Слайд 1Авторская работа
с применением инновационных технологий
(проектная деятельность)
на уроках русского
языка
Выполнили:
учитель русского языка и литературы
Климова Н.Б.,
учащиеся 6-А класса
Слайд 2Части речи (самостоятельные, служебные, междометие)
их значение;
грамматические категории;
использование в речи.
Слайд 3
В дорогу, дорогая детвора!
Нам в бездну языка пришло время нырять,
Потому что
в той бездне давно уж пора
Части речи загадочные отыскать.
Слайд 4Итак, ми отправляемся
в страну МОРФОЛОГИЯ.
Слайд 5Кто в Морфологии живёт -
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы
найдем
Товарищей веселых.
Слайд 6Некий КОЛДУН,
умеющий перевоплощаться в различные предметы.
Он отвечает на вопрос
КТО? ЧТО?
Его имя - существительное.
Слайд 7ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Без существительного ни у кого не было бы имени.
Он дает
названия всем существам, предметам, событиям, которые одевает в свои шесть падежей, два числа, три рода и три склонения.
В предложении может выступать любым членом.
Слайд 8Очень впечатлительное
Имя существительное.
Убедят его легко
Два вопроса: кто? и что?
Обозначит все предметы:
Кто?
ворона, что? кометы,
Кто? зайчонок, что? гроза,
Книга, речка, стрекоза.
Так предметы называй,
По вопросу узнавай.
Слайд 9Художник,
который все время фантазирует,
что-то рисует, раскрашивает.
Его имя -
прилагательное.
Слайд 10 ИМЯ
прилагательное
Оно всегда ходит с кистью и карандашом.
Прилагательное всех украшает.
Оно
указывает на принадлежность предмета определенному лицу.
В предложении выступает определением и сказуемым.
Слайд 11Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она
какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
Слайд 12Ученый, любит все подсчитывать, так и ходит всегда с калькулятором. Имя
этого ученого - числительное.
Слайд 13ИМЯ числительное
Числительное называет число, количество предметов, порядок их при счете и
отвечает на вопрос СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?
Без числительного вы не знаете в каком году родились, сколько лет живете на свете.
А попробуйте без числительного купить в магазине бубликов, конфет или еще что-то.
В сочетании с существительным бывает в предложении главным или второстепенным членом.
Слайд 14Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
И
ты с числительным будь дружен.
Оно ведь каждый день и час
Сказать готово, сколько вас,
И может, ты имей в виду,
Сказать, который кто в ряду.
Слайд 15Таинственный агент 007.
Ходит в темных очках еще и закрывается газетой.
Он пытается скрыть и даже свое настоящее имя - МЕСТОИМЕНИЕ.
Слайд 16МЕСТОИМЕНИЕ
Он знает все обо всех, но не считает нужным что-то объяснять.
Не
называет, а только указывает на предмет, его признак или количество.
Отвечает на вопрос КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ?
В предложении местоимение играет роль подлежащего, сказуемого, определения и приложения.
Слайд 17Я играю на кларнете,
ТЫ играешь на трубе,
ОН с утра сидит в
буфете,
ВЫ сегодня налегке.
МЫ пойдём к Совунье в гости,
В гости к НАМ Бараш придёт,
(Постоит возле порога,
Развернётся и уйдёт).
Нюша - ТА ещё свинюшка,
ЕЙ бы пакости творить,
Ёжик лично МНЕ приятен,-
Весело умеет жить!
Здорово, что НАШИ дети
Знают ВСЕХ зверушек ЭТИХ.
Слайд 18Фокусник - ловкий, быстрый. Умеет одновременно выполнять множество действий. Иногда он
кажется фантастической стоножкой и сторучкой. Это - ГЛАГОЛ.
Слайд 19ГЛАГОЛ
Без глагола все лежит на месте, бьет баклуши.
Глагол является тем механизмом,
который всех и все запускает в действие.
Узнаем ли мы без глагола, в жизни делается, что с нами происходит?
В предложении также выступает главным и второстепенным членом предложения.
Слайд 20Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, оделся и пошёл.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол
ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши.
Слайд 21Полицейский - весьма важное и ответственное лицо в сказочной стране.
Он
имеет множество обязанностей
по наведению
общественного порядка.
Это - Наречие.
Слайд 22НАРЕЧИЕ
Наречие так и засыпает вопросами: КАК? ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗАЧЕМ? С КАКОГО ВРЕМЕНИ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?
Человек может менять существительное, прилагательное, числительное, местоимение и глагол, как ему заблагорассудится. А наречие не из таких!
В предложении наречие может быть только обстоятельством!
Слайд 23Наречие
совсем забыли?!.
Как часто?
Где? Когда? Зачем?
Хотя наречий в речи много...
Учить
не трудно их совсем.
По падежам не изменяются,
Числа нет,
даже не склоняются...
Не нужен род, падеж, число -
Вот повезло - так повезло!
Слайд 24«ВЕСЕЛЫЕ ПОМОЩНИКИ»-служебные части речи
Познакомьтесь с нами:
предлоги
союз
частица
Слайд 25Не задать вопрос к предлогу.
Просто выйдет на подмогу,
Свяжет
грамотно слова –
Служба
в дружбу
такова.
Слайд 26Служит связи слов союз.
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит.
Слайд 27Осталась я – часть речи и частица,
Встречаюсь вам почти на всех
страницах.
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовет,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Все то, что кто-нибудь произнесет.
Слайд 28Междометия – самый удивительный класс слов.
Он не относится ни к
самостоятельным, ни к служебным частям речи.
Междометие – не слово, междометие – восторг.
Или радость, или горе,
или то, что между строк…
Междометие – страданье, иногда тупая боль.
Еле слышно губы шепчут многократно: Ой! Ой! Ой!
Междометие, как лозунг, междометие – призыв:
Эй! Ай да! Давайте, с богом!
Порождает позитив.
Слайд 29Существительное - школа.
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы- местоименье,
Бъёт числительное семь.
З ученье,
без сомненья,
Приниматься надо всем .
Мы наречием отлично
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни- у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при это не лениться
И ни часу не терять!
После школы как известно,
Мы катаемся на санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у тёплой печи
Повторяем
части речи!