Слайд 1Урок. Комплексный анализ
текста в рамках республиканского эксперимента по апробации нового
инновационного учебника-практикума «Русский язык для 10-11 классов.
- Авторы книги – доктор педагогических наук, профессор, декан филологического факультета Московского педагогического университета А. Д. Дейкина и профессор кафедры методики преподавания русского языка этого же вуза
Т. М. Пахнова.
Слайд 2Цель урока:
Закрепить умение учащихся делать комплексный анализ текста; формировать
навык учащихся пользоваться всеми богатствами русского языка и речи.
Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Слайд 3План урока:
I. Чтение
отрывка из рассказа
В. Белова (упр. 531)
II. Анализ текста. Работа по
вопросам
к (упр. 531)
III. Творческая работа.
IV. Итог урока.
Слайд 4 Я слушаю гениальные звуки, проникающие и
вечные. Они заставляют думать, что разницы между живыми и мертвыми не существует. Душа бессмертна, потому что одна и ни на кого не похожа. Ни на кого не похожа «Осенняя песня". Разве не она, не душа Чайковского витает в моей избе? Может, это кощунство, но, когда я одинок, я не чувствую разницы между моими умершими и здравствующими в разных местах друзьями. Для меня они одинаково живы, как жива душа Петра Ильича Чайковского.
Слайд 5Звучит его «Осенняя песня», и я слышу грибной запах от скрипучей
тяжёлой корзины, вздрагиваю от лесной влаги и отмирающих берёзовых и осиновых листьев, чую всё, что делается за воротами...
Слайд 6Почему же я слышу сейчас валдайский бубенчик моего прадеда? И бодрящий
ритмичный бег по скользкой дороге, и хохот весёлой масленичной толпы, и катание на слегах, о котором мама так часто рассказывает, - всё как бы перевоплотилось, без потерь вместилось в этих бессмертных звуках.
Слайд 7И становится ясно, что ничего не проходит бесследно, ничего не пропадает
и не бывает зря.
Слайд 8В горле размягчается и затем исчезает горькая моя тяжесть, я снова
въяве слышу утренний звон застывших за ночь снегов, они слепят меня отражением золотых ранних лучей.
Слайд 9Мы по насту бежим в школу... Так весело, так приятно сократить
утреннюю дорогу, пробежав напрямую через поле и перелесок. Мы обследуем стог, от которого полетела как на крыльях рыжая белогрудая лиска...
Слайд 10Вот уже сидит на проталине первый чёрный скворец, и первый подснежник
удивлённо проклюнулся из-под снега на белый свет.
Слайд 11Слушая музыку, я чую младенческую беспомощность этого крохотного зелёного существа.
Слайд 12Но какова сила ничему не подвластной неукротимой и вечной жизни! Везде
белоснежный слепящий холод, а наш пострел везде поспел.
Слайд 13Вокруг белые, окаменелые от мороза пласты снегов, а тут на малой
проталинке плавится и отступает ледяной панцирь. И он – младенчик подснежник, – не успев проклюнуться из земли, уже заторопился цвести...
Слайд 14"Жизнь сильнее смерти" - просится на бумагу банальная фраза, и я
уступаю, запускаю ее туда, хотя знаю, что сопоставление понятий жизни и смерти неправомерно.
(В. Белов)
Описание Повествование Рассуждение
______ к 1.Тезис
______ / \ |
______ з р 2.Доказательство
|
OOOO 3.Вывод OOOO
Слайд 16 1.Стиль художественный
2.Сфера употребления в произведении
художественной литературы
3. Задача нарисовать словами картину,
выразить свое отношение к изображаемому,
воздействовать на чувства и воображения
читателя при помощи художественных образов
4.Основы языков приметы.
Тропы, диалектизмы,
историзмы, просторечия,
слова и формы других
стилей (разговорный, публицистический,
деловой)
Слайд 17 Основные средства связи между предложениями в тексте
(лексические и грамматические)
Однотематическая лексика
Лексический повтор
Синонимы (в том числе контекстуальные)
Антонимы (в том числе контекстуальные)
Союзы
Местоимения
Наречия
Видовременная соотнесенность глагольных форм
Числительные
Частицы
Вводные слова, указывающие на порядок явлений (мыслей) и связь между ними
Структурная соотнесенность предложений
Порядок слов в предложении
неполные предложения
Интанационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте)
Слайд 18 Односоставные предложения
Главный член - Главный член -
сказуемое подлежащее
определенно - Назывное
личное
Есть только
Сказуемое - глагол в подлежащее
форме 1-го или 2-го лица
единственного или множественного числа
неопределенно-
личное
Сказуемое - глагол в
форме 3-го лица множественного числа
настоящего и будущее время и в
форме множественного числа прошедшего времени
Безличное
При сказуемом нет
подлежащего.
Слайд 19 Напишите мини-сочинение, выразите в нём своё отношение к проблеме,
затронутой автором. Согласны ли вы с позицией автора?
УДАЧИ!
Слайд 20 Упражнение 531.
Составить схемы СПП
Задание №10 (Яминова
Л., Шагеева Р.)
Задание №12
Выполнить разборы слов под цифрами
I вариант – I абзац (цифры 1, 3)
II вариант – II абзац (цифры 1, 3)
Слайд 21Это лучший учебник при подготовке к ЕГЭ. В нем рассматриваются как
раз такие задания, которые помогают подготовить учащегося к достаточно глубокому их пониманию. Они комплексные. Чтобы найти ответ на каждое задание, нужно не просто прочитать тексты, а понять их идею. А они в книге все – шедевры высокохудожественной литературы: эмоциональны, вызывают интерес, заставляют задуматься и даже пофилософствовать, а не просто выполнить задание, выделив орфограммы и расставив знаки в предложении…
Это своеобразие текстов, как и новый подход к заданиям при работе с ними, выделяет инновационный учебник из общего ряда. Тексты помогают взглянуть на слово с разных точек зрения: языковедческой, лингвистической, литературоведческой, культурологической и др.
Слайд 22Старшеклассники школы №11, обучаются по учебнику нового поколения, приобретают знания, которые
пригодятся им не только для сдачи ЕГЭ, но и в дальнейшей жизни.
Завершен первый год эксперимента, и мы с уверенностью можем сказать, что учебник А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой вызвал живой интерес как среди преподавателей русского языка и литературы, так и среди учащихся.