Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ ГРУПП ВЕЧЕРНЕЙ И ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ.
МБОУ
СШ №24
учитель русского языка и литературы
Минеева Ольга Сергеевна
2015 год
Слайд 2Лингвистическая компетенция предполагает знания о языке, о его системе, о теоретическом
и практическом усвоении этих знаний.
Знание законов лингвистики способствуют формированию речевой личности.
Речевое развитие – это развитие языковой способности учащихся.
Языковая способность включает в себя знания по всем разделам науки о языке и по орфографии в том числе.
Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования орфографических умений и навыков.
Слайд 3Орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка;
среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Орфография изучается в 1-7 классах, в старших классах – повторяется. Материал по орфографии не выделен в школе
как отдельный самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него.
Несмотря на то, что изучение орфографии заканчивается
в 7 классе, грамотность учащихся старших классов вечерней школы очень низка.
Слайд 4Невысокая успеваемость учащихся по русскому языку может объясняться как причинами общего
характера, так и индивидуальными особенностями ученика.
К причинам общего характера относятся следующие:
а) несформированность в дневной школе навыков чтения (некоторые читают по слогам);
б) большой перерыв в учебе (до 15 лет);
в) отсутствие познавательной мотивации, объясняемое социальной или семейной обстановкой, когда учеба на втором и даже на третьем месте, а главное – это работа, семья (двое, трое детей, одинокие мамы);
г) нерегулярная посещаемость;
д) отсутствие единой системы и необходимой преемственности в работе по орфографии, так как ученики из разных школ, а в вечерней школе обучаются всего три года и менее;
е) пониженный интерес учащихся к предмету; ослабленные воля и внимание; слабая начитанность; отсутствие навыков самостоятельной работы по русскому языку и полноценных знаний по грамматике и т.д.
Слайд 5 Для учащихся вечерней школы важнейшими являются такие орфографические темы, как:
Правописание
безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях.
Правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Чередование гласных в корне слова.
Употребление заглавных букв.
Перенос слов.
Слитно-раздельные и дефисные написания и др.
Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок.
Слайд 6 Для учащихся вечерней школы важнейшими являются такие орфографические темы, как:
Правописание
безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях.
Правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Чередование гласных в корне слова.
Употребление заглавных букв.
Перенос слов.
Слитно-раздельные и дефисные написания и др.
Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок.
Слайд 7Типы ошибок :
а) б е з у д а
р н ы е г л а с н ы е в к о р н е, проверяемые и непроверяемые; «сталовый», «мрамар»;
б) г л а с н ы е п о с л е ш и п я щ и х: «жылище», «щявель», «шопот»;
в) д в о й н ы е с о г л а с н ы е: «корридор», «галлерея»;
г) з в о н к и е и г л у х и е в конце и середине слов: «озноп», «костяжка»;
д) т в е р д ы е и м я г кие согласные: «косьть», «баньтик», «возми»;
е) р а з д е л и т е л ь н ы е ъ и ь: «обьезд», «заячим», «вюга».
В п р а в о п и с а н и и п р и с т а в о к:
а) приставок на з - с: «безпредельный», «бешумный»;
б) приставок пре- и при-: «приодолеть», «прекрытие».
Слайд 8 В п р а в о п и с а
н и и ч а с т е й р е ч и:
а) в окончаниях существительных и прилагательных: «в тетраде», «плащем», «ключем»; « в красным платье»;
б) суффиксах – «порожик», «ключек «песчанный», «серебрянный»;
в) ь после шипящих: «тучь»,«мыш», «плащ»;
г) в ч и с л и т е л ь н ы х: «четырмя», «пятдесят», «восемдесят»;
д) в м е с т о и м е н и ях: «некакой», «некакем», «скем», «ниукого»;
е) в г л а г о л а х: «ходет», «видет», «просет», «хочит», «знаеш»;
ж) в н а р е ч и я х: «навзнич», «лиш»; «по немногу».
Слайд 9ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Обобщение и углубление знаний по языку.
Развитие орфографических навыков на
основе принципов русского правописания.
Побуждение к сознательному овладению орфографическими нормами письма.
Формирование коммуникативной личности.
Слайд 10Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ –
постепенный переход от правильного и
сознательного выполнения чисто
орфографических
упражнений к правильному письму (созданию
текста).
Слайд 11ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ.
История вопроса об упорядочении правописания.
1815г. – первый свод
орфографических правил «Русское правописание» академика Я.К. Грота.
1818г. – реформа. Отменены буквы: ер, ять.
1930-1931гг., 1940-1941гг. – дискуссии о дальнейшем усовершенствовании правописания. Выступали ученые-академики: Виноградов В.В., Щерба Л.В., Обнорский С.П.
