Презентация, доклад по русскому языку на тему Логичность речи. Богатство речи (5 класс)

Содержание

Проверка выполнения домашнего задания 1. Тургенев увидел облака высокими и редкими, изжелта-белыми, как весенний запоздалый снег, плоскими и продолговатыми, как опустившиеся паруса.Толстой увидел облака, похожие на круги снега.Чехов увидел пепельно-серое облако, которое нахмурилось.Перечислить качества речи. Рассказать о

Слайд 1Логичность речи. Богатство речи
Урок русского языка в 5 классе
по учебнику


Л. А. Муриной, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаенко
Логичность речи. Богатство речиУрок русского языка в 5 классе по учебнику Л. А. Муриной, Ф. М. Литвинко,

Слайд 2Проверка выполнения домашнего задания
1. Тургенев увидел облака высокими и редкими, изжелта-белыми, как

весенний запоздалый снег, плоскими и продолговатыми, как опустившиеся паруса.
Толстой увидел облака, похожие на круги снега.
Чехов увидел пепельно-серое облако, которое нахмурилось.

Перечислить качества речи.
Рассказать о точности речи.

Проверка выполнения домашнего задания 1.	Тургенев увидел облака высокими и редкими, изжелта-белыми, как весенний запоздалый снег, плоскими и

Слайд 3Проверка выполнения домашнего задания
Упражнение 57.
2. Зачитайте своё описание неба.

Проверка выполнения домашнего задания Упражнение 57. 2.	Зачитайте своё описание неба.

Слайд 4Тема урока
Тема урока
знаю
узнаю

Тема урокаТема уроказнаюузнаю

Слайд 5Узнаем
Что такое качества речи: точность, логичность, богатство, чистота, уместность и выразительность

УзнаемЧто такое качества речи: точность, логичность, богатство, чистота, уместность и выразительность

Слайд 6Научимся
Находить и исправлять неточности в устной и письменной речи

НаучимсяНаходить и исправлять неточности в устной и письменной речи

Слайд 7Повторим
Состав слова

ПовторимСостав слова

Слайд 8Упражнение 58
1. Последовательность частей нарушена, так как сначала собака увидела волка.

Описание волка должно последовать после.

2. У нашего пастуха есть помощница — небольшая собака. Она увидела волка.
Волк узкотелый, остромордый. Лапы у него тонкие. Шерсть светло-серая с тёмной полосой по хребту. Посередине спины светлая поперечина.

Упражнение 58 1. Последовательность частей нарушена, так как сначала собака увидела волка. Описание волка должно последовать после.2.	У

Слайд 9Страница 30. Логичная речь
Логичной является такая речь, в которой мысль излагается

последовательно, слова, пред- ложения, части связаны между собой по смыслу.
Страница 30.  Логичная речьЛогичной является такая речь, в которой мысль излагается последовательно, слова, пред- ложения, части

Слайд 10Упражнение 1 Прочитайте. При списывании выберите слово, которое в большей степени подходит

к сказке. Придумайте продолжение сказки.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшего) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под березку, лапти свои (скинул, снял). Сидит Иван (ест, закусывает) хлеб. Достал он кувшин решил (воды, водицы) испить. Вот видит, по зеленой (траве, травушке) ползет жук.

Упражнение 1 Прочитайте. При списывании выберите слово, которое в большей степени подходит к сказке. Придумайте продолжение сказки.

Слайд 11Упражнение 59
1. В тексте нарушена логичность речи, так как Последовательность частей

неверна.

2. Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, и зажарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился.

Упражнение 59 1. В тексте нарушена логичность речи, так как Последовательность частей неверна.2. Жили-были старик со старухой.

Слайд 12Физкультминутка
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два,

три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Ручки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней,
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.

Физкультминутка Мы писали и устали,Все мы дружно тихо встали,Ножками потопали: раз, два, три.Ручками похлопали: раз, два, три.Сели,

Слайд 14Страница 31. Богатая речь
Богатая речь — та, в которой используются

разнообразные слова, сочетания слов и предложения.
Страница 31.  Богатая речь Богатая речь — та, в которой используются разнообразные слова, сочетания слов и

Слайд 15Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря.
Например, А.С. Пушкин

употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысяч слов, причем половина этих слов встречается у него только по одному или два раза.
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах

Слайд 16Важным источником обогащения речи служат синонимы.
В чем же особенность синонимов?


Что необходимо о них знать, чтобы с большим эффектом использовать в своей речи?
Прежде всего, уметь находить слова, синонимичные друг другу, уметь проникать в глубь слова, понимать, чем синонимы различаются.
Важным источником обогащения речи служат синонимы.  В чем же особенность синонимов? Что необходимо о них знать,

Слайд 17Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда и почему?
1. Учитель, педагог,

историк, преподаватель.
2. Хирург, врач, лекарь, фельдшер.
3. Опять, снова, обратно, вновь.
4. Бежать, идти, лететь, мчаться, нестись, шагать.

Какие слова необходимо исключить из синонимического ряда и почему? 1. Учитель, педагог, историк, преподаватель. 2. Хирург, врач,

Слайд 18Русский язык обладает богатейшими словообразовательными возможностями.
Познакомьтесь с уменьшительно-ласкательными формами собственного

имени Людмила.
Людмила, Люда, Людака, Людаха, Людаша, Людашенька, Людашечка, Людашка, Людёнка, Людик, Людка, Людмилка, Людмилонька, Людмилочка, Людмилушка, Людок, Людонька, Людочек, Людочка, Людусенька, Людусечка, Людуська, Людуся, Людуха, Людуша, Людушенька, Людушечка, Людушка, Людушка.
Люка, Люконька, Люкочка, Люкша.
Люленька, Люлечка, Люлик, Люлька, Люля.
Люсек, Люсёнка, Люсёнок.
Люся, Люсенька, Люсечка, Люсик, Люсиша, Люсишка, Люська, Люсюха, Люсюша, Люсюшенька, Люсюшка, Люсюка, Люсявка.
(Н.А. Петровский. Словарь русских личных имен).
Русский язык обладает богатейшими словообразовательными возможностями.  Познакомьтесь с уменьшительно-ласкательными формами собственного имени Людмила. Людмила, Люда, Людака,

Слайд 19О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц, поговорок, крылатых слов

и выражений.
О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений.

Слайд 20Упражнение 2 Запишите под диктовку пословицу. Разберите слово маленькое по составу

Упражнение 2  Запишите под диктовку пословицу. Разберите слово маленькое по составу

Слайд 21Упражнение 2 Запишите под диктовку пословицу. Разберите маленькое слово по составу
Маленькое

дело лучше большого безделья.

Маленькое

Упражнение 2  Запишите под диктовку пословицу. Разберите маленькое слово по составу Маленькое дело лучше большого безделья.Маленькое

Слайд 22Упражнение 3 Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящее по смыслу слово


Согрело солнышко сосульку. (Что сделала?) ... она (какими?) ... слезами. (Что сделали?) ... капельки на солнце. Засвети­лись (какими?) … огоньками. (Что сделали?) ... они ручейками. Воробьи иску­пались (в каком?) ... ручейке и (что сделали?) ... по-весеннему (как?) ... . Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и (что сделал?) ... . Всё кругом изменилось: (что сделало?)
... (какими?) ... огнями. Весь мир (что сделала?) ... и ... (какая?) ... капля.
По Э. Шиму

Упражнение 3  Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящее по смыслу слово    Согрело солнышко

Слайд 23Подведение итогов занятия
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие из заданий вы

выполнили с лёгкостью? Какие нет?

Подведение итогов занятия-Что нового вы узнали на уроке?-Какие из заданий вы выполнили с лёгкостью? Какие нет?

Слайд 24Совсем непонятно
Хорошо понятно
Выберите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке.

Номер выбранного смайлика отметьте на полях тетради.
Совсем непонятно Хорошо понятноВыберите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке. Номер выбранного смайлика отметьте на полях

Слайд 25Информация о домашнем задании
§8, упр. 61 или 63

Прочитайте задания к упражнению.


Какое правило отрабатывается в упражнении?
Что выполняется письменно, что устно?
Запомните правописание словарных слов в параграфе.

Информация о домашнем задании§8, упр. 61 или 63Прочитайте задания к упражнению. Какое правило отрабатывается в упражнении? Что

Слайд 26Автор:

Кваст Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа №27

г. Могилёва»

Сайт школы:http://sosh27.mogilev.by
Автор: Кваст Наталья Владимировнаучитель русского языка и литературыГУО «Средняя школа №27 г. Могилёва»Сайт школы:http://sosh27.mogilev.by

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть