Слайд 1
Трудные вопросы ЕГЭ
по русскому языку
Выполнила учитель русского
языка и литературы МКОУ «Ракитовская СОШ»
Алтайского края
Кузнецова Т.В.
Введение
При выполнении тестовых работ на ЕГЭ ученики часто допускают ошибки. Ежегодно у выпускников возникают одни и те же проблемы:
1. неумение применять на ЕГЭ теоритические знания по русскому языку;
2. ошибочное понимание вопросов к заданиям ЕГЭ;
3. отсутствие навыков тестирования;
4. неправильное распределение времени на выполнение заданий;
5.создание сочинения без учета критериев его проверки.
Слайд 3 Трудные темы, вынесенные на ЕГЭ
Учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ
по русскому языку сталкиваются со следующими трудными темами:
орфоэпические нормы русского языка;
морфологические нормы русского литературного языка;
синтаксические нормы русского литературного языка (употребление деепричастного оборота в речи, нормы согласования и управления);
пунктуационные нормы русского литературного языка (обособленные члены предложения, знаки препинания перед союзом как).
Слайд 4
1. морфология современного русского языка (разряды местоимений. Наречия, причастия и деепричастия.
частицы, производные предлоги);
2. типы сложных предложений и их специфика;
3. анализ языковых средств выразительности.
Слайд 5При написании сочинения:
1. определение проблемы;
2. композиционное и логическое оформление сочинения (в
том числе абзацное членение);
3. грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
4. теория аргументации.
Что нужно сделать, чтобы избежать этих ошибок?
Нужно чётко планировать свою работу.
Слайд 6 Планирование работы
Проанализировав трудные темы ЕГЭ, я
скорректировала программу подготовки к экзамену: календарно-тематическое планирование по предмету, элективный курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации 10-11 классы», индивидуальный план работы с учеником, диагностическую работу.
В календарно-тематическое планирование уроков русского языка включаю в каждый урок раздел «Повторение трудных тем»(тема берется из кодификатора). Повторение начинаем с теории. Использую схемы, таблицы, материал выдаю блоками, применяю информационно-коммуникативные технологии, которые дают основу для систематизации и обобщения изученного в 5-9 классах, создают базу, на основе которой можно продолжать углубленное освоение норм русского литературного языка.
Слайд 7 Повторение трудных тем
Сентябрь-октябрь
Орфоэпия А1
Орфография:
правописание н/нн в
словах различных частей речи А12;
правописание гласных в корне словаА13;
правописание приставокА14;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий А15;
правописание не и ни А17;
слитное, дефисное, раздельное написание слов А18.
Слайд 8Синтаксис и пунктуация:
1) Осложненное предложение;
2) типы сложных предложений;
3) типы сложноподчиненных предложений;
4)
синтаксические ошибки;
5) языковые средства выразительности в тексте .
Слайд 9Ноябрь
Работа с текстом
определение стиля и типа речи, определение средств и способов
связи предложений в тексте, подготовка к написанию сочинения;
знакомство с критериями оценивания задания сочинения;
работа по формулированию проблемы, комментированию текста и определению позиции автора, умению приводить аргументы;
анализ готовых вариантов сочинений в соответствии с критериями;
Написание, анализ и редактирование собственных сочинений
Сначала ученик пишет по шаблону, затем оформляет своё сочинение.
Слайд 10Декабрь
Пробный экзамен в форме ЕГЭ
Проведение диагностики, выявление типичных ошибок, индивидуальный анализ
работ. Определение проблем, над которыми необходимо работать с каждым учеником.
Слайд 11Январь-май
Работа по предупреждению ошибок на ЕГЭ.
Обращение на уроках к трудным темам.
Выполнение различных упражнений для совершенствования навыков по данным темам.
Проведение коллективной и индивидуальной работы с учащимися ( выполнение заданий по вариантам ЕГЭ).
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений( с заданиями по морфологии, словообразованию, орфографии и т.д.).
Интегрированные домашние задания.
Контроль .
Слайд 12Примерный план урока
1.Лексическая, орфографическая, синтаксическая или пунктуационная пятиминутка.
Виды деятельности учащихся :
словарный диктант, выполнение заданий по орфографии, лексический диктант, синтаксический или пунктуационный анализ предложений, синтаксический разбор словосочетаний, морфологический анализ слов, словообразовательный анализ слов и др.
Повторение теории по одной из тем
Выборочное тестирование
Анализ текста
Практикум (групповая или самостоятельная работа)
Срез знаний (в форме тестирования) по одной из тем.
Слайд 13Приложение
Нахождение грамматической основы предложения
Вызывает затруднение нахождение грамматической основы в предложении
с подлежащим, выраженным местоимением. Особую трудность представляет собой относительное местоимение КОТОРЫЙ, выступающее в роли союзного слова и соединяющее части сложноподчиненного предложения.
Неумение отличить главные члены от второстепенных часто не позволяет выпускникам опознать предложение, правильно определить количество грамматических основ в сложном предложении.
Слайд 14Подлежащее, выраженное местоимением в И.п.
Что там упало?
Кто-то позвонил в дверь.
Это хорошо.
Все
оглянулись.
В сложноподчинённом предложении проверьте, относятся ли подлежащее и сказуемое к одной части.
Все, кто приехал на фестиваль, порадовались успехам российских артистов.
Лесник, который встретил нас, радушно пригласил в дом.
Слайд 15Подлежащее, выраженное сочетанием слов, одно из которых стоит в И.п.
Служили два
товарища.
Несколько учеников не справились с заданием.
Обратите внимание!