1956г. – полный свод «Правил русской орфографии и пунктуации».
2006г. – утверждение списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского языка.
Слайд 12 Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях
письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов орфографии:
при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в конях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и т. п.;
2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;
3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;
4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;
5) при аббревиатуре, т.е. неграфическом сокращении слов.
Слайд 13Принципы русской орфографии.
Морфологический
Фонетический
Традиционный
Дифференцирующие написания
Слайд 14На морфологическом принципе основано:
1) написание проверяемых безударных гласных и звонких конечных
согласных в корнях слов: сад [сат], сады [с ды], садовод [съд вот], ход [хот];
2) правописание приставок, исключая приставки на з-: поиграть [пъиграт], пропустил [пръпустил], заход [з хот];
3) правописание безударных окончаний существительных: в городе
[в – горъдь], над столом [нът – стълом];
4) правописание суффикса –ок: широк [шырок], низок [низък];
5) правописание слов с непроизносимыми согласными: грустно [груснъ], местный [м эсныj];
6) правописание ассимилированных согласных: нести [н и с т и], травка [трафкъ];
7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, начинающегося с –И- в сложносокращенном слове: пединститут
[п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф рмацыjь].
Слайд 15Фонетический принцип
На фонетическом принципе основаны:
1) написание приставок на з-: без-,
воз-, низ-, из-, раз-, чрез-, через-. Так, перед корнем, начинающимся глухим согласным пишется буква С, а в остальных случаях сохраняется З: бесклассовый, безвредный, известить, испить, ниспадать;
2) написание ударяемых гласных: дом, лес, сад;
3) правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: под ударением слышится О и пишется О, в безударном положении слышится А и пишется А: розыск – разыскивать, роспись – расписка;
4) написание Ы вместо начального И в корне после приставок на твердый согласный: играть, но сыграть; искать, но сыскать; история, но предыстория;
5) написание по ударением О и в безударном положении Е в окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих: душой, но кашей; большой, но рыжего; горячо, свежо, но певуче, бойче;
6) написание под ударением –ОЙ, в безударном положении –ЫЙ в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но новый; восьмой, но пятый;
7) написание Ы после Ц: лисицын, синицын, сестрицын;
8) написание Ь после мягкого Л: соль, уголь, сильный
Слайд 16Традиционный (исторический) принцип
На традиционном принципе основано:
1) написание Г в
род.п., ед.ч. прилагательных, причастий, местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого (произносится – во), пятого (произносится – во). Написание Г сохранилось с тех далеких эпох, когда эти формы произносились с [г];
2) по традиции пишется буква И после шипящих Ж и Ш. Эти согласные были в древнерусском языке мягкими, поэтому после них было закономерным писать И, Е, Ё, Ю, Я, как слышится, но к XIV в. эти согласные отвердели, но написание И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твердо и слышится Ы, а не И: жить, шить;
3) по традиции пишется Ь в окончаниях глаголов настоящего и будущего
времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;
4) по традиции пишется, а никак не объясняется написание с непроверяемыми безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака, вокзал;
5) суффиксы –еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.
Слайд 17Дифференцирующие написания.
Слитные, полуслитные и раздельные написания слов.
Дифференцирующие написания – это такие,
в которых одинаково произносятся слова, нона письме обозначаются по-разному. При этом орфография служит для различения:
1) разных значений слов: компания – кампания, бал – балл, копчик – кобчик;
2) разных грамматических классов и грамматических форм (поэтому дифференцирующие написания иногда называются грамматическими): сущ. м.р. и ж.р.: тушь – ж.р., туш – м.р.; рож – мн.ч. род.п., рожь – ж.р. 3 скл.;
3) разных частей речи: ожог – сущ., ожег – глагол; плач – сущ., плачь – повелительное наклонение глагола;
4) собственных и нарицательных существительных: Орел (город) – орел (птица).
Слайд 18Основные умения и навыки при обучении орфографии.
Умения – это
возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями.
Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. По мере выработка навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а переносится на его результаты, операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль.
Слайд 19Принципы обучения орфографии
Совершенствование орфографических навыков учащихся вечерней школы основывается на
учете важнейших принципов:
связи обучения орфографии с фонетикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом;
сознательности и автоматизма навыка в обучении орфографии;
- связи обучения орфографии с развитием речи и мышлением
Слайд 20Принцип связи обучения орфографии с фонетикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом.
Например:
1) Приставка при- указывает на присоединение, приближение, прибавление (пристроить, приходить, приписать); неполноту действия (притормозить, привскочить, приуменьшить); нахождение вблизи чего-то (приморье, прибрежный). Применяя правило, ученик указывает морфему (приставку при-) и семантический признак орфограммы.
2) После шипящих на конце существительных 3-го склонения пишется ь (ночь, рожь, мышь). Формулируя правило, ученик должен определить характер основы, часть речи, склонение.
3) После шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных под ударением пишется о, без ударения – е (ср.: грошовый, ежовый, свинцовый, плюшевый, ситцевый). Применяя правило, ученик определяет, в какой морфеме находится гласный, который следует за шипящим, называет часть речи, выявляет ударение в слове.
Слайд 21Принцип сознательности и автоматизма.
Процесс формирования орфографического навыка включает цепь последовательных
мыслительных этапов: опознавательный, выборочный, заключительный.
Опознавательный этап анализа – это умение обнаружить орфограмму.
Выборочный этап предполагает установление орфографического правила и определение последовательности, в какой необходимо применить это правило на письме.
Заключительный этап анализа – это решение вопроса о конкретном написании, выделение существенных признаков, необходимых и достаточных для применения орфографического правила на письме.
Например: 1. Учащийся обнаруживает орфограмму в слове ш. .рстка и опознает ее характер: произношение ударного о после шипящего в корне слова. 2. Приводит правило: «Если в корне слов после шипящих произносится звук [o], он на письме обычно обозначается буквой е (ë): при образовании родственных слов или изменении слова в этих словах бывает чередование е с ë».
3. Решение: шëрстка (шерсть).
Слайд 22 Принцип связи обучения орфографии с развитием речи и мышления.
Так
как орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи, то это речевой навык.
Задания: выпишите пары одинаково произносимых слов; чтобы стало ясно их значение, подберите к каждому подходящее по смыслу слово (запевать песню – запивать лекарство). Или: есть ли разница в словах изморозь – изморось? Что обозначают слова поземка, изморозь, пурга?
Большое значение имеет работа с синонимами и антонимами (упр. 48). Например: образовать антонимы от слов, изменяя начальную словообразовательную часть. Отц. .плять, объед. .нять, с. .ехаться,
шир. .коплечий, лев. .бережный.
Для развития мышления учащихся эффективны задания, в которых ставятся орфографические задачи:
- На какие две группы в зависимости от правила правописания гласной в корне можно разделить слова собираться, развиваться, посвятить, осветить, посидеть (на скамейке), поседеть (от горя), зажигать, стереть (пыль), стирать (белье)?
Слайд 23
Методы и приемы обучения орфографии
метод наблюдения и анализа (частично-поисковый),
проблемный метод,
элементы программированного обучения (алгоритмизация),
изложение материала блоками,
- составление таблиц.
Слайд 24Метод наблюдения и анализа языковых явлений.
Этот метод предполагает составление
и сравнение фактов орфографии.
Этапы орфографического познания:
- восприятие орфограммы на основе сопоставления, сравнения;
- осмысление, приводящее к обобщению;
практика письма (упражнения).
Например: дружок – овражек (сущ.).
Условным обозначением подчеркнут «опознавательный признак» орфограммы – шипящий, а сама орфограмма обозначена черточкой, выделен суффикс, указано ударение. Внимание ученика приковано к условиям, объясняющим данное написание (эти условия содержатся и в правиле, и они всегда должны быть в поле зрения ученика при объяснении орфограммы). Правило – это обобщение того, что ученик наблюдал, итог его работы. Задание: изобразить изученное правило схематично. Получается примерно вот так:
ë о о
после шипящих
Слайд 25Прием сопоставления наравне с анализом и синтезом в работе по орфографии
должен быть систематическим. Например, наблюдения над склонением слов: санаторий, армия, известие, песня, море, жизнь, знамя, семя – приводят к следующему выводу о правописании окончаний существительных.
Окончание –И пишется:
в I склонении Р.п.: из песни;
в III склонении Р., Д., П.: от зависти, в жизни;
в существительных П.п., ед. ч., если окончанию предшествует буква –И: в санатории, об армии;
в существительных на –мя в Д.п. и П.п.: к стремени, о времени.
Окончание –Е пишется:
в I склонении Д.п. и П.п. (кроме существительных на –мя): к избушке, о галерее;
во II склонении П.п. (кроме существительных на –ий, -ие): в доме, о море.
Слайд 26 Составление таблиц является эффективным методом теоретико-практического обучения орфографии, поскольку
уже сам процесс подготовки побуждает учащихся находить в материале общее и частное, типичное и случайное, а также выделять признаки, по которым родственные орфограммы могут быть объединены и включены в соответствующую рубрику таблицы.
