Слайд 3Выпишите грамматические основы предложений.
(1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает
прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.
Слайд 4Ответ
1) Пароход не остановился, а продолжает курс; матрос успокоился и пришёл
в себя (предложение 1);
2) Он поспешил скинуть (предложение 2);
3) Матрос стянул (предложение 3);
4) Пиджак плыл (предложение 4);
5) Он услышал и увидел (предложение 5).
Слайд 6Kaвычкaми выдeляютcя нaзвaния литepaтypныx пpoизвeдeний, гaзeт, жypнaлoв, пpeдпpиятий, пapoxoдoв и т.
п., являющиecя ycлoвными нaимeнoвaниями, нaпpимep: «Boйнa и миp», гaзeтa «Пpaвдa» и т.д.
Пpимeчaниe. Kaвычкaми нe выдeляютcя нaзвaния, в cocтaв кoтopыx вxoдят имeни…, пaмяти…, нaпpимep: Гocyдapcтвeнный aкaдeмичecкий тeaтp дpaмы имeни A. C. Пyшкинa
Слайд 7Kaвычкaми выдeляютcя:
cлoвa, yпoтpeбляeмыe нe в cвoём oбычнoм знaчeнии;
cлoвa, yпoтpeбляeмыe
иpoничecки;
cлoвa, впepвыe пpeдлaгaeмыe или, нaoбopoт, ycтapeлыe и нeoбычныe и т. п., нaпpимep:
У нac, кaк я yжe гoвopил, eщё и пo cию пopy цapcтвyeт в литepaтype кaкoe-тo жaлкoe, дeтcкoe блaгoгoвeниe к aвтopaм: мы в литepaтype выcoкo чтим «тaбeль o paнгax» и бoимcя гoвopить вcлyx пpaвдy o «выcoкиx пepcoнax».
Слайд 8
Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1.Если прямая речь начинается с абзаца,
то перед началом её ставится тире, например:
Маленькая девочка бежала и кричала:
— Не видали маму? (М. Горький).
2.Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например:
Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Слайд 9Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов).
«А что Казбич?»
— спросил я нетерпеливо у штабс-капитана(Лермонтов).
Слайд 10
Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
Недалеко от столицы, там,
где протекает река (1) Сестра (2), находится небольшой город (3) Клин(4). С этим городом связаны последние годы жизни П. И. Чайковского, выдающегося русского композитора, создавшего балет (5)Щелкунчик(6). На окраине города стоит (7) дом-музей (8) Чайковского, в котором самые известные музыканты собираются и исполняют его произведения.
Слайд 12Определите вид связи словосочетания «вошел с улыбкой»
Слайд 13Ответ: управление
Замените словосочетание «вошел с улыбкой» на словосочетание со связью примыкание.
Слайд 15Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕВОЗМОГАТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2) МУЖЕСТВЕННО (поступить) — в суффиксах наречий пишется -НН-.
3) ПОЛОЖИТЬ (на место) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (поймал) МЯЧ — в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) ВО-ПЕРВЫХ — числительное пишется через дефис с приставкой ВО-
Слайд 16Ответ: 1, 3
1) ПРЕВОЗМОГАТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2) МУЖЕСТВЕННО
(поступить) — в суффиксах наречий пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
3) ПОЛОЖИТЬ (на место) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (поймал) МЯЧ — в форме мужского рода имени существительного 2-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) ВО-ПЕРВЫХ — наречие, оканчивающееся на -ИХ, -ЫХ, пишется через дефис с приставкой ВО-.
Слайд 1811) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается
чёрной с седоватым налётом.
2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
3)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.
4)И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.
5) И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.
Слайд 19Ответ:2,5
2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда
не видел.
5) И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.