Слайд 1
ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ
ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ:
ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРОЕКТА,
ГРЫЗУЩИЕ ГРАНИТ НАУКИ,
УЧЕНИКИ 4 «А»
КЛАССА
КЛАДЕЗЬ ЗНАНИЙ:
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА,
РАБОТАЮЩИЙ,
НЕ ПОКЛАДАЯ РУК,
БАСИРОВА
ИРИНА НИКОЛАЕВНА
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ ЗНАНИЙ О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, И
СЕЙЧАС ОНА СТОИТ ОСОБЕННО ОСТРО.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ – ОСОБЫЙ ПЛАСТ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ НАШЕГО НАРОДА, - ДОЛЖНЫ ВОЗВРАТИТЬСЯ В НАШУ РЕЧЬ И ОБОГАТИТЬ ЕЕ.
НАША ЗАДАЧА – УЗНАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, ПРОВЕДЯ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ПОИСКОВУЮ РАБОТУ.
Слайд 4ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
ВЫЯСНЕНИЕ,
КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ
ОБОРОТЫ
ЗНАЮТ УЧАЩИЕСЯ,
УПОТРЕБЛЯЮТ ЛИ ИХ
В УСТНОЙ
И ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
Слайд 5Основополагающий
вопрос проекта
ЗАЧЕМ
НУЖНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ?
Слайд 6ГИПОТЕЗА
ИЗ ЧИСЛА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, КОТОРЫЕ УПОТРЕБЛЯЮТ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ, ЕСТЬ ТАКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ,
ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ ШКОЛЬНИКИ НЕ ПОНИМАЮТ
Слайд 7Задачи проекта:
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПО ДАННОЙ ТЕМЕ
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ДАННЫЕ И СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
ПРЕДСТАВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Слайд 8
Этапы подготовки и реализации проекта:
Разработка проектного задания
Поиск необходимой информации
Осуществление результатов
Оценка результатов
Проведение
урока «Роль фразеологизмов в нашей речи»
Слайд 9МЕТОДЫ НАШЕЙ РАБОТЫ
АНКЕТИРОВАНИЕ
СБОР ИНФОРМАЦИИ
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Слайд 10Мы узнали, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по
лексическому значению одному слову.
Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
На краю света (земли) – далеко
намылить шею – проучить, наказать
зарубить на носу – запомнить
Слайд 11Источники фразеологизмов
ИСКОННО РУССКИЕ
(топорная работа, зелёная улица)
СТАРОСЛАВЯНСКИЕ
(ищите и обрящете)
ЛАТИНСКИЕ
И ГРЕЧЕСКИЕ
(авгиевы конюшни, внести лепту)
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ
(синий чулок, бросить перчатку)
Слайд 12Фразеологизмы, пришедшие из Библии:
Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы,
остающиеся без ответа.
Допотопные времена – доисторические времена.
Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности.
Манна небесная – неожиданная удача.
Слайд 13Фразеологизмы, пришедшие из мифов.
НИТЬ АРИАДНЫ - то, что помогает найти
выход из затруднительного положения.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА– уязвимое место.
ДАМОКЛОВ МЕЧ – нависшая, угрожающая опасность.
ДВУЛИКИЙ ЯНУС- двуличный человек.
Слайд 14ИЗ НАРОДНЫХ СКАЗОК ПРИШЛИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
ИИ Я ТАМ БЫЛ, МЕД-ПИВО ПИЛ
ИЗБУШКА НА
КУРЬИХ НОЖК
КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
НИ В СКАЗКЕ СКАЗАТЬ, НИ ПЕРОМ ОПИСАТЬ
ПОДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО – НЕ ЗНАЮ ЧТО
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ, ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ
ПРИ ЦАРЕ ГОРОХЕ
СКАЗАНО-СДЕЛАНО
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК
СКАЗКА ПРОБЕЛОГО БЫЧКА
ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ
ЭТО ВСЕ ПРИСКАЗКА, СКАЗКА БУДЕТ ВПЕРЕДИ
Слайд 15МЫ УЗНАЛИ, ЧТО У ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ БЫВАЮТ ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ
пустить петуха
-фальшиво произвести мелодию
Пустить петуха- поджечь что-то
Ума палата - семи пядей во лбу
Голова на плечах - светлая голова
Два сапога пара - одного поля ягоды
Перековать мечи на орала - вложить меч в ножны
Хоть пруд пруди - кот наплакал,
засучив рукава –спустя рукава, заварить кашу - расхлебывать кашу
Тяжёл на подъем - легок на подъем
Слайд 19анкетирование
Учащимся было предложено 10 фразеологических оборотов:
,
Слайд 20Ознакомившись с которыми, ученики должны были ответить на 3 вопроса :
Слышал
ли ты этот фразеологический оборот?
Употребляешь ли ты его в своей речи?
Объясни значение этих фразеологизмов
6 % учащихся употребляют фразеологизмы, но не понимают их смысл, и поэтому
садятся в галошу
Слайд 21МЫ УЗНАЛИ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ,
В КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИСТОЧНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ,
ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Слайд 26Слово нос, выступающее как часть тела или какого-либо предмета,
имеет еще
одно значение.
Так в очень давние времена называли памятную дощечку или бирку для записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали всевозможные зарубки на память. Так появилось выражение ЗАРУБИТЬ НА НОСУ.
Если брали в долг деньги, то такие дощечки иногда отдавали в качестве долговых обязательств. В случае, если долг не возвращался, то по меткому выражению народа, кредитор «оставался с носом», то есть с дощечкой вместо денег.
ЗАРУБИТЬ НА НОСУ
Слайд 27Нить ариадны
Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна,
дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, которые дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.
Переносное значение выражения НИТЬ АРИАДНЫ – средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить.
Слайд 28Результаты проекта
Все участники проекта пришли к выводу : далеко не все
ребята в начальной школе имеют представление о том, что такое фразеологизмы, а уж тем более не могут объяснить их значение. Необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных . Мы надеемся, что наше исследование помогло ребятам увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их многогранность и глубину.
Слайд 29Источники
Ашукин Н.С. Крылатые слова / Н.С. Ашукин, М.Г., Ашукина. - М.:
Знание, 1997.-183с.
Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.-336с.
Жуков В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М.: Высшая школа, 2001.-236с.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М.: Просвещение, 1994.-431с.
Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - М.: Русский язык, 1990.-704с.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-224с.
. Интернет-портал "Русские словари" (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) – www.slovari.ru
Интернет форум программы "Говорим по-русски!"www.forum.echo. msk.ru
ИЗОБРАЖЕНИЯ
INTERNET
Игорь Калашников (Knavishkola) www.kaifolog.ru