Слайд 27Обобщение сведений о правописании чередующихся гласных в корне е – и
Слайд 28Элементы проблемного обучения в работе по орфографии.
В основе лежит прием сопоставления
и противопоставления.
Например, при изучении правила правописания приставок на –з учитель пишет на доске несколько слов с обоими вариантами написания одной и той же приставки раз- и рас-: разбить, расстаться, развитие, рассол. Учащиеся озадачены: в одних и тех же приставках пишется то з, то с. Возникает вопрос: от чего это зависит? Так создается проблемная ситуация.
При повторении написания н и нн в прилагательных учитель пишет на доске с пропуском букв такие прилагательные, как туманный, кожаный, утренний, песчаный, рьяный, серебряный, и предлагает учащимся сказать, как бы они написали такие прилагательные. Неизбежно возникнет вопрос: когда надо писать одно н, а когда два?
Слайд 29Ведущие приемы обучения орфографии.
Орфографический разбор
Например: слово смазчик образовано от глагола
смазывать при помощи суффикса –чик, перед суффиксом есть буква з, значит в суффиксе надо писать букву ч.
Слайд 30Прием алгоритмизации
Например, правило о слитном и раздельном написании не с
существительными объясняется методом наблюдения и анализа в сочетании с самостоятельной работой учащихся. Эту работу завершает коллективное составление таблицы
I.
____________________
↓ ↓
Ответа два: да нет
↓ ↓
II. Есть ли противопоставление? Вывод: это часть корня,
/ \ ↓
/ \ пиши слитно
/ \
нет: это приставка, да: это частица,
↓ ↓
пиши слитно пиши раздельно
Пример обобщающего алгоритма для большинства орфограмм.
1. Выделить орфограммы.
2. Установить, в какой части слова находится каждая орфограмма:
↓ ↓ ↓ ↓
в приставке в корне в суффиксе в окончании
3. Выбрать правило и 3. Определить части речи.
применить его. 4. Выбрать правило и применить его.
Слайд 32Изложение материала блоками.
Блочный метод позволяет обобщить материал, лучше осмыслить его, осознать
логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные правила.
Темы «Состав слова и способы образования слов» объединяются в одно занятие.
Цель урока: 1) формировать приемы морфемного и словообразовательного анализа, устанавливая взаимосвязь между разными сторонами слова (семантикой, звуковым и морфемным составом, принадлежностью к части речи, правописанием); 2) развивать лингвистическое мышление учащихся, способность оперировать знаниями по составу слова и словообразованию; 3) способствовать повышению речевой культуры, обогащению словаря.
Это урок является ключевым в системе уроков повторения.
Слайд 33Задание: прежде чем вставить пропущенные в словах буквы, укажите, в какой
части слова находится орфограмма и как объяснить ее правописание, чтобы не ошибиться на письме
БЕРЕЗОВЫЙ ЛЕС
Какое удивительное, непередаваемое зрелище представляет березовый лес! Кажется, что кто-то огромный прошел по нему с мелом и кистью и, борясь с броскими красками щедрого июня, побелил голенастые стволы. А они, гладкие и белые, снизу совсем лишенные веток, взбегают, обновленные, кверху. Высоко в небе полощутся светло-зеленые космы кудрявых макушек. От яркой синеватой белизны оголенных стволов летом непривычно глазу.
Очень образно этот лес народ назвал белыми столбами.
(В. Б о ч а р н и к о в.)
Слайд 34Составление на уроках синквейнов делают урок интереснее и более запоминающимся. Например,
при изучении темы Н,НН в суффиксах причастий:
Ночью
Были окна
Синими складками
Опущенных шёлковых штор
Скрыты.
Асфальт
Промок насквозь.
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома
Слайд 35Учитель читает группу примеров, учащиеся определяют на слух способ словообразования и
по аналогии с разобранными приводят свои примеры. Так совершенствуются умения обобщать повторяемые сведения о способах словообразования.
Материал для работы:
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают.
И в зелени ветвей, в березах у межи
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
(И. Б у н и н).
Глубоко эмоциональное восприятие текста стихотворения пробуждает у учащихся желание подумать над тем, какими языковыми средствами создается редкий по выразительности поэтический образ родной природы.
Первые элементарные шаги в языковом анализе направлены на выделение групп слов, обозначающих предметы, признаки, действия.
Например:
Слайд 37Перед учащимися ставится проблемный вопрос: почему написание чередующихся гласных регулируется особыми
правилами? Предлагается проследить это явление на текстах. (Их два.)
1. И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрем те ж под Москвой,
Как наши братья умирали?»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
(М. Л е р м о н т о в.)
2. Самое дорогое, самое прекрасное для человека – это сама жизнь. А жизнь поддерживается разносторонним, неустанным трудом. Стоит замереть труду человека, начнет замирать и его жизнь.
(Г. К р ж и ж а н о в с к и й.)
В результате наблюдений делается вывод, что слова умрете, умереть, умирали (замереть – замирать) различаются формами и чередованием в корне, который пишется в зависимости от этого по-разному. Обращается внимание на отличие чередующихся корней -мер- - -мир- (вымерли – вымирали) от
корней-омонимов мир – помирить (поссорившихся) и мера – измерять (площадь), примерять (костюм), в которых нет чередования гласных в корне
Слайд 38На втором этапе работы следует проанализировать корни с чередованием
о – а в таком порядке. Сначала повторяется правописание корней -кос- - -кас- в зависимости от суффикса -а-, стоящего за корнем. Можно предложить учащимся наглядно представить это правило в форме несложного алгоритма:
Стоит ли после корня а?
↓ ↓
да нет
Пиши: а о
Слайд 39
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и
щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветки – хлынет сверкающий водопад.
По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под листьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
(Н. С л а д к о в.)
Предлагается комплексное задание. Прочитать выразительно текст, озаглавить его, выделить основные части текста и средства связи их между собой. Указать слова с приставками и проследить их назначение в тексте типа описания; графически обозначить приставки, установить их тип и объяснить правописание.
Возможно задание: подобрать слова с теми же приставками, но в сильной позиции.
Слайд 40Одна перфокарта может состоять из нескольких заданий на разные правила. Предлагаю
вашему вниманию три варианта перфокарт, построенных по такому принципу.
Перфокарта № 1 включает в себя задания на следующие правила орфографии:
правописание проверяемых безударных гласных в корне слова;
правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова;
правописание чередующихся гласных в корне слова;
правописание двойных согласных;
употребление Ъ и Ь.
Перфокарта № 2 :
правописание гласных после шипящих и Ц;
правописание приставок;
правописание окончаний глаголов и существительных;
правописание суффиксов разных частей речи;
правописание Н-НН в словах разных частей речи.
Перфокарта № 3 позволяет проверить знание орфоэпических норм русского литературного языка, в неё включены слова, в произношении которых учащиеся чаще всего допускают ошибки.
Использовать перфокарты (№ 1, 2) можно на любом этапе урока: на этапе изучения или закрепления конкретного правила орфографии (5–7 классы), перед повторением основных орфографических правил, во время повторения и как итоговую работу после повторения (5–11 классы).
Работать с перфокартами можно на специально приготовленных бланках, на листочках или в тетрадях, где рядом с номером выполняемого задания ставится нужная буква.
Слайд 41Перфокарта № 3.
Перфокарта № 3 позволяет проверить знание орфоэпических норм русского литературного
языка, в неё включены слова, в произношении которых учащиеся чаще всего допускают ошибки
Слайд 42Диктант – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на
слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия..
Предупредительный диктант – вид слухового диктанта. Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала заменяется объяснительным диктантом.
Объяснительный диктант – вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм.
Методика проведения контрольного диктанта
Слова с неизученными орфограммами заранее записываются и чётко проговариваются во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы до прочтения текста диктанта в целом.
Слайд 43Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы предупреждается во время
чтения текста.
Затем текст диктанта читается по отдельным предложениям. Каждое предложение диктуется два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй – для записи. Приступать к записи предложения только по окончании его чтения. Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, а законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями).
После записи всех предложений текст диктанта читается повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы дети успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. Далее следует самопроверка диктанта.
Слайд 44Выборочный диктант. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь
отдельных слов, словосочетаний или предложений.
Например, при отработке навыков различия приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.
Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.
Объяснительный диктант. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.
Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут
Слайд 45Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты,
которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное.
Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.
Свободный диктант. Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Время свободного диктанта – до 10 минут. Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные оокнчания глаголов и т.п.
Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.
Слайд 46Литература
1. Алгазина Н.Н., Дейкина А.Д. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.
2.
Граник Г.Г. Секреты орфографии. – 2-е изд. – М., 1994.
3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии – 2-е изд., переработанное. – М., 1982.
4. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии. – М., 1998.
5. Муратов А.А. Обучение русскому языку и грамотность. – «Русский язык в школе». – 1999, № 6.
6. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
7. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1996.
8. Теория и практика обучения русскому языку. Под редакцией Сабаткаева
Р.Б. – М., 2008.
9. Шатова Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении
орфографии. – М., 1990.
10. Энциклопедия. Русский язык. – М., 2008.