, что ... 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «пение» - это глагол. 3. В слове «не(?)навидеть» не пишется отдельно.

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе Буквы Е-И в корнях с

чередованием. Евдокимова Анна Игоревна учитель русского языка МОБУ «Пойковская СОШ №2» Нефтеюганский район ХМАО-Югра
Урок русского языка  в 5 классе   Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Слайд 2 Я утверждаю,

что ... 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «пение» - это глагол. 3. В слове «не(?)навидеть» не пишется отдельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. 5. В слове «создать» - нулевое окончание. 6. В неопр. форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В предложении «Я поклал ручку на парту» есть грамматическая ошибка. 10. Глагол «положить» совершенного вида.
Я утверждаю, что ...  1. Глагол –

Слайд 3Проверь себя!
1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. нет 6. да 7. нет 8. да 9. да 10.

да.
Проверь себя!1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. нет 6. да 7. нет 8. да

Слайд 4Самооценка Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»

Самооценка  Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»

Слайд 5Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ОУУиН  Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 6корень
вода

корень вода

Слайд 7- Определите, что общего у всех 3-ёх групп слов?

- Определите, что общего у всех  3-ёх групп слов?

Слайд 8Подсказка №1

Подсказка №1

Слайд 9Подсказка №2

Подсказка №2

Слайд 10- Определите, чем отличаются все 3 группы слов?
Безударные гласные в корне

слова, проверяемые ударением

Чередующиеся гласные а//о


Чередующиеся гласные и//е











- Определите, чем отличаются  все 3 группы слов?Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударениемЧередующиеся гласные а//оЧередующиеся

Слайд 11Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ОУУиН  Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 12Что мы называем чередованием звуков? - В каких

позициях могут находиться эти гласные?

замена одного звука другим

В сильной — под ударением,
в слабой — в безударном положении.

Что  мы  называем  чередованием звуков?       - В каких

Слайд 13 - Знаете ли вы ученых-лингвистов, занимавшихся изучением данной проблемы?
Д.Н. Ушаков (1873-1942),

большой ученый, который посвятил всю жизнь русскому языку, прекрасно знал его и бесконечно любил. Он написал несколько работ о возникновении традиционного чередования в корнях слов. Д. Н. Ушаков — автор многих учебников, один из составителей «Орфографического словаря», который выдержал более 40 изданий. Он является автором и главным редактором четырехтомного «Толкового словаря русского языка». Р.И. Аванесов - ученик Д. Н. Ушакова, у него тоже есть работы, посвящённые чередованию звуков.
- Знаете ли вы ученых-лингвистов, занимавшихся изучением данной проблемы?Д.Н. Ушаков (1873-1942), большой  ученый,  который

Слайд 14Коварные корни

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Коварные корниБуквы Е-И в корнях с чередованием.

Слайд 15- Что мы должны узнать на уроке и чему научиться?

Знать: способ

действия при выборе орфограммы Е-И.
Уметь: применять правило о чередовании гласных Е-И в корне.
- Что мы должны узнать на уроке и  чему научиться?Знать: способ действия при выборе орфограммы Е-И.Уметь:

Слайд 16Буквы о — а в корне -лаг- — -лож-
Предлагать —

предложить

слагаемое — сложение

прилагать — приложить

Когда в корне –лаг - лож-
надо писать а и когда — о?







Буквы о — а  в корне -лаг- — -лож- Предлагать — предложить слагаемое — сложениеприлагать —

Слайд 17
ЕСЛИ А СТОИТ ЗА КОРНЕМ,
В КОРНЕ ПИШЕМ ТОЖЕ А.

ЕСЛИ А СТОИТ ЗА КОРНЕМ, В КОРНЕ ПИШЕМ ТОЖЕ А.

Слайд 18Буквы о — а в корне -раст-ращ- — -рос-
Растение —

рос
Вырасти — вырос
Приращение - заросли

Когда в корне –раст - рос- надо писать
а и когда — о?









Буквы о — а  в корне -раст-ращ- — -рос- Растение — росВырасти — выросПриращение - зарослиКогда

Слайд 19Перед СТ и Щ в корне пишем А
всегда

Перед СТ и Щ  в корне пишем  А всегда

Слайд 20Исключения из правила: Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе

купил прямо на базаре. (+ отрасль)
Исключения из правила:  Ростовщик в Ростове жил,  Ростиславом звали.  Он росток себе купил прямо

Слайд 21- Что нужно помнить о чередующихся гласных?
чередующиеся гласные проверять ударением

нельзя!

- Что нужно помнить о чередующихся гласных?   чередующиеся гласные проверять ударением нельзя!

Слайд 22Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ОУУиН  Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 23
Вытир`ать – в`ытер

Замир`ать - з`амер




Вытир`ать – в`ытерЗамир`ать - з`амер

Слайд 24Если А стоит за корнем, в корне пишем И всегда.

Если А стоит за корнем,  в корне пишем И всегда.

Слайд 25Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 26Записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием.
несов. в.


Вытирать
Избирать
Запирать
Раздирать
Замирать
Расстилать
Блистать
Выжигать

сов. в.

вытер
Изберу
Запер
Раздеру
Замер
Расстелю
Блеснуть
выжег

















Записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием. несов. в.   Вытирать  Избирать Запирать

Слайд 27-тира - - - тер- - бира- - - бер- -

пира- - - пер- - дира- - -дер- - мира- - -мер- - стила- - -стел- - блиста- - -блест- -жига- - -жег-



-тира -  - - тер- - бира-  - - бер- - пира-  - -

Слайд 28Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Чередующиеся
гласные: и//е
Выучить корни, чтобы
«узнавать» их
Применять

условия
выбора гласной

Пишется и, если за корнем –а-

вытирать – вытер



Правописание чередующихся гласных в корне слова. Чередующиесягласные: и//еВыучить корни, чтобы «узнавать» ихПрименять условия выбора гласнойПишется и, если

Слайд 29Индивидуальная самостоятельная работа.


– Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно?


на основе упр. 654 (часть 1) распределительный диктант
(в два столбика в словосочетаниях,
с обозначением условия выбора орфограммы)

Самопроверка и самооценка
Индивидуальная самостоятельная работа.– Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно? на основе упр. 654 (часть 1) распределительный

Слайд 30Проверь себя!
запереть дверь растереть краски пол блестит постелить ковёр протереть окно
опираться

на перила натирать паркет прибирать комнату выжигать рисунок
Проверь себя!  запереть дверь растереть краски пол блестит постелить ковёр протереть окно  опираться на перила

Слайд 31Коллективная работа .

на основе упр. 654 (2 часть)
зрительный комментированный диктант


(образец рассуждения на стр. 245)

Оценка учителя
Коллективная работа .на основе упр. 654 (2 часть) зрительный комментированный диктант (образец рассуждения на стр. 245)Оценка учителя

Слайд 32Лист учёта ОУУиН Ф.И. учащегося, число, тема

Лист учёта ОУУиН  Ф.И. учащегося, число, тема

Слайд 33Самостоятельная работа с тестом №15 (по вариантам)

«Третий лишний»

самопроверка и самооценка

Самостоятельная работа с тестом №15  (по вариантам)«Третий лишний»самопроверка и самооценка

Слайд 34Проверь себя!
вариант 1

а) запереть б) задирать в) блистательный г) выберу д) предположение

вариант 2 а) выжечь б) умирать в) постелить г) замер д) излагать

Проверь себя!    вариант 1

Слайд 35Лист учёта ЗУН

Лист учёта ЗУН

Слайд 36Проверь себя!
Сердце замирает от восторга при

виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
Проверь себя!     Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом

Слайд 37Лист учёта ЗУН

Лист учёта ЗУН

Слайд 38Самостоятельная работа с текстом

Объяснить слова с изученной орфограммой.
Схематически объяснить знаки препинания.
Доказать,

что это текст.
Определить стиль текста, тип речи.
Расстилается (морфемный разбор).
Расстилается (морфологический разбор).


Самостоятельная работа с текстомОбъяснить слова с изученной орфограммой.Схематически объяснить знаки препинания.Доказать, что это текст.Определить стиль текста, тип

Слайд 39Проверь себя!
2. Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит.
3. [ ], и

[ ]. (ССП) [ ], [ ]. (СБП)
4. Предложения связаны по смыслу и грамматически.
5. Стиль текста – художественный, описание.
6. Расстилается
7. Расстилается - – глагол, н.ф. расстилаться, несов. в., 1 спр., ед.ч. наст. вр., 3 л., сказ.




Проверь себя!2. Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит.3. [ ], и [ ]. (ССП)   [

Слайд 40Лист учёта ОУУ и Н
Самооценка за урок - 5

Лист учёта ОУУ и Н Самооценка за урок - 5

Слайд 41Укажите неправильные написания слов.

блестать красотой
начинать работу
блистеть на солнце
замереть от счастья
замирать от

страха
соберательный образ
блестящий оратор
изберательная кампания
предлагать помощь
выростить цветы

Укажите неправильные написания слов.блестать красотойначинать работублистеть на солнцезамереть от счастьязамирать от страхасоберательный образблестящий ораторизберательная кампанияпредлагать помощьвыростить цветы

Слайд 42Проверь!
блистать красотой
начинать работу
блестеть на солнце
замереть от счастья
замирать от страха
собирательный образ
блестящий оратор
избирательная

кампания
предлагать помощь
вырастить цветы


Проверь!блистать красотойначинать работублестеть на солнцезамереть от счастьязамирать от страхасобирательный образблестящий ораторизбирательная кампанияпредлагать помощьвырастить цветы

Слайд 43Лист учёта ОУУиН
Самооценка за урок - 5

Лист учёта ОУУиН  Самооценка за урок - 5

Слайд 44Лист учёта ОУУиН
Самооценка за урок - 5

Лист учёта ОУУиН  Самооценка за урок - 5

Слайд 45

Д/з 1) Обязательное для всех (составление таблицы (кластера) по теме) 2) на выбор - упр. из учебника - составление теста из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» - составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть