Слайд 1Повторение по теме «Имя прилагательное»
Выполнила Мушкатерова Л.В.,
учитель русского языка и
литературы,
МОУ «Гимназия» г. Устюжна
Вологодской обл.
Слайд 2Прослушайте стихотворение и определите тему урока.
Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный.
Слайд 3Определение темы и цели урока
Как думаете, какова тема урока?
Какова главная цель
урока?
Какова задача урока?
Прочитайте вопросы и дайте связный ответ.
Слайд 4Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное »
Слайд 5Цель урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия
Слайд 6Задачи урока:
- повторение и систематизация сведений об имени прилагательном:
- отработка умения
правильного написания гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных;
- углубление представления о роли имен прилагательных в речи;
- определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление;
- создание ситуации для развития внимания, памяти;
- развитие орфографической зоркости;
- формирование чувства уверенности в своих силах;
- воспитание любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Слайд 7Эпиграф
Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет,
запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.
В.В. Виноградов.
Слайд 8Повторение теории по теме «Имя прилагательное»
Какая часть речи называется прилагательным?
Назовите постоянные (непостоянные) признаки имени прилагательного.
Какие грамматические признаки характерны только для имени прилагательного и не свойственны имени существительному?
Каковы различия в значении рода для существительных и прилагательных?
Какие прилагательные называются полными, а какие краткими?
Назовите разряды имён прилагательных по значению?
Какова синтаксическая функция имён прилагательных?
Прочитайте вопросы про себя и, отвечая на них ,дайте связный ответ. Приведите примеры.
Слайд 9Прочитайте выразительно стихотворение
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори
светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Сергей Скачко
(распечатанный текст на каждой парте)
Слайд 10Выполните следующие задания
Определите тему и идею стихотворения (соотнесите ваши размышления с
эпиграфом)
Озаглавьте
Определите, какие художественные средства использует автор. С какой целью?
Выпишите прилагательные, определите их постоянные морфологические признаки
Укажите прилагательные в краткой форме, определите, какую роль они играют в тексте.
Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов безбрежным и русским
Слайд 11 Тест по теме «Имя прилагательное»
1. В каком словосочетании есть относительное
прилагательное?
1) приморский бульвар
2) солёный огурец
3) мамина шаль
4) точный ответ
2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?
1) Потолок (не)деревянный.
2) Яичко (не)простое, а золотое.
3) Список магазинов далеко (не)полный.
4) Этот рисунок очень (не) плох.
3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
1) белич..я
2) строч..ная
3) хорош..
4) сливоч..ный
4. В каком прилагательном пишется одна буква Н?
1) клюкве..ый
2) гуси..ый
3) оловя..ый
4) были..ый
Слайд 12 Тест по теме «Имя прилагательное»
5. В каком прилагательном пишется суффикс
-СК-?
1) казац..ий
2) вяз..ий
3) белорус..ий
4) немец..ий
6. Какое прилагательное пишется слитно?
1) (средне)вековый
2) (северо)западный
3) (бледно)жёлтый
4) (плодово)ягодный
7. Укажите ряд, в котором все слова являются исключением из правила написания прилагательных с Н и НН:
1) стеклянный, ветреный, оловянный;
2)деревянный,глубинный,
безветренный;
3) искусственный, экскурсионный, овсяный.
Слайд 13Тест по теме «Имя прилагательное»
8. В каком предложении НЕ с прилагательным
пишется слитно?
1) Платок вовсе (не)свеж.
2) У собаки был (не)счастный вид.
3) Погода стояла (не)зимняя.
4) Он (не)внимателен, а рассеян.
9. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
1) муч..ной
2) жгуч..
3) собач..я
4) январ..ский
10. В каком прилагательном пишется одна буква Н?
1) ю..а
2) карто..ый
3) соломе..ый
4) огне..ый
11. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?
1) кавказ..ий
2) низ..ий
3) ткац..ий
4) дерз..ий
Слайд 14Тест по теме «Имя прилагательное»
12. Какое прилагательное пишется слитно?
1) (тёмно)синий
2) (юго)западный
3) (западно)европейский
4) (шахматно)шашечный
13. В каком слове НЕ является частью корня?
1) небрежный
2) неприятный
3) неинтересный
4) невысокий
14. В каком примере НЕ пишется слитно?
1) собака (не)злая, а добрая
2) Что-то вид у тебя (не)хорош.
3) нисколько (не)привлекательный
4) вовсе (не)умён
15. К какому прилагательному нельзя присоединить приставку НЕ-?
1) аккуратный
2) смелый
3) земной
4) лунный
Слайд 15Тест по теме «Имя прилагательное»
16. В каком слове на месте пропуска
пишется буква Е?
1) морж..вый
2) пунц..вый
3) глянц..вый
4) парч..вый
17. В каком слове НЕ является частью корня?
1) неглупый
2) неряшливый
3) неяркая
4) невесёлый
18. В каком примере НЕ пишется слитно?
1) очень (не)красивый
2) (не)лёгкий, а тяжёлый
3) ничуть (не)вкусный
4) (не)здоров, а болен
19. К какому прилагательному нельзя присоединить приставку НЕ-?
1) внимательный
2) милый
3) стеклянный
4) грустный
(распечатанный тест на каждой парте)
Слайд 16Проверь себя
1-1
2-4
3-1
4-2
5-3
6-1
7-1
8-2
9-3
10-1
11-3
12-3
13-1
14-2
15-4
16-3
17-2
18-1
19-3
Слайд 17
Проанализируйте выполнение вами теста, исправьте ошибочное написание, объясните, в чём ошиблись
и почему?
Слайд 18Физкультминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на
месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться
Слайд 19Речевая роль имени прилагательного
Актуальность избранной темы, на наш взгляд, обусловлена тем,
что, несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень скудной. Нас волнует вопрос, как можно сделать её более интересной, образной, впечатляющей.
Проблема: Во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные?
Цель: изучение текстов, принадлежащих к разным стилям языка (берутся 3 параметра: частота употребления прилагательных, значение, в котором они употребляются, роль), создание собственных художественных текстов с использованием прилагательных.
Работая над проектом, мы исходили из роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном, официально-деловом и разговорном. Сейчас мы предоставляем слово исследователям.
Слайд 20Речевая роль имени прилагательного
Проанализировав фрагменты из произведений
И. С. Тургенева «Бирюк» и В.И.Белова «Весенняя ночь», мы пришли к следующим выводам:
1) роль прилагательных в художественном стиле трудно переоценить. В отрывках из произведений И.С. Тургенева и В.И.Белова их разное количество, но это, видимо, зависит от задачи, которую ставит перед собой писатель;
2) в художественном стиле прилагательные в основном используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художественного образа.
Слайд 21Речевая роль имени прилагательного
В ходе наших наблюдений за статьями публицистического стиля
мы сделали такие выводы:
1)в разные годы количество прилагательных в публицистических статьях меняется ( конечно, мы не претендуем на безусловную точность результатов, т.к. объём исследований невелик), но результаты исследования показали, что в выбранных нами статьях за 2010г.- от 13% до 16% прилагательных, 2015г. -от 10% до 15%, 2018г.- от 15% до 20%;
2) в публицистическом стиле в равной степени используются прилагательные в прямом и переносном значении;
3) прилагательные делают информацию наиболее точной, полной, образной.
Слайд 22Речевая роль имени прилагательного
Мы обратились к анализу
нескольких статей из Толковых словарей Даля, Ожегова, а также отрывков из Краткой географической энциклопедии. Том 1. Ааре - Дятьково. Главный редактор: А. А. Григорьев. Скан. 2018 г. и статей из научно-популярной книги «Тайны живой природы» под редакцией Л.П.Корзун.- М. 2003 г. и сделали следующие выводы:
1) в текстах научного стиля прилагательных небольшое количество;
2) в научном стиле прилагательные, как правило, употребляются в прямом значении, т.к. предназначены передавать точную информацию;
3) прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными.
