Презентация, доклад по русскому языку на тему ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ (4 класс)

Содержание

УВАЖАЕМЫЕ ДАМЫ И ГОСПОДА,

Слайд 1






ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ:

ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРОЕКТА,
ГРЫЗУЩИЕ ГРАНИТ НАУКИ,

УЧЕНИКИ 4 «А»

КЛАССА



КЛАДЕЗЬ ЗНАНИЙ:

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА,
РАБОТАЮЩИЙ,
НЕ ПОКЛАДАЯ РУК,

БАСИРОВА
ИРИНА НИКОЛАЕВНА

ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ:ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРОЕКТА, ГРЫЗУЩИЕ ГРАНИТ НАУКИ,УЧЕНИКИ 4 «А» КЛАССАКЛАДЕЗЬ ЗНАНИЙ:РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА,РАБОТАЮЩИЙ, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, БАСИРОВА

Слайд 2 УВАЖАЕМЫЕ ДАМЫ И ГОСПОДА,

УВАЖАЕМЫЕ ДАМЫ И ГОСПОДА,

Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ ЗНАНИЙ О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, И

СЕЙЧАС ОНА СТОИТ ОСОБЕННО ОСТРО.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ – ОСОБЫЙ ПЛАСТ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ НАШЕГО НАРОДА, - ДОЛЖНЫ ВОЗВРАТИТЬСЯ В НАШУ РЕЧЬ И ОБОГАТИТЬ ЕЕ.

НАША ЗАДАЧА – УЗНАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, ПРОВЕДЯ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ПОИСКОВУЮ РАБОТУ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫВ НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ ЗНАНИЙ О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ, И СЕЙЧАС ОНА СТОИТ ОСОБЕННО ОСТРО.ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ

Слайд 4ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
ВЫЯСНЕНИЕ,
КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ
ОБОРОТЫ
ЗНАЮТ УЧАЩИЕСЯ,
УПОТРЕБЛЯЮТ ЛИ ИХ
В УСТНОЙ

И ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТАВЫЯСНЕНИЕ, КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ ЗНАЮТ УЧАЩИЕСЯ,УПОТРЕБЛЯЮТ ЛИ ИХ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Слайд 5Основополагающий вопрос проекта
ЗАЧЕМ
НУЖНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ?

Основополагающий    вопрос проектаЗАЧЕМ НУЖНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ?

Слайд 6ГИПОТЕЗА

ИЗ ЧИСЛА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, КОТОРЫЕ УПОТРЕБЛЯЮТ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ, ЕСТЬ ТАКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ,

ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ ШКОЛЬНИКИ НЕ ПОНИМАЮТ
ГИПОТЕЗАИЗ ЧИСЛА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, КОТОРЫЕ УПОТРЕБЛЯЮТ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ, ЕСТЬ ТАКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ ШКОЛЬНИКИ НЕ ПОНИМАЮТ

Слайд 7Задачи проекта:
ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПО ДАННОЙ ТЕМЕ
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ СЛОВАРЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ДАННЫЕ И СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
ПРЕДСТАВИТЬ ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Задачи проекта: ИЗУЧИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ  ПОЗНАКОМИТЬСЯ

Слайд 8 Этапы подготовки и реализации проекта:
Разработка проектного задания
Поиск необходимой информации
Осуществление результатов
Оценка результатов
Проведение

урока «Роль фразеологизмов в нашей речи»
Этапы подготовки и реализации проекта: Разработка проектного заданияПоиск необходимой информацииОсуществление результатовОценка результатовПроведение урока «Роль фразеологизмов в

Слайд 9МЕТОДЫ НАШЕЙ РАБОТЫ
АНКЕТИРОВАНИЕ
СБОР ИНФОРМАЦИИ
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

МЕТОДЫ НАШЕЙ РАБОТЫАНКЕТИРОВАНИЕСБОР ИНФОРМАЦИИАНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИСОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Слайд 10Мы узнали, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по

лексическому значению одному слову.

Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.

На краю света (земли) – далеко

намылить шею – проучить, наказать

зарубить на носу – запомнить

Мы узнали, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы

Слайд 11Источники фразеологизмов
ИСКОННО РУССКИЕ
(топорная работа, зелёная улица)
СТАРОСЛАВЯНСКИЕ
(ищите и обрящете)
ЛАТИНСКИЕ

И ГРЕЧЕСКИЕ
(авгиевы конюшни, внести лепту)
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ
(синий чулок, бросить перчатку)

Источники фразеологизмов ИСКОННО РУССКИЕ(топорная работа, зелёная улица) СТАРОСЛАВЯНСКИЕ (ищите и обрящете)ЛАТИНСКИЕ И ГРЕЧЕСКИЕ(авгиевы конюшни, внести лепту) ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ

Слайд 12Фразеологизмы, пришедшие из Библии:
Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы,

остающиеся без ответа.
Допотопные времена – доисторические времена.
Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности.
Манна небесная – неожиданная удача.

Фразеологизмы, пришедшие из Библии: Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа. Допотопные времена –

Слайд 13Фразеологизмы, пришедшие из мифов.
НИТЬ АРИАДНЫ - то, что помогает найти

выход из затруднительного положения.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА– уязвимое место.
ДАМОКЛОВ МЕЧ – нависшая, угрожающая опасность.
ДВУЛИКИЙ ЯНУС- двуличный человек.