Всё сочетание является подлежащим, если это:
-фразеологизм (яблоко раздора)
-географическое название (Азовское море)
-термин (золотое сечение)
-Название учреждения (Московский государственный университет)
-сочетание прилагательного, местоимения или числительного с существительным в Р.п. (трое из ларца, кое-кто из нападавших, двое котят).
Слайд 16Подлежащее выражено прилагательным или причастием
Пленный что-то говорил.
Приехавшие шумно располагались у печки.
Обратите внимание!
Отсутствие существительного в И.п. при этих словах указывает на переход прилагательного и причастия в существительное.
Слайд 17Подлежащее выражено инфинитивом глагола.
Курить – здоровью вредить.
Жить – Родине служить.
Обратите внимание!
Инфинитив может входить в словосочетание.
Быть некрасивым – это не беда, а вот быть злым – действительно несчастье.
Слайд 19Составное глагольное сказуемое
вспомогательный глагол+ неопределенная форма глагола
В роли вспомогательного глагола могут
выступать сочетание кратких прилагательных(намерен, рад, должен, способен, готов, обязан и т.п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений(в настоящем времени эта связка опускается).
Примеры:
Я не хочу печалить вас ничем.
Солдат обязан защищать своё Отечество.
Окружающие обязаны были понять мятежный характер героя.
Слайд 20Составное именное сказуемое
глагол связка + именная часть
Глагол-связка может быть выражен словами
-
быть, есть
считаться, являться, становиться, казаться, называться, служить и т.п.
Обратите внимание!
В настоящем времени глагол-связка обычно отсутствует(нулевая связка).
День хорош.
Он умница.
Слайд 21Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими способами:
Существительным в именительном и
других падежах
Ирина всегда была красавица.
Он был с хитрецой.
Полными прилагательными в именительном или творительном падежах
Отец был сердитый.
Отец вчера был сердитым.
Прилагательными в сравнительной степени
Будь со мной добрее.
Вчера ты был бодрей.
Слайд 22Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими способами:
Числительным
Мальчонка был лет семи.
Наречием
Наш
пёс был настороже.
Междометием
Взгляд её – ой-ой-ой!
Местоимением
Фонарик у меня был свой.
Причастием
Здание было не отремонтировано.
Синтаксически неделимыми словосочетаниями
Это был старик лет семидесяти.
Слайд 23Проверяем себя
Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено местоимением.
А) Мокрый дождя не
боится.
Б) Всякий может стать героем.
В) Наконец пришло и послезавтра.
Г) Иной не поможет и в горе.
Д) Кто ответит на этот вопрос?
Е) Некто велел Никите прийти на встречу в соседний двор.
Ж) Дорогу осилит идущий.
З) «Ау!» раздалось в лесу.
И) Что тебя заставило так поступить с другом?
К) Каждый мечтал о счастье.
Слайд 25Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено причастием.
А) Пуганный змеёю и верёвки
боится.
Б) Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец.
В) Приехавшие долго ждали багаж.
Г) Это меня очень настораживает.
Д) Кто здесь обиженный?
Е) Осуждённые признали свою вину.
Ж) Дорогу осилит идущий.
Слайд 27Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено неделимым словосочетанием.
А) Эта филькина грамота
насмешила чиновников.
Б) Бледно-розовое облако одиноко путешествовало по лазурному небу.
В) Лучший из художников –это Репин.
Г) Хорошее настроение не покидало неразлучных друзей.
Д) Парниковый эффект уже даёт печальные результаты.
Е) Северная Двина поражает своей величавой суровостью.
Ж) Жили старик со старухой у самого синего моря.
Слайд 29Укажите, в каких предложениях составное глагольное сказуемое.
А) К кругосветному путешествию Фёдор
Конюхов стал готовиться заранее.
Б) Письма были написаны, перечитаны и разосланы.
В) Дальний Восток начал волновать моё воображение с детства.
Г) Будем петь и смеяться, как дети.
Д) Его я видеть не должна.
Е) Хоккейная команда стала атаковать ворота противника.
Ж) Я не намерен объяснять поступки своего брата.
Слайд 31Укажите, в каких предложениях составное именное сказуемое.
А) В человеке всё должно
быть прекрасно.
Б) Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком.
В) Ты одна у меня желанная, солнышко моё долгожданное.
Г) Не обижайте любимых упрёками, бойтесь казаться любимым жестокими.
Д) Стань сильней меня…
Е) Тебя жалеть я не умею, и крест свой бережно несу.
Ж) В горнице моей светло: это от ночной звезды.
З) Красные цветы мои в горнице завяли все.
Слайд 33В каких предложениях все виды сказуемого?
А) как я рада, что ты
приехал, и теперь мы начнём строить новую жизнь!
Б) А я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу солёный Тихий океан и тундру, и тайгу!
В) Уверен: ты станешь ходить, и всё будет просто замечательно.
Г) Узнал я, что ты был болен, а потому спешу узнать о твоём здоровье.
Слайд 35Используемая литература:
1) Божко Н.М. Русский язык. Трудные вопросы орфографии.- Волгоград:
Учитель, 2011.-207с.
2) Егораева Г.Т. Русский язык ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций.-М. «Экзамен» 2012.
3) Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.-М.: «Просвещение», 1982.
4)Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку.- М.: «Просвещение», 2000.
5) Рейнке И.Н. О трудном в орфографии и пунктуации.- Л. «Просвещение»,1971.
6) Тульчин С.Г. Материалы для грамматического разбора на уроках морфологии.-М.: «Просвещение2»,1967.
7) Библиотечка «Первого сентября». Серия «»Русский язык»
Выпуски17,19,20,23.