Слайд 23Речевая роль имени прилагательного
Изучая различные документы официально-делового
стиля (заявления, акты, протоколы, расписки), мы пришли к выводу, что в официально-деловом стиле употребление прилагательных минимально. Но есть документы, которые без прилагательных представить невозможно. Например, характеристика ученика. Сравним две характеристики. В первой множество прилагательных. Во второй характеристике мы удалили все прилагательные. Конечно, всякий предпочёл бы первую характеристику. Таким образом, можно сделать вывод, что в некоторых документах официально-делового стиля прилагательные необходимы, употребляются они чаще в прямом значении.
Слайд 24Речевая роль имени прилагательного
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, для обмена
информацией по бытовым вопросам в непринуждённой обстановке, обычная его форма диалог.
Например:
-Мама, купи мне платье.
-Но оно такое дорогое.
-Ну, мама, оно такое красивое и элегантное.
-Нет, оно слишком короткое.
-Ну, мама, оно ведь такое строгое.
-Ладно, куплю я тебе это чёрное платье.
Без имени прилагательного девочка не смогла бы уговорить маму купить ей платье.
Таким образом, для разговорного стиля характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо, в целях экономии времени. Но наш пример доказывает, что порой мы не можем без них обойтись.
Слайд 25Перед вами картина И. И. Шишкина «Зима» (звучит музыка Вивальди «Зима»)
Слайд 26Творческая работа
Пришел декабрь – первый зимний месяц. Летят с небес легкие
белые снежинки и украшают землю пушистым ковром.
Деревья и кустарники в лесу стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелеными. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют декабрь в народе "хмурень" – хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз – строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Недаром говорят: "Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь – с мосточками".
Слайд 27Задания распечатаны
1. Подберите эпитеты к слову «лес», «снег», «день», «небо», «облако».
Составьте
словарь образных определений учитель читает стихотворение о снеге, демонстрируются репродукции картин, звучит музыка.
2.Создание учащимися собственного текста.
На доске предложения:
Вчерашний снег.
Зимой в лесу.
Морозный день.
- Что общего во всех предложениях?
- Какую роль могут играть они в начале текста?
Составьте небольшой текст-описание, используя одно из предложений.
Слайд 28Вопросы
Вспомните стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык».
Какими признаками,
по мнению писателя, обладает русский язык? Назовите все эпитеты (соотнесите ваши выводы с эпиграфом урока).
Какие чувства вызывают у автора свойства русского языка?
- Прочитайте стихотворение, произнося эпитеты на эмоциональном подъеме, выделяя каждый из них логическим ударением, стремясь, чтобы голос звучал глубоко и емко.
Слайд 29И.С.Тургенев «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Слайд 30Итог урока
- А сейчас подведём итог.
- Что мы узнали сегодня
на уроке?
- Где можно применить полученные знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Слайд 31Литература. Интернет-ресурсы
Русский язык. 6 кл.: рабочая тетрадь к УМК «Русский язык.
Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» / С.Н. Пименова, А.Ю. Купалова, Т.Е. Перова; под ред. С.Н.Пименовой. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016
Русский язык. 6 кл.: поурочные планы по программе В.В. Бабайцевой / авт.-сост. Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2007
Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник / Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др. ; под.ред. Г.К. Лидман-Орловой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014
Русский язык. Русская речь. 6 кл.: учебник / Е.И. Никитина. – 2-е изд., – М.: Дрофа, 2014
Слайд 32Литература. Интернет-ресурсы
Лингвистический тренажёр по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты / Е.А.
Архипова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010
Русский язык. 6 кл.: технологические карты уроков по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Т.А. Тростенцовой. II полугодие / О.В. Чермашенцева. – Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2017
Универсальные учебные действия. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс» ФГОС (к новому учебнику) / С.М. Вовк. – М.: Издательство «Экзамен», 2018
Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. 1, 2 /авт.-сост. Г.С. Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2016
prezi.com›gvjt4wqbggoo/presentation/
http://yandex.ru/clck/
https://infourok.ru