Фразеологизмы, пришедшие из мифов. НИТЬ АРИАДНЫ - то, что помогает найти выход из затруднительного положения. АХИЛЛЕСОВА ПЯТА–

Слайд 14ИЗ НАРОДНЫХ СКАЗОК ПРИШЛИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
ИИ Я ТАМ БЫЛ, МЕД-ПИВО ПИЛ
ИЗБУШКА НА

КУРЬИХ НОЖК
КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА
НИ В СКАЗКЕ СКАЗАТЬ, НИ ПЕРОМ ОПИСАТЬ
ПОДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО – НЕ ЗНАЮ ЧТО
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ, ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ
ПРИ ЦАРЕ ГОРОХЕ
СКАЗАНО-СДЕЛАНО
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК
СКАЗКА ПРОБЕЛОГО БЫЧКА
ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ
ЭТО ВСЕ ПРИСКАЗКА, СКАЗКА БУДЕТ ВПЕРЕДИ
ИЗ НАРОДНЫХ СКАЗОК ПРИШЛИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:ИИ Я ТАМ БЫЛ, МЕД-ПИВО ПИЛИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖККАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙЛИСА ПАТРИКЕЕВНАНИ В СКАЗКЕ

Слайд 15МЫ УЗНАЛИ, ЧТО У ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ БЫВАЮТ ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ
пустить петуха

-фальшиво произвести мелодию
Пустить петуха- поджечь что-то

Ума палата - семи пядей во лбу
Голова на плечах - светлая голова
Два сапога пара - одного поля ягоды
Перековать мечи на орала - вложить меч в ножны

Хоть пруд пруди - кот наплакал,
засучив рукава –спустя рукава, заварить кашу - расхлебывать кашу
Тяжёл на подъем - легок на подъем

МЫ УЗНАЛИ, ЧТО У ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ БЫВАЮТ ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫпустить петуха -фальшиво произвести мелодиюПустить петуха- поджечь что-тоУма

Слайд 16Современные фразеологизмы

Современные фразеологизмы

Слайд 17Современные фразеологизмы

Современные фразеологизмы

Слайд 18СОВРЕМЕННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Слайд 19анкетирование
Учащимся было предложено 10 фразеологических оборотов:


,




анкетированиеУчащимся было предложено 10 фразеологических оборотов:,

Слайд 20Ознакомившись с которыми, ученики должны были ответить на 3 вопроса :

Слышал

ли ты этот фразеологический оборот?
Употребляешь ли ты его в своей речи?
Объясни значение этих фразеологизмов 

6 % учащихся употребляют фразеологизмы, но не понимают их смысл, и поэтому
садятся в галошу

Ознакомившись с которыми, ученики должны были ответить на 3 вопроса :Слышал ли ты этот фразеологический оборот?Употребляешь ли

Слайд 21МЫ УЗНАЛИ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ,
В КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИСТОЧНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ,
ИХ ЗНАЧЕНИЕ
МЫ УЗНАЛИ, ЧТО СУЩЕСТВУЮТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ, В КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИСТОЧНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 22Наши работы

Наши работы

Слайд 25ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ

ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ

Слайд 26Слово нос, выступающее как часть тела или какого-либо предмета,
имеет еще

одно значение.
Так в очень давние времена называли памятную дощечку или бирку для записей. Неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали всевозможные зарубки на память. Так появилось выражение ЗАРУБИТЬ НА НОСУ.
Если брали в долг деньги, то такие дощечки иногда отдавали в качестве долговых обязательств. В случае, если долг не возвращался, то по меткому выражению народа, кредитор «оставался с носом», то есть с дощечкой вместо денег.

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ

Слово нос, выступающее как часть тела или какого-либо предмета, имеет еще одно значение. Так в очень давние

Слайд 27Нить ариадны
Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна,

дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, которые дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

Переносное значение выражения НИТЬ АРИАДНЫ – средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить.
Нить ариадны Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла

Слайд 28Результаты проекта
Все участники проекта пришли к выводу : далеко не все

ребята в начальной школе имеют представление о том, что такое фразеологизмы, а уж тем более не могут объяснить их значение. Необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных . Мы надеемся, что наше исследование помогло ребятам увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их многогранность и глубину.
Результаты проектаВсе участники проекта пришли к выводу : далеко не все ребята в начальной школе имеют представление

Слайд 29Источники
Ашукин Н.С. Крылатые слова / Н.С. Ашукин, М.Г., Ашукина. - М.:

Знание, 1997.-183с.
Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.-336с.
Жуков В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М.: Высшая школа, 2001.-236с.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М.: Просвещение, 1994.-431с.
Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - М.: Русский язык, 1990.-704с.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-224с.
. Интернет-портал "Русские словари" (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) – www.slovari.ru
Интернет форум программы "Говорим по-русски!"www.forum.echo. msk.ru

ИЗОБРАЖЕНИЯ
INTERNET
Игорь Калашников (Knavishkola) www.kaifolog.ru

ИсточникиАшукин Н.С. Крылатые слова / Н.С. Ашукин, М.Г., Ашукина. - М.: Знание, 1997.-183с.Волина В.В. Веселая грамматика. -

Слайд 30